Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

В начале было тесто...

Д. В. Пикалов в своей монографии "Миф и ритуал неолита" толкает нагора идею о том, что из практики приготовления лепёшек из теста развилось гончарное ремесло.

В принципе, это вполне возможно, так как наиболее древние гончарные изделия появились ещё до изобретения гончарного круга, и вся посуда лепилась из глины руками, буквально как лепёшки - из теста. Очевидно, и тем, и другим занимались женщины.

тандыр

А. М. Лобок отмечает: «Вплоть до момента создания индустрии хлебопечения процедура лепки практически отсутствует в технологическом инструментарии первобытного человека. Правда, попытки что-то лепить из глины спорадически возникают в эпоху палеолита (известны буквально единичные памятники со следами такой деятельности), однако, что гораздо более существенно, технология лепки не становится при этом предметом культурной трансляции, а это свидетельствует о ее принципиальной невостребованности общественным сознанием и общественной практикой вплоть до эпохи неолита. Но, таким образом, без излишнего преувеличения можно утверждать, что не только металлургия, но и систематическое производство керамики, в рамках которых человек тоже занимается своеобразной лепкой, демиургическим сотворением «из ничего» – это процессы, появляющиеся уже ПОСЛЕ того, как человечество изобретает процедуру вылепливания из теста» [1].

"Действительно, - продолжает Д. В. Пикалов, - до неолитической революции глина практически не используется. Ряд найденных в пещерах верхнего палеолита вылепленных из глины предположительно культовых фигурок – это, скорее, исключение из правила".

«Это выглядит совершенно поразительно, но это исторический факт: верхнепалеолитическое человечество существует на протяжении тысячелетий, практически игнорируя тот факт, что предметы можно создавать посредством лепки: глина как природный материал для культовых статуэток оставляет палеолитического человека совершенно равнодушным. Любые статуэтки, которые находят археологи в палеолитических слоях, – это статуэтки, которые созданы посредством выдалбливания и вырезания, но за редчайшими исключениями нет следов того, что человеку знакома работа с глиной, хотя, казалось бы, чего проще: взять кусок глины и что-то из нее вылепить? Но в том-то все и дело, что за таким простым, на первый взгляд, предметным действием скрывается глубинная ломка палеолитического мировоззрения, скрывается ПАРАДИГМАЛЬНОЕ изменение сознания древнего человека. И факт заключается в том, что первый материал, благодаря которому человек на парадигмальном уровне осознаёт и манифестирует ценность лепки и делает технологию лепки предметом культурного наследования – это именно мука, полученная им из злаков. А хлебные лепёшки, которые могут произвольно менять свою форму по прихоти их создателя, становятся не чем иным, как первыми культовыми предметами новой религии» [2].

«Между прочим, то, что феномен керамики возникает как новая мировоззренческая реальность, а не как простое практическое изобретение, видно из того, что первые изделия из глины, находимые археологами, – это не утилитарные предметы типа домашней утвари, а изделия заведомо избыточные, неутилитарные, КУЛЬТОВЫЕ – глиняные фигурки, глиняные маски и т. д. В самых ранних слоях земледельческих культур обнаруживается огромное количество глиняных масок, глиняных фигурок, но практически отсутствует посуда» [3].

"Более наглядно этот феномен виден в докерамическом Иерихоне В. Посуда ещё изготовлялась из известняка, но в то же время археологами были найдены многочисленные культовые предметы, вылепленные из глины. Это маленькие глиняные статуэтки, изображавшие предположительно женское божество плодородия и фигурки животных", - добавляет Д. В. Пикалов.

Ещё более показательной является культовая керамика из Чатал-Хююка и Хаджилара – плоские стоячие женские фигурки, сделанные из обожжённой глины с процарапанными глазами, носом, волосами и подбородком. Статуэтки из обожжённой глины, очень хорошо моделированные, сопровождаются более грубыми фигурками из того же материала с головками из деревянных колышков. Встречаются изображения богини с богом, игравшим второстепенную роль ребёнка или возлюбленного.

Богиня показана сидящей на одном или двух леопардах или стоящей с детёнышем леопарда на руках. Она может изображаться одна стоя, сидя, сидя на корточках или в коленопреклонённом положении, лёжа вместе с ребёнком. Богиня представлена обнажённой или в одежде типа «бикини», в переднике или длинном открытом платье, окрашенном в белый цвет. Если богиня изображена молодой, её волосы заплетены в косы, и она обычно почти не одета; фигурки зрелых женщин чаще совсем нагие, и их волосы собраны в узел [4]."

А. М. Лобок отмечает: «Таким образом, можно предполагать, что первоначальное использование глины в эпоху раннего неолита носит подчёркнуто мировоззренческий характер. <...> И лишь в дальнейшем глиняное производство приобретает утилитарно-прагматический оттенок: возникает индустрия глиняных сосудов, используемых в чисто утилитарных целях. Мировоззренческое измерение зерна и создание связанного с этим мировоззренческим измерением зерна земледельческого КУЛЬТА (культуры земледелия) – это только пролог. Очень скоро становится ясно, что злаково-кулинарная мировоззренческая метафора «творение через уничтожение», будучи возведена в ранг культа (в ранг земледельческой культуры), может иметь самые мощные системные следствия. И в первую очередь речь идёт о двух фундаментальных технологических изобретениях, значение которых в дальнейшем развитии культуры и общества переоценить невозможно, и которые являются, по сути дела, не чем иным, как своеобразным осуществлением злаково-кулинарной метафоры. Технология производства керамики из глины и технология производства металла из руды – похоже, что именно технология кулинарной обработки злаков становится магической моделью для открытия этих двух фундаментальных технологий, и неслучайно именно в тех исторических районах, в которых начинаются эксперименты с зерном, достаточно скоро отмечается возникновение мощной глиняной индустрии, а спустя еще какое-то время начинаются эксперименты с металлами» [5].

«Таким образом, приручение зерна – это, прежде всего, знак происходящей в человеке раннего неолита мировоззренческой революции. Удивительная трансформация, происходящая с зерном, которое превращается вначале в муку, а затем в хлебную лепёшку, – это своеобразный эпиграф к совершенно новой эпохе – эпохе истории. Именно с идеей лепки начинается время подлинной истории. И если хлебный вариант лепки, пожалуй, не являлся исторически универсальным (хотя нельзя не заметить, что незлаковые цивилизации всегда уступали в своём динамизме цивилизациям злаковым), то керамика, пожалуй, может быть признана в качестве универсальной производственной матрицы истории. Любая историческая цивилизация (а не только цивилизация Шумера) имеет в своих истоках глиняный период, т. е. является в каком-то смысле глиняной цивилизацией» [6].

----------------------------------------------------------------------------
[1] Лобок А. М. Антропология мифа. С. 553–554.
[2] Лобок А. М. Антропология мифа. С. 560.
[3] Лобок А. М. Антропология мифа. С. 561.
[4] Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. С. 89–95, 99.
[5] Лобок А. М. Антропология мифа. С. 564.
[6] Лобок А. М. Антропология мифа. С. 565.



Tags: неолитическая революция, хлеб
Subscribe

Posts from This Сommunity “неолитическая революция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments