Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Отношения греков и змей.

А. Эванс считал, что змеи почитались на Крите как хранители дома, а изображение их на сосудах ползущими к венчику, к краю, туда, где должна располагаться пища, молоко, вода или иные жидкости, является отражением реальной ситуации: люди кормили их, в частности, как он полагал, мёдом (Evans 1935, IV: 155). По-видимому, каждый частный критский дом имел святилище, где, наряду с другими предметами, находились фигурки и сосуды с рельефными изображениями змей (Evans 1935: 74—75, 141, 152 ff.).

Домашнее содержание змей в классическую эпоху было во многих областях Греции и Македонии весьма распространённым явлением. Змеи содержались в домах в качестве домашних животных. Лукиан (ок. 120 — после 180 гг.) наблюдал это в Пелле, в Македонии, и описал в своём «Александре»: «В Пелле они [Александр и его спутник] увидели огромных змей, вполне ручных и настолько безобидных, что их могли кормить женщины; они спали с детьми, позволяли себя топтать и не сердились, когда их мяли руками; они кормились молоком, беря грудь совсем как младенцы» (Лукиан 2001, II: 319) [1]. Плутарх передаёт, что мать Александра Македонского Олимпиада в середине IV в. до н. э. держала змей в своём доме в Пелле, и даже в постели: «Однажды увидели также змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады; говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с нею ночи — то ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегая близости с ней» (Плутарх 2007: 816).

Продуктом эволюции веры в домашнюю змею-покровительницу, вероятно, следует считать сюжет о благодарной змее в эллинистических сказаниях. В нём фигурирует мужчина или мальчик, спасший попавшую в беду змею, взявший её к себе в дом, где она спала и ела вместе с хозяином. Позже, когда этого мужчину (или мальчика) постигает несчастье, благодарная змея спасает своего покровителя и наделяет его всяческими благами (Marx 1889: 95 ff.).

Скарапея

В классическую эпоху в частных домах существовали святилища, в которых (вероятно, на ряду с культом других божеств) отправлялся культ домашних змей.

Змея в античной Греции могла быть божеством-хранителем не только индивидуального дома, но и всего города или определённой местности. В этом случае по её поведению предсказывали будущее города. Геродот приводит рассказ о большой змее, жившей на афинском Акрополе. Эта змея, жившая в Эрехтейоне, во время второго персидского нашествия не притронулась к медовому пирогу, который ей подносили каждый месяц, и покинула своё святилище, что было расценено современниками как знак того, что божество-хранитель (т. е. Афина) покинуло город, и было принято решение об эвакуации жителей (Herodot. Hist. VIII, 41).

Элиан рассказывает о том, что в Эпире все жители один день в году с большой пышностью и торжественностью отмечают праздник, посвящённый Аполлону. Здесь существовала роща, посвящённая этому богу, окружённая огороженным участком, в котором жили змеи. Эти змеи считались питомцами бога. В определённый день жрица-девственница входила на этот участок, неся змеям пищу. Если при приближении жрицы змеи смотрели на неё благосклонно и охотно принимали пищу из её рук, верили, что это указывает на год процветания и свободы от бедствий. Если же змеи боялись её и отказывались от пищи и приношений, это означало, что жителей Эпира ждёт противоположное сказанному выше (Aelian. De charact. animal. XI, 2; Aelian 1959: 359).

Зевс Ктесий, то есть Зевс Приобретатель, имевший облик змеи, почитался в качестве духа-хранителя дома и имел посвящённые ему алтари по всей Греции (Nilsson 1906: 25; 1927: 80—82, 96, 284). Он почитался также под дорическим именем Пасий. Оба слова — Ктесий и Пасий — означают «Приобретатель». Менандр называл Зевса Ктесия покровителем кладовых, защищающим их от воров (Kock 1888: 149, frag. 519). Греки наливали в кувшины или амфоры свежую воду, масло и клали туда всевозможные плоды и злаки (Larson 2007: 21). Эта смесь называлась «панспермия». Эти сосуды выставлялись в кладовой. Безусловно, эти приношения являлись пищей для домашнего бога, который должен был явиться в образе змеи и съесть её.

В другом своём воплощении — Зевс Мелихий (Мягкий) — этот бог также мог изображаться в виде змеи, что подтверждает изображение на рельефе из Пирея (ок. 400 г. до н. э.) (Larson 2007: 23, рис. 2: 2). Кюстер в своём исследовании справедливо утверждал, что Зевс Ктесий и Зевс Мелихий изначально «были собственно домашними богами», «отголоском старого обычая почитать в змеином облике души предков, которые приносили семье счастье и достаток» и «что от этих змееобразных богов домашнего очага пошёл обычай держать прирученных домашних змей» (Küster 1913: 145).

Содержание и почитание домашних змей сохранились в Греции вплоть до нового времени. Посетивший Стамбул в 1556 г. Ожье де Бюсбек (Ogier de Busbecq) писал, что в доме, где он остановился, жила змея, которую хозяева держали для ловли мышей (Forster 1881, I: 202—203). По представлению греков XIX столетия, под фундаментом каждого дома жила змея, которая охраняла, защищала и благословляла дом. Если жильцы видели змею внутри дома, то это считалось сулящим счастье знаком, и люди остерегались того, чтобы спугнуть или обидеть этого доброго покровителя (Schmidt 1871: 185). В Арахове (горный посёлок в Беотии неподалеку от Дельф) старались не приближаться к змее, которая появилась в доме. Ей выкрикивали приветствие или несколько дружелюбных фраз, например, “στὸ καλό” («всего хорошего») или “στη δουλεία σου, νοίκοκύρη μου!” («за работу, хозяин мой!»), или “νά δ νοίκοκύρης, νά δ φύλακας, νά τὸ στοίχείὸ τοῦ σπιτιοῦνας” («вот он, хозяин [2], вот он, сторож, вот он — стихя мой»), к ним также добавляли предупреждение для присутствующих: “τυρᾶτε ωὰ μήν τὸ σκοτως κανένας” («следите, чтобы его никто не убил») (Schmidt 1871: 185). В ХХ в. появление домовой змеи трактовалось как доброе предзнаменование, поскольку появлялся дух-хозяин дома (Lawson 1910: 248). Если грек обнаруживает змею в доме, он встречает её приветствием вроде «Добро пожаловать, госпожа этого дома (хранитель, дух-хранитель нашего дома), я твой послушный раб» (Нильссон 1998: 98).

(Из монографии А. И. Бер-Глинки "Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы")

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] «Подобные змеи водятся в этой местности в изобилии, поэтому в древности распространилось предание об Олимпиаде; я думаю, что она спала с такой змеёй, когда была беременна Александром»,— добавляет далее Лукиан (2001, II: 319).
[2] Кстати, у нас в России домого духа тоже называют "хозяин".


Tags: Греция, Зевс, домовые духи, змеи
Subscribe

Posts from This Сommunity “Зевс” Tag

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Богоедство.

    Мети́да (др.-греч. Μῆτις «мысль, премудрость») — в древнегреческой мифологии богиня — олицетворение…

  • К интерпретации быков Чатал-Хююка.

    Проф. Зубов говорит, что сцена рождения женщиной быко-человека или барано-человека, быкоголового или бараноголового человека является попыткой…

  • О пеласгическом наследии древних греков.

    "Эгеида была для Эволы средоточием всяческой скверны. Его шокировало, что в критской культуре слово "страна отцов... отечество"…

  • О пеласгических "корнях" Артемиды.

    "А. Ф. Лосев находит поразительным тот факт, что в позднейшее время Зевсу было посвящено сравнительно мало праздников и никогда не было…

  • Рождение богов.

    Вяч. Иванов говорит, что прадионисийство представляло собой " почитание безыменного Героя, распространённое во Ѳракии и Ѳессалии, на долгия…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Культ "пещерной" богини на Крите.

    Интересные сведения "раскопал" про богиню Илифию. Очевидно, эпитет "Илифия" - собирательный, так как его "использовали…

  • Где "бык", там и "корова".

    Т. Якобсен пишет: «Ан» по-шумерски значит «небо» (имя заимствовано аккадским в форме «Анум»). По существу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments