Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сокровища древней Маргианы (4).

Окончание. Начало см. в Сокровища древней Маргианы, Сокровища древней Маргианы (2) и Сокровища древней Маргианы (3).

В продолжение темы близости между Маргианской и Индо-Хараппской цивилизациями рассмотрим глиптику Бактрии и Маргианы, которая имеет поразительное сходство с хараппскими печатями.

mosika_901_00001
Большинство изображений коленопреклоненных фигур показывают божеств. Они как правило гравированы на каменных амулетах. Обычно божества имеют человеческое тело и птичью (чаще всего орлиную) голову с изогнутым или гребенчатым гребнем. Изображения мужских фигур намного более редки.

mosika_901_00001
Почти всегда бык рассматривается как олицетворение силы и мощи. На маргианских и бактрийских печатях и амулетах изображены горбатые быки (зебу?). Как правило, они стоят в тихой статической позе.

И - для сравнения - печать из долины Инда:

Печать из долины Инда.

О божественности существа, показанного сидящим на каменной цилиндрической печати, найденной около круглого алтаря на Северном Гонуре, говорят крупные рога, украшающие его голову, а также солнечный овал, окружающий центральное изображение.

mosika_901_00001

Правда, мне кажется, что солнце здесь ни при чём. Тут, скорее всего, изображён тот самый свет сверхсознания, о котором говорилось в статье Рождение сверхсознания. Ну а чисто внешне это изображение сильно напоминает хараппского "йога" с рогами, сидящего в позе медитации.

Shiva_Pashupati

mosika_901_00001
С обеих сторон центрального сидящего божества на той же печати стоят женские фигуры – богини растительности, из тел которых произрастают ветви растений, а вокруг находятся звери и рыбы.

mosika_901_00001

А это похоже на танцующего Шиву.

Шива

Изображения на печатях, охранявших содержимое от недобрых сил, рассказывают специалистам о мифах, легендах, представлениях жителей древней Маргианы.

Изящные фигурки стоящих или лежащих козлов и баранов – очень популярные изображения на навершиях булавок для волос.

mosika_901_00001

По-видимому, сохранившиеся до наших дней туркменские традиции почитания горных баранов, архаров уходят своими корнями в глубокую древность. Эти животные – один из любимых сюжетов мастеров древней Маргианы. В их форме делались косметические флаконы, ими украшались навершия булавок для волос, они присутствуют на печатях и амулетах.

mosika_901_00001

Находки, сделанные в старой Мургабской дельте, показали, что уже четыре тысячи лет назад население страны объединяло и общее мировоззрение. Причём это были не отдельные, самостоятельные культы разных божеств, а, судя по всему, стройная система представлений, ритуалов и обрядов. Так, пока только именно здесь обнаружены и раскопаны храмы, связанные с приготовлением галлюциногенного напитка – хаомы, о котором гораздо позднее, в Авесте – священном писании зороастрийцев, будет сказано столько восторженных слов. Почти во всех открытых храмах Маргианы (Тоголок-1 и 21, теменос Гонура) были впервые обнаружены остатки таких алкалоидных растений, как эфедра, конопля и мак, из которых приготовляются галлюциногенные напитки. Вместе с этими растениями обнаружен весь необходимый инструментарий для приготовления сока типа хаомы, что также впервые отмечено в мировой археологической практике.

Наряду с культом галлюциногенного напитка, у маргушских племён едва ли не такое же важное место занимал культ огня, в честь которого возводились монументальные храмы с круглыми алтарями и приносились жертвы богу огня. Показательно, что эта традиция продолжалась в Маргиане и позже, почти до конца II тысячелетия до н.э. Свидетельством этого являются круглые алтари в храме Тоголок-21, в которых найдены остатки жировых и молочных жертвоприношений. Во многих маргианских храмах рядом с прямоугольными алтарями «вечного огня» располагаются подземные, вырытые в материке и обложенные изнутри кирпичами т.н. «хранилища священной золы».

Третьим культом маргушцев, который явно прослеживается по имеющимся археологическим свидетельствам, был культ воды. О его существовании говорит сложная система бассейнов Гонура, где совершались культовые омовения, фильтр для очистки речной воды, а также комплекс помещений и зданий на южном и северном берегах большого южного бассейна, так или иначе тяготеющих и связанных с водой, который вполне возможно интерпретировать как своеобразный храм воды.

Восстанавливаемые по археологическим данным погребальные обряды маргушцев, с одной стороны демонстрируют наличие культа земли, выражающегося, прежде всего, в ритуальном предохранении чистой земли от разлагающихся трупов, а, с другой – о наличии обряда выставления тел умерших в определённых местах для их очищения от плоти, обряда, который, кроме как у зороастрийцев, позднее ни у кого не бытовал. Одним из ярких свидетельств сходства обрядов населения страны Маргуш с зороастрийскими, явились находки большого числа особых погребений животных – собак, баранов и ослов.

Эти, а также многие другие сведения, полученные в ходе раскопок разнообразных памятников древней страны Маргуш, с бесспорностью указывают на то, что среди живших здесь племён были распространены ритуалы, обычаи, традиция, представления, которые позже легли в основу зороастрийских. Пророк Заратуштра не мог просто придумать то или иное учение, которое со временем стало верой многих тысяч человек. Чтобы люди пошли за проповедником, он должен был включить в систему своих поучений то, что они уже знали, что было как-то связано и не сильно противоречило бы представлениям, правилам, обычаям народа. Вот уже около двухсот лет учёные всего мира заняты поисками родины первой мировой религии – зороастризма. Куда только не помещали её исследователи, каждый, приводя свои доказательства. Сколько было авторов, столько и гипотез. Находки и открытия в древней Маргиане показывают, что ни в одном другом месте Древнего Востока, нет такого, как здесь, числа фактических данных, которые бы указывали на связь обычаев и традиций местного населения с последующей зороастрийской религией.

mosika_901_00001
Один из уникальных по форме ритуальных топоров, найденный на Гонуре. Его острие сделано в форме рыбьего хвоста, а обух в виде головы петуха. Такого рода «гибридные» фантастические животные – одна из характерных черт восточного искусства.

mosika_901_00001
Возможно так – зажжением огня в четырех алтарях, окружающих его гробницу – завершалась церемония прощания или поминания правителя страны Маргуш и четыре тысячи лет назад.

От себя ещё добавлю, что, возможно, неслучайно именно в Туркмении расположена «Дверь в преисподнюю», или «Врата ада» — большая дыра, наполненная горящим газом. Вполне возможно, что и в глубокой древности имели место быть подобные провалы земли на местах подземных пустот (каверн).

Дарваза



Tags: Маргиана, артефакты, искусство, огонь
Subscribe

Posts from This Сommunity “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments