Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Сокровища древней Маргианы (3).

Продолжение. Начало см. в Сокровища древней Маргианы и Сокровища древней Маргианы (2).

"Помимо шахтных, наиболее распространённых в стране Маргуш (около 80 процентов) погребений, были и могилы в виде простых ям. Как правило, погребальные приношения, положенные в ямные могилы, далеко уступали по богатству шахтным и включали лишь несколько сосудов, да одну-две бусинки.

mosika_901_00001

Для аристократии вместо грунтовых ям или же шахтных могил сооружались специальные подземные мавзолеи. Это, прежде всего, цисты – то есть прямоугольные котлованы, стенки которых обкладывались изнутри сырцовыми кирпичами. Второй тип – это камерные могилы, представляющие собой одно-, двух- или даже трёхкомнатные подземные дома. Среди почти трёх тысяч могил на большом некрополе Гонура обнаружено всего 45 таких мавзолеев аристократов и почти столько же цист, в которых, как правило, находились останки не одного, а нескольких человек. Особый тип могил сооружался для правящей верхушки – правителя и, по-видимому, высших жрецов. По сути, «царские» гробницы отличаются от камерных могил только своими размерами и планировкой – вместо трёх, в них имеется от четырёх до восьми комнат.

mosika_901_00001
В аристократических погребениях было найдено немало замечательных золотых бус, украшенных полудрагоценными
камнями
.

Понятно, что самые ценные находки были сделаны именно в камерных могилах и «царских» гробницах. Все они за редчайшими исключениями оказались разграбленными ещё в древности. Нередко «аккуратность» устройства грабительского лаза столь точно соответствовала расположению богатых погребальных приношений, что невольно наводит на мысль, что в их разграблении принимал участие кто-то из людей, участвовавших в похоронах. Но даже то, что не заметили грабители и, что стало счастливой находкой археологов, включает золотые и серебряные изделия, разнообразные предметы из слоновой кости, изумительные каменные, терракотовые изделия и многое другое.

mosika_901_00001
Почти 1000 золотых, лазуритовых и сердоликовых бусин содержит ожерелье с разделителями из гробницы 3200.

Одной из примечательных черт искусства БМАК является обилие изображений тюльпанов, выполненных в различных техниках и представляющих с достаточной достоверностью растение, до сих пор встречающееся на Гонуре. Исследования показывают, что у древнего населения страны Маргуш могли существовать ритуалы, связанные с возрождением природы, проводившиеся в пору цветения тюльпанов.

mosika_901_00001

Отполированный до блеска стержень булавки для волос из метеоритного железа (самый ранний на Гонуре образец этого
металла) с золотым навершием в виде звезды и полумесяца, по-видимому, замечательно смотрелся в тёмных волосах древней модницы.

mosika_901_00001

Все выявленные сюжеты демонстрируют, как неоднократно отмечалось на материалах печатей и амулетов Бактрии и Маргианы, одну из ведущих идей того времени – борьбу сил Добра и Зла. Эти сюжеты, так же как и те, что изображены на многочисленных печатях и амулетах БМАК, представляли собой своего рода «тезисы» или «конспекты» мифов, что были распространены у древних маргушцев.

mosika_901_00001
Большое число изделий из слоновой кости, найденных на Гонуре, свидетельствуют о тесных связях населения бассейнов двух великих рек – Мургаба и Инда. Но предметом импорта являлась сырая кость. Гравировка и другая её обработка проводились в Маргиане. Свидетельством этому изображенные типичный сюжет БМАК: крылатый грифон заглатывает козлёночка.

Очевидно, маргушцы поддерживали тесные контакты с населением долины реки Инд. Ещё более ярким свидетельством таковых, кроме отмеченных выше параллелей в архитектуре и в керамике между этими двумя регионами, служит большое число изделий из слоновой кости («гадательные палочки», браслеты, «фишки» для игр, косметические лопаточки и др.), а также находки типичной хараппской печати – также с надписью. Есть все данные считать, что маргушцы сами стояли на пороге создания собственной письменности, доказательством чего служат, например, токины с нанесёнными на них  различными знаками, обнаруженные у главных ворот дворца Гонура, а также другие знаки, найденные на фрагментах керамики и на терракотовых женских статуэтках.

Маргиана и Бактрия прославились среди других стран находками на их территории серебряных изделий с богатейшими рельефными украшениями. Подавляющее большинство таких изделий происходит из грабительских раскопок. Всего лишь несколько шедевров, включая представленный на фото, удалось найти на том месте, куда они были помещены 4000 лет назад.

mosika_901_00001

Среди местной керамики выделяются вазы и кувшины с волнистыми венчиками, происхождение которых уводит нас в Сиро-Анатолию, в то время как цилиндрические сосуды с множеством отверстий явно отражают влияние керамического искусства, идущего из долины Инда.

mosika_901_00001

Этот мотив орнамента легко угадывается. Я писал о нём в Египет и Крит: сходство орнамента.

mosika_901_00001

Достаточно редкими и встречающимися только в богатых погребениях являются светильники разных форм.

mosika_901_00001

Разнообразие изображений змей на каменных маргианских амулетах оставляет неизгладимое впечатление.

mosika_901_00001

Между прочим, по стилистике изобразительных форм эти амулеты напоминают хараппские печати.

На Гонуре найдено всего пять каменных цилиндрических печатей, каждая из которых могла бы быть предметом специального исследования, учитывая сложные интересные композиции, вырезанные на них. Особый интерес вызвала печать с нанесённой на ней аккадской надписью, что подтверждает наличие тесных связей Маргианы с Ближневосточным центром древней цивилизации. Типичная хараппская прямоугольная печать с изображением слона – дополнительный аргумент в пользу связей и с Индийским центром".

mosika_901_00001



Tags: Индия, Маргиана, артефакты
Subscribe

Posts from This Сommunity “Индия” Tag

  • Города-"сундуки" Индо-Хараппской цивилизации.

    Сделаем небольшой вечерний экскурс по городам и весям Индо-Хараппской цивилизации. Шикарпур (Shikarpur) — древнее поселение Хараппской…

  • Шортугай.

    Шортугай (Shortugai, Shortughai) — археологический памятник в северо-восточном Афганистане, датированный приблизительно 2300-1800 гг. до н.…

  • О миграциях индийских зебу в Месопотамию.

    Недавно в статье "Исход" дравидов в Месопотамию? говорилось о том, что следы индийских зебу появляются в геноме ближневосточных коров…

  • Печать из Хараппы.

    Эта печать из Хараппы была обнаружена в Раджастане несколько лет назад ... Она из времени, когда Индо-Хараппская цивилизация находилась на…

  • Богиня священной смоковницы.

    Перед нами «печать с повествовательной сценой», одна из многих, сделанных людьми цивилизации долины Инда между 2200 и 1900 годами…

  • Кумари-пуджа

    В рамках праздника Дурга-пуджа существует Кумари-пуджа, то есть поклонение Дурге в её девственной ипостаси ("кумари" значит…

  • Единорог как "маркер" матриархата.

    Самые древние изображения единорога нашлись при раскопках Индо-Хараппской цивилизации. Однорогий буйвол. Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы,…

  • Индийская Родина-мать.

    Что объединяет Индию и индусов в единое целое? Богиня Сати. Согласно истории, богиня Сати бросилась в огонь, после чего части её тела были рассеяны…

  • "Исход" дравидов в Месопотамию?

    В статье " Генетики назвали родину всех современных коров и быков" говорится, что обитатели долины реки Инд начали разводить зебу (Bos…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments