Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Отношения греков и змей.

А. Эванс считал, что змеи почитались на Крите как хранители дома, а изображение их на сосудах ползущими к венчику, к краю, туда, где должна располагаться пища, молоко, вода или иные жидкости, является отражением реальной ситуации: люди кормили их, в частности, как он полагал, мёдом (Evans 1935, IV: 155). По-видимому, каждый частный критский дом имел святилище, где, наряду с другими предметами, находились фигурки и сосуды с рельефными изображениями змей (Evans 1935: 74—75, 141, 152 ff.).

Домашнее содержание змей в классическую эпоху было во многих областях Греции и Македонии весьма распространённым явлением. Змеи содержались в домах в качестве домашних животных. Лукиан (ок. 120 — после 180 гг.) наблюдал это в Пелле, в Македонии, и описал в своём «Александре»: «В Пелле они [Александр и его спутник] увидели огромных змей, вполне ручных и настолько безобидных, что их могли кормить женщины; они спали с детьми, позволяли себя топтать и не сердились, когда их мяли руками; они кормились молоком, беря грудь совсем как младенцы» (Лукиан 2001, II: 319) [1]. Плутарх передаёт, что мать Александра Македонского Олимпиада в середине IV в. до н. э. держала змей в своём доме в Пелле, и даже в постели: «Однажды увидели также змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады; говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с нею ночи — то ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегая близости с ней» (Плутарх 2007: 816).

Продуктом эволюции веры в домашнюю змею-покровительницу, вероятно, следует считать сюжет о благодарной змее в эллинистических сказаниях. В нём фигурирует мужчина или мальчик, спасший попавшую в беду змею, взявший её к себе в дом, где она спала и ела вместе с хозяином. Позже, когда этого мужчину (или мальчика) постигает несчастье, благодарная змея спасает своего покровителя и наделяет его всяческими благами (Marx 1889: 95 ff.).

Скарапея

В классическую эпоху в частных домах существовали святилища, в которых (вероятно, на ряду с культом других божеств) отправлялся культ домашних змей.

Змея в античной Греции могла быть божеством-хранителем не только индивидуального дома, но и всего города или определённой местности. В этом случае по её поведению предсказывали будущее города. Геродот приводит рассказ о большой змее, жившей на афинском Акрополе. Эта змея, жившая в Эрехтейоне, во время второго персидского нашествия не притронулась к медовому пирогу, который ей подносили каждый месяц, и покинула своё святилище, что было расценено современниками как знак того, что божество-хранитель (т. е. Афина) покинуло город, и было принято решение об эвакуации жителей (Herodot. Hist. VIII, 41).

Элиан рассказывает о том, что в Эпире все жители один день в году с большой пышностью и торжественностью отмечают праздник, посвящённый Аполлону. Здесь существовала роща, посвящённая этому богу, окружённая огороженным участком, в котором жили змеи. Эти змеи считались питомцами бога. В определённый день жрица-девственница входила на этот участок, неся змеям пищу. Если при приближении жрицы змеи смотрели на неё благосклонно и охотно принимали пищу из её рук, верили, что это указывает на год процветания и свободы от бедствий. Если же змеи боялись её и отказывались от пищи и приношений, это означало, что жителей Эпира ждёт противоположное сказанному выше (Aelian. De charact. animal. XI, 2; Aelian 1959: 359).

Зевс Ктесий, то есть Зевс Приобретатель, имевший облик змеи, почитался в качестве духа-хранителя дома и имел посвящённые ему алтари по всей Греции (Nilsson 1906: 25; 1927: 80—82, 96, 284). Он почитался также под дорическим именем Пасий. Оба слова — Ктесий и Пасий — означают «Приобретатель». Менандр называл Зевса Ктесия покровителем кладовых, защищающим их от воров (Kock 1888: 149, frag. 519). Греки наливали в кувшины или амфоры свежую воду, масло и клали туда всевозможные плоды и злаки (Larson 2007: 21). Эта смесь называлась «панспермия». Эти сосуды выставлялись в кладовой. Безусловно, эти приношения являлись пищей для домашнего бога, который должен был явиться в образе змеи и съесть её.

В другом своём воплощении — Зевс Мелихий (Мягкий) — этот бог также мог изображаться в виде змеи, что подтверждает изображение на рельефе из Пирея (ок. 400 г. до н. э.) (Larson 2007: 23, рис. 2: 2). Кюстер в своём исследовании справедливо утверждал, что Зевс Ктесий и Зевс Мелихий изначально «были собственно домашними богами», «отголоском старого обычая почитать в змеином облике души предков, которые приносили семье счастье и достаток» и «что от этих змееобразных богов домашнего очага пошёл обычай держать прирученных домашних змей» (Küster 1913: 145).

Содержание и почитание домашних змей сохранились в Греции вплоть до нового времени. Посетивший Стамбул в 1556 г. Ожье де Бюсбек (Ogier de Busbecq) писал, что в доме, где он остановился, жила змея, которую хозяева держали для ловли мышей (Forster 1881, I: 202—203). По представлению греков XIX столетия, под фундаментом каждого дома жила змея, которая охраняла, защищала и благословляла дом. Если жильцы видели змею внутри дома, то это считалось сулящим счастье знаком, и люди остерегались того, чтобы спугнуть или обидеть этого доброго покровителя (Schmidt 1871: 185). В Арахове (горный посёлок в Беотии неподалеку от Дельф) старались не приближаться к змее, которая появилась в доме. Ей выкрикивали приветствие или несколько дружелюбных фраз, например, “στὸ καλό” («всего хорошего») или “στη δουλεία σου, νοίκοκύρη μου!” («за работу, хозяин мой!»), или “νά δ νοίκοκύρης, νά δ φύλακας, νά τὸ στοίχείὸ τοῦ σπιτιοῦνας” («вот он, хозяин [2], вот он, сторож, вот он — стихя мой»), к ним также добавляли предупреждение для присутствующих: “τυρᾶτε ωὰ μήν τὸ σκοτως κανένας” («следите, чтобы его никто не убил») (Schmidt 1871: 185). В ХХ в. появление домовой змеи трактовалось как доброе предзнаменование, поскольку появлялся дух-хозяин дома (Lawson 1910: 248). Если грек обнаруживает змею в доме, он встречает её приветствием вроде «Добро пожаловать, госпожа этого дома (хранитель, дух-хранитель нашего дома), я твой послушный раб» (Нильссон 1998: 98).

(Из монографии А. И. Бер-Глинки "Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы")

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] «Подобные змеи водятся в этой местности в изобилии, поэтому в древности распространилось предание об Олимпиаде; я думаю, что она спала с такой змеёй, когда была беременна Александром»,— добавляет далее Лукиан (2001, II: 319).
[2] Кстати, у нас в России домого духа тоже называют "хозяин".


Tags: Греция, Зевс, домовые духи, змеи
Subscribe

Posts from This Сommunity “Зевс” Tag

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Богоедство.

    Мети́да (др.-греч. Μῆτις «мысль, премудрость») — в древнегреческой мифологии богиня — олицетворение…

  • К интерпретации быков Чатал-Хююка.

    Проф. Зубов говорит, что сцена рождения женщиной быко-человека или барано-человека, быкоголового или бараноголового человека является попыткой…

  • О пеласгическом наследии древних греков.

    "Эгеида была для Эволы средоточием всяческой скверны. Его шокировало, что в критской культуре слово "страна отцов... отечество"…

  • О пеласгических "корнях" Артемиды.

    "А. Ф. Лосев находит поразительным тот факт, что в позднейшее время Зевсу было посвящено сравнительно мало праздников и никогда не было…

  • Рождение богов.

    Вяч. Иванов говорит, что прадионисийство представляло собой " почитание безыменного Героя, распространённое во Ѳракии и Ѳессалии, на долгия…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Культ "пещерной" богини на Крите.

    Интересные сведения "раскопал" про богиню Илифию. Очевидно, эпитет "Илифия" - собирательный, так как его "использовали…

  • Где "бык", там и "корова".

    Т. Якобсен пишет: «Ан» по-шумерски значит «небо» (имя заимствовано аккадским в форме «Анум»). По существу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments