Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Сокровища древней Маргианы (3).

Продолжение. Начало см. в Сокровища древней Маргианы и Сокровища древней Маргианы (2).

"Помимо шахтных, наиболее распространённых в стране Маргуш (около 80 процентов) погребений, были и могилы в виде простых ям. Как правило, погребальные приношения, положенные в ямные могилы, далеко уступали по богатству шахтным и включали лишь несколько сосудов, да одну-две бусинки.

mosika_901_00001

Для аристократии вместо грунтовых ям или же шахтных могил сооружались специальные подземные мавзолеи. Это, прежде всего, цисты – то есть прямоугольные котлованы, стенки которых обкладывались изнутри сырцовыми кирпичами. Второй тип – это камерные могилы, представляющие собой одно-, двух- или даже трёхкомнатные подземные дома. Среди почти трёх тысяч могил на большом некрополе Гонура обнаружено всего 45 таких мавзолеев аристократов и почти столько же цист, в которых, как правило, находились останки не одного, а нескольких человек. Особый тип могил сооружался для правящей верхушки – правителя и, по-видимому, высших жрецов. По сути, «царские» гробницы отличаются от камерных могил только своими размерами и планировкой – вместо трёх, в них имеется от четырёх до восьми комнат.

mosika_901_00001
В аристократических погребениях было найдено немало замечательных золотых бус, украшенных полудрагоценными
камнями
.

Понятно, что самые ценные находки были сделаны именно в камерных могилах и «царских» гробницах. Все они за редчайшими исключениями оказались разграбленными ещё в древности. Нередко «аккуратность» устройства грабительского лаза столь точно соответствовала расположению богатых погребальных приношений, что невольно наводит на мысль, что в их разграблении принимал участие кто-то из людей, участвовавших в похоронах. Но даже то, что не заметили грабители и, что стало счастливой находкой археологов, включает золотые и серебряные изделия, разнообразные предметы из слоновой кости, изумительные каменные, терракотовые изделия и многое другое.

mosika_901_00001
Почти 1000 золотых, лазуритовых и сердоликовых бусин содержит ожерелье с разделителями из гробницы 3200.

Одной из примечательных черт искусства БМАК является обилие изображений тюльпанов, выполненных в различных техниках и представляющих с достаточной достоверностью растение, до сих пор встречающееся на Гонуре. Исследования показывают, что у древнего населения страны Маргуш могли существовать ритуалы, связанные с возрождением природы, проводившиеся в пору цветения тюльпанов.

mosika_901_00001

Отполированный до блеска стержень булавки для волос из метеоритного железа (самый ранний на Гонуре образец этого
металла) с золотым навершием в виде звезды и полумесяца, по-видимому, замечательно смотрелся в тёмных волосах древней модницы.

mosika_901_00001

Все выявленные сюжеты демонстрируют, как неоднократно отмечалось на материалах печатей и амулетов Бактрии и Маргианы, одну из ведущих идей того времени – борьбу сил Добра и Зла. Эти сюжеты, так же как и те, что изображены на многочисленных печатях и амулетах БМАК, представляли собой своего рода «тезисы» или «конспекты» мифов, что были распространены у древних маргушцев.

mosika_901_00001
Большое число изделий из слоновой кости, найденных на Гонуре, свидетельствуют о тесных связях населения бассейнов двух великих рек – Мургаба и Инда. Но предметом импорта являлась сырая кость. Гравировка и другая её обработка проводились в Маргиане. Свидетельством этому изображенные типичный сюжет БМАК: крылатый грифон заглатывает козлёночка.

Очевидно, маргушцы поддерживали тесные контакты с населением долины реки Инд. Ещё более ярким свидетельством таковых, кроме отмеченных выше параллелей в архитектуре и в керамике между этими двумя регионами, служит большое число изделий из слоновой кости («гадательные палочки», браслеты, «фишки» для игр, косметические лопаточки и др.), а также находки типичной хараппской печати – также с надписью. Есть все данные считать, что маргушцы сами стояли на пороге создания собственной письменности, доказательством чего служат, например, токины с нанесёнными на них  различными знаками, обнаруженные у главных ворот дворца Гонура, а также другие знаки, найденные на фрагментах керамики и на терракотовых женских статуэтках.

Маргиана и Бактрия прославились среди других стран находками на их территории серебряных изделий с богатейшими рельефными украшениями. Подавляющее большинство таких изделий происходит из грабительских раскопок. Всего лишь несколько шедевров, включая представленный на фото, удалось найти на том месте, куда они были помещены 4000 лет назад.

mosika_901_00001

Среди местной керамики выделяются вазы и кувшины с волнистыми венчиками, происхождение которых уводит нас в Сиро-Анатолию, в то время как цилиндрические сосуды с множеством отверстий явно отражают влияние керамического искусства, идущего из долины Инда.

mosika_901_00001

Этот мотив орнамента легко угадывается. Я писал о нём в Египет и Крит: сходство орнамента.

mosika_901_00001

Достаточно редкими и встречающимися только в богатых погребениях являются светильники разных форм.

mosika_901_00001

Разнообразие изображений змей на каменных маргианских амулетах оставляет неизгладимое впечатление.

mosika_901_00001

Между прочим, по стилистике изобразительных форм эти амулеты напоминают хараппские печати.

На Гонуре найдено всего пять каменных цилиндрических печатей, каждая из которых могла бы быть предметом специального исследования, учитывая сложные интересные композиции, вырезанные на них. Особый интерес вызвала печать с нанесённой на ней аккадской надписью, что подтверждает наличие тесных связей Маргианы с Ближневосточным центром древней цивилизации. Типичная хараппская прямоугольная печать с изображением слона – дополнительный аргумент в пользу связей и с Индийским центром".

mosika_901_00001



Tags: Индия, Маргиана, артефакты
Subscribe

Posts from This Сommunity “Индия” Tag

  • Кносс и Хараппа были матриархиями?

    "В связи с очевидным доминированием Богини-Матери как в цивилизации долины Инда (IVC), так и в минойской цивилизации Крита, отсутствием…

  • Про "леди на зубчатом троне".

    Massimo Vidale в статье The Lady of the Spiked Throne. The power of a lost ritual пишет, что, несмотря на усилия Департамента археологии Исламской…

  • В лабиринте ведийской мифологии.

    О. Н. Куслий в статье " Божественный женский персонаж в контексте основного ведийского мифа" пишет: "Подвиг Индры [ 1] принято…

  • Гаро.

    Гаро - тибето-бирманская этническая группа, в основном обитающая в индийских штатах Мегхалая, Ассам, Трипура, Нагаленд и в соседних районах…

  • Как далают "амазонок"?

    Интересную запись я прочитал у shraibman в Пхулан Деви. Она позволяет понять, что такое индийская кастовая система. И также даёт ответ…

  • О матрилинейном наследовании у дравидов.

    Традиционные формы наследования земли. Источник картинки. Как видим, матрилинейное наследование сохранилось на крайнем юге Индостана, там, где…

  • Мистерия богини Амман.

    Как говорит автор фильма, " культ богини Амман (Мариамман) - один древнейших народных культов, возможно, более древний, чем культ Шивы или…

  • «Жизнь без царя́», в 4 актах с эпилогом.

    Во время раскопок Индо-Хараппской цивилизации не были обнаружены дворцы и какие-либо упоминания о существовании царей. Кроме того, исследователи не…

  • Рамакришна.

    Рамакришна родился 18 февраля 1836 года в одной из деревушек Бенгалии, в семье бедных браминов, живших очень тяжёлой жизнью. Это был обычный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments