Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Культ змей у италийцев.

Почитание домашних змей было широко распространено у древних римлян. Плиний называл змей полуодомашненными существами и признавал, что римляне повсюду их держат в домах в спальнях (Plin. Nat. Hist. XXIX, 72).

Г. Бойс в своём исследовании, посвящённом семантике изображений змей в святилищах римских домов, отмечал, что «исследование домашних святилищ Помпей и Геркуланума — единственных мест, в которых хоть сколько-нибудь сохранились памятники римского домашнего культа, — показывает, что [изображения] змей были наиболее выдающимся элементом большинства святилищ» (Boyce 1942: 13).

Сервий в комментариях к «Энеиде», а именно к тому месту, где Эней устраивает поминальный пир в честь своего умершего отца, и во время пира появляется змея и пробует приношения, пишет: «не существует места, у которого не было бы своего гения; последний обычно появляется в облике змеи» («Nullus locus sine genio, qui per anguem plerumque ostenditur») (Servius. Comment Vergil. Aeneid. V, 86; Lawson 1910: 258). Причём по поведению змей, живущих в определённой местности, римляне, как и греки, судили о будущем этой местности, о её благополучии. Так, по поведению священных змей, живших в роще Юноны Соспиты в Ланувии (Лациум), судили об урожае будущего года (Küster 1913: 143).

В историческую эпоху домашние змеи у римлян назывались пенатами (penates). Помимо пенатов, римская традиция знала культ гениев места (genii loci), которые также изображались в виде змей. В этом виде они, например, изображены на фреске из терм Тита (рис. 1).

Рисунок1
Рис. 1. Genii Loci. С изображения в термах Тита (по Howey 1955: 341).

В римской традиции почитание пенатов и гениев места было тесно связано с почитанием гениев живших в доме людей. Трудно даже чётко разграничить образы духов дома и личных гениев его жильцов. И те и другие, если имели какое-либо визуальное воплощение, то представлялись чаще всего именно в образах змей [1].

Исследователями римской истории принята интерпретация змей, изображаемых на домашних святилищах, как воплощений гениев (genii) хозяина и хозяйки. Змея-самец, символизировавшая гения хозяина дома, его производительную силу (genium — от genus — «потомство, род, происхождение»), носила имя собственно genius или serpes draco; змея-гений хозяйки, его супруги, звалась Juno (Арнаудов 1920: 310). Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения).

Арриан писал, что гении доставляют богам молитвы людей и ходатайствуют за просителей перед богами (Howey 1955: 340). По этой причине римляне кормили в своих домах и собственно змей и ухаживали за ними; в противном случае, как считалось, дому грозило истребление пожаром (Howey 1955: 338).

Гений сопровождал человека всю жизнь, от часа рождения до смерти, как невидимый спутник и советник, готовый разделить с ним добро и радость и сопереживать ему в тяготах (Preller 1883, II: 195). Связь змеи с жизнью и смертью человека иллюстрируют рассказы Цицерона, Плиния, Плутарха и Валерия Максима о Тиберии Гракхе старшем (ум. 154 г. до н. э.), обнаружившем в своём доме двух сплетённых змей. Гаруспики, к которым он обратился за советом, объявили, что он должен убить одну из них; при этом, убив самца, он вскоре сам умрёт, убив же самку, он лишится жены. Тиберий сделал первое и в скором времени, действительно, умер (Cicero. De divinat. I, XVIII, 36; II, 29; Plin. Nat. Hist. VII, 122; Valer. Maxim. IV, 6, 1; Plut. Tiberius Grach. I; Клингер 1911: 157—158; Bolte, Polivka 1930: IV, 139, № 92). Аналогичное предание Юлий Обсеквенс передаёт о Дидии Лелии — легате Помпея. Лелий, однажды войдя ночью в спальню, увидел на кровати жены двух змей. Они разбежались в разные стороны, — и легат, немного спустя, погиб в борьбе с Серторием (Клингер 1911: 158). «И здесь и там, — комментирует римских авторов В. Клингер, — само собой напрашивается предположение, что покоящиеся на ложе змеи — души супругов: оттого-то смерть или разлука первых влекут за собою конечную разлуку последних» (Клингер 1911: 158).

В Риме II—I вв. до н. э. отношение к змеям было уже двойственным. С одной стороны, в Риме змеи содержались в храме Bona Dea (Macrobius. Saturn. I. 12. 25; Plutarch. Caesar. 9; MacCulloch 1918: 409). С другой — встреча со змеёй на городской улице или её присутствие в храме или на могиле в этот период рассматривались как неожиданные и скорее нежелательные, о чём говорят фрагменты Горация, Проперция и Юлия Обсеквенса (Horate. Carmina, III 27, 7—8; Propertius. IV 7, 53; Obsequens 1679: § 66, 69). Змей, встреченных в храме, согласно Юлию Обсеквенсу, римляне в этот период побили камнями (Obsequens 1679: § 102; Клингер 1911: 162).

Аполлон Савроктон (Убивающий ящерицу)
Аполлон Савроктон ("Убивающий ящерицу")
Римская копия I - II вв. н.э. с бронзовоно оригинала Праксителя. ~ 350 г. до н.э.


В имперское время домашняя змея, почитавшаяся прежде как воплощение духа дома, превратилась в домашнее животное, отношение к которому зачастую уже не было связано с представлениями о духах-хранителях дома и которое использовали, в частности, римские матроны для того, чтобы в жаркие дни охладить шею и грудь (Martial. VII, 87; Марциал 1994: 196; Plin. Nat. Hist. XXIX, 4, 72). Спекулируя на эту тему, Дж. Мак-Куллох писал, что, «без сомнения, гречанки и римлянки, державшие змей в качестве домашних животных, предпринимали с ними похотливые действия» (MacCulloch 1918. 410).

Домашние змеи жили и в императорских дворцах. Тиберий держал змею в качестве домашнего животного и любил её самостоятельно кормить. Когда её съели муравьи, Тиберий счёл это для себя недобрым предзнаменованием, очевидно, считая свою жизнь тесно связанной с жизнью этой змеи (Suetonius. Vita Tiberii, 72; Клингер 1911: 158). У Клавдия змея жила в спальне (Tacit. Annal. XI, 11). Смысл содержания змей в этот период был в значительной мере утерян. Уже Цицерон, упоминая о случае, произошедшем с Тиберием Гракхом, писал: «Гай Гракх написал М. Помпонию, что его отец, поймав в своём доме двух змей, пригласил по этому поводу гаруспиков. Но почему именно по поводу змей, а не ящериц, не мышей? Не потому ли, что последние постоянно попадаются в доме, а змеи — нет?» (Cicero. De divinat., II, 29).

В новое время у итальянцев кое-где, в основном на островах, сохранились рудименты почитания домашних змей. Сардинцы, по свидетельству Б. де Ласепеда, в XVIII в. содержали дома змей как животных, несущих благоприятные предзнаменования (Deane 1833: 242).

(Из монографии А. И. Бер-Глинка "Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы")
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Вот, кстати, ещё одна причина, почему ранние христиане столь яростно отвергали культ гения римских императоров. Это ж для них означало поклонение змею, а змей в библейской патриархальной традиции представляет самого дьявола.

Очевидно, ранние христиане видели в римлянах дьяволопоклонников, и именно этим можно объяснить шокирующее поведение некоторых девушек. Так, Мастридия Александрийская, чтобы избавиться от влюблённого юноши, спросила у него, за что он её полюбил. Узнав, что его привлекли её прекрасные глаза, она немедленно выколола их (ltraditionalist).

Tags: змеи, римляне
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Кассандра.

    Автор блога Old European Culture пишет: Сцена из Троянской войны: Кассандра цепляется за ксоан, деревянное культовое изображение Афины, в то…

  • Змейка из Тиуанако.

    olly_ru в записи Древний город Тиуанако выложила эту фотку со змеёй на менгире. Тиуанако на языке инков означает "мёртвый…

  • Бестиарий Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что…

  • Змеи Гёбекли-Тепе.

    Продолжаем "штудирование" Гёбекли-Тепе. На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы…

  • Родо-племенные игрища австралийских аборигенов.

    Игра австралийских аборигенов "в змею" чем-то напоминает нашу детскую игру "в ручеёк". Вся группа участников игры, взявшись…

  • В лабиринте ведийской мифологии.

    О. Н. Куслий в статье " Божественный женский персонаж в контексте основного ведийского мифа" пишет: "Подвиг Индры [ 1] принято…

  • Потусторонний мир — мир огненный.

    О.Б. Степанова в своей статье " МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕЛЬКУПОВ" пишет: " Змея в…

  • Рогатая змея.

    «Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещерных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, её рельефные изображения…

  • Священное оружие матриархата.

    Слово яга А.Н. Афанасьев сближал с санскр. aha— «змей». Как верно подметил К. Д. Лаушкин, если миф сообщает, что у божества не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments