Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Обезьяний "патриархат".

Из монографии Ю. М. Бородая "Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания".

От себя напишу несколько строк, в качестве предисловия.

Когда читаешь описание поведения обезьян в стаде, сразу замечаешь, насколько близко это описание к тому, что мы наблюдаем в современном человеческом обществе, которое не движимо никакими высшими силами. Здесь и отношения "я - начальник, ты - дурак" на работе, и тюремные отношения, и "разборки конкретных пацанов", и государственная "вертикаль власти", и превентивные репрессии по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись", и многое, многое другое... По сути, человечество лишь одной ногой вылезло из обезьянника, а вторая нога всё ещё находится там.

человек 3

***************

"Что касается наших ближайших родственников, обезьян, то — "структурной основой их объединения является семья, состоящая из одного самца и многих самок, образующих его "гарем". Самец, так называемый "вожак", буквально терроризирует самок и не допускает к ним других самцов. Поскольку общее количество самцов у обезьян более или менее равно количеству самок, отсюда следует, что значительное большинство самцов устранено от половой жизни, ибо этому
препятствуют вожаки. Эти одинокие "холостяки" являются причиной разных беспорядков в колонии обезьян. В общем, однако, "холостяки" признают господство вожака и уступают ему. Вожак укрощает строптивого "холостяка" или непослушную самку, принимая такую же позу, какую он принимает во время спаривания. Если поза укрощения является знаком властвования, то поза подставления самки служит знаком покорности" [1].

Отметим сразу, что способ "устрашения" и "выражения покорности" у обезьян весьма специфичен и заслуживает, на наш взгляд, особого внимания. Ведь суть этого способа заключается в том, что специфически сексуальная реакция становится здесь универсальным способом регуляции внутригрупповых отношений, символом "господства-подчинения", т. е. символическим замещением реакций, не имеющих прямого отношения к половому акту. Так, например, самцы, выражающие покорность вожаку, принимают сексуальную позу подставления самки; и, наоборот, в тех редких случаях, когда в сообществе, состоящем из самок и молодых самцов-подростков доминирующего положения добивается сильная самка, она проявляет свою власть, принимая сексуальную позу самца: "Господствующая самка одинаково укрощает как самок, так и самцов, повторяя основные движения, характерные для самца во время спаривания" [2]. Такой стереотипный принцип "руководства коллективом", способ подавления эгоцентризма подчинённых особей в стаде обезьян универсален: "Его исходная связь с половым актом несомненна" [3]. Таким образом сексуальная символика оказывается своего рода предчеловеческим обезьяньим "праязыком". И в этом свете характерное для современности широкое распространение "матерного языка", может быть, следует рассматривать как симптом превращения человека назад в обезьяну?

Характерно: если у доминирующей самки применяемые ею сексуальные движения самца являются лишь подражательно-символической реакцией, которая не может выражать ничего, кроме угрозы, то у господствующего самца символический (угроза) и биологический (готовность к половому акту) смысл этой реакции, как правило, непосредственно провоцирует половое возбуждение, направленное на самок, и, наоборот, сексуальное возбуждение, спровоцированное самкой, легко переходит в агрессивность, направленную на самцов. "Половое возбуждение самца в случае терроризирования подчинённого напоминает проявления садизма" [4].

Впрочем, "садистское" поведение "хозяина гарема" можно отчасти объяснить и страхом утратить своё доминирующее положение. Страх этот обоснован. "Вследствие своеобразной структуры колонии и господства вожаков вся группа самцов оказывается исключённой из нормальной сексуальной жизни... Однако с течением времени в связи с высокой возбудимостью обезьян половое влечение становится настолько неудержимым, что даёт им преимущество над вожаком".

При этом примечателен тот факт, что положение "хозяина" гарема может завоевать не обязательно самый крупный из самцов. "Здесь, — пишет Дембовский, — большую роль может сыграть половое возбуждение самца, которое является сильным стимулом, устраняющим его подчинённость и превращающем подчинённого индивида в господствующего" [5]. Другими словами, у обезьян в борьбе за доминирование в стаде кроме чисто физических качеств (общий вес, величина клыков и т. д.) существенную роль играет степень агрессивности — храбрость, отвага, "величина" которых прямо пропорциональны силе внутреннего сексуального "напора". Этот "напор" (сексуальная потенция) неодинаков у разных особей; у одних он относительно слаб, у других (потенциальных вожаков) достигает огромных размеров. Например, "самец шимпанзе, живущий с несколькими самками, спаривается со всеми ими ежедневно, насильственно принуждая их к акту побоями и укусами" [6].

Впрочем, случается, что и некоторые самки не уступают своим "повелителям" в предприимчивости. Вот, например, сцена в колонии павианов: "Вожак отвлекается, чем-то заинтересовавшись, и в тот же момент одна из его самок предлагает себя стоящему рядом с ней "холостяку", который захватывает её соответствующим образом к себе в объятия. Но как только вожак замечает это, самка немедленно бросается к нему, скуля и подставляясь, а также угрожая своему "соблазнителю" взглядом и ударами рук по земле. В результате вожак нападает на "соблазнителя" и расправляется с ним" [7].

Естественно, что в такой обстановке для большинства самцов проявление полового инстинкта связано с чрезвычайной опасностью, его им необходимо постоянно подавлять. "Из наблюдений за жизнью павианов в сообществе видно, что ряд самцов обречён на целибат, и им остаётся только либо гомосексуализм, широко распространённый среди обезьян, либо онанизм" [8]. Если при этом учесть, что "половая субординация влечёт за собой, как правило, субординацию и в других сферах деятельности, например, в добывании корма" [9], то возникает вопрос: что же удерживает "холостого" самца в стаде?

Очевидно, что удержать его здесь может только одно — инстинкт самосохранения. Несмотря на садистский террор вожаков, только принадлежность к стаду обеспечивает отдельной особи относительно надёжную защиту от нападений хищников — "... стадный образ жизни обезьян, — пишет Ян Дембовский, — определяется не только их половыми отношениями и семейной жизнью; не малую роль играет в этом также взаимная помощь, имеющая большое значение особенно у тех животных, на которых легко нападать хищникам. В колонии обезьян В. Келера шимпанзе бросились на помощь индивиду, которого наказывали и который издавал при этом характерные звуки. Когда животные подросли, такая совместная атака становилась просто опасной... достаточно было в какой-то момент одного крика, чтобы вся колония с яростью бросилась на агрессора" [10]. Этот же инстинкт, очевидно, определяет и ярко амбивалентное отношение подчинённой особи к вожаку: "Отношение подчинённости состоит не только в уступке слабого сильному, в страхе и позе подставления, но и в стремлении к сильному, к его защите, на что этот более сильный индивид отвечает дружественной реакцией" [11]."

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Дембовский Я. Психология обезьян. М, 1963, с. 240. Ср. Тих Н. А. "Движение покрывания... применяется во взаимоотношениях обезьян во многих вариациях — от полной имитации полового поведения самца до мимолётного движения...". "Подставление, как и покрывание, наиболее употребительный способ общения между подчинёнными и господствующими членами стада многих видов обезьян... Это движение заключается в том, что подчинённый или зависимый член стада поворачивается задом (демонстирует свой зад) к господствующему, к вожаку... Позу подставления принимают не только самки, но и самцы... многие авторы специально занимались изучением явления подставления и истолковывали его в большинстве случаев как извращение половых взаимоотношений" (Предыстория общества, с. 218—220).
[2] Дембовский Я. Психология обезьян, с. 246.
[3] Там же.
[4] Там же, с. 251. Ср. Тих Н. А.: "Всякое сильное эмоциональное возбуждение вызывает у самцов-гамадрилов эрекцию" (Предыстория общества, с. 221).
[5] Дембовский Я. Психология обезьян, с. 246. См. дальше: "Только размерами тела нельзя объяснить данного вопроса... Господство того или иного индивида в группе обезьян есть, по-видимому, результат... его агрессивности, темперамента и в значительной мере — физической отваги" (с. 248).
[6] Там же, с. 252.
[7] Там же, с. 240.
[8] Там же, с. 244.
[9] Там же, с. 246. См. о корме: "В случае полной субординации подчинённый индивид ни в коем случае не притронется к пище в присутствии деспота" (с. 246).
[10] Дембовский Я. Указ, соч., с. 255. Здесь следует подчеркнуть, что взаимопомощь проявляется у обезьян, как правило, только как реакция совместной защиты при нападении извне. Что касается, например, отношения к пище, то "сотрудничества не зарегистрировано ни в одном случае, и нам кажется сомнительным, чтобы обезьяны, по крайней мере низшие, были склонны хоть к какому-то "альтруизму" или же к предвидению на более или менее длительный период, что "альтруизм окупится впоследствии" (там же, с. 258).
[11] Там же, с. 255.


Tags: мат, семья, символика, социология, этология, языкознание
Subscribe

Posts from This Сommunity “этология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments