Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Культ змей у италийцев.

Почитание домашних змей было широко распространено у древних римлян. Плиний называл змей полуодомашненными существами и признавал, что римляне повсюду их держат в домах в спальнях (Plin. Nat. Hist. XXIX, 72).

Г. Бойс в своём исследовании, посвящённом семантике изображений змей в святилищах римских домов, отмечал, что «исследование домашних святилищ Помпей и Геркуланума — единственных мест, в которых хоть сколько-нибудь сохранились памятники римского домашнего культа, — показывает, что [изображения] змей были наиболее выдающимся элементом большинства святилищ» (Boyce 1942: 13).

Сервий в комментариях к «Энеиде», а именно к тому месту, где Эней устраивает поминальный пир в честь своего умершего отца, и во время пира появляется змея и пробует приношения, пишет: «не существует места, у которого не было бы своего гения; последний обычно появляется в облике змеи» («Nullus locus sine genio, qui per anguem plerumque ostenditur») (Servius. Comment Vergil. Aeneid. V, 86; Lawson 1910: 258). Причём по поведению змей, живущих в определённой местности, римляне, как и греки, судили о будущем этой местности, о её благополучии. Так, по поведению священных змей, живших в роще Юноны Соспиты в Ланувии (Лациум), судили об урожае будущего года (Küster 1913: 143).

В историческую эпоху домашние змеи у римлян назывались пенатами (penates). Помимо пенатов, римская традиция знала культ гениев места (genii loci), которые также изображались в виде змей. В этом виде они, например, изображены на фреске из терм Тита (рис. 1).

Рисунок1
Рис. 1. Genii Loci. С изображения в термах Тита (по Howey 1955: 341).

В римской традиции почитание пенатов и гениев места было тесно связано с почитанием гениев живших в доме людей. Трудно даже чётко разграничить образы духов дома и личных гениев его жильцов. И те и другие, если имели какое-либо визуальное воплощение, то представлялись чаще всего именно в образах змей [1].

Исследователями римской истории принята интерпретация змей, изображаемых на домашних святилищах, как воплощений гениев (genii) хозяина и хозяйки. Змея-самец, символизировавшая гения хозяина дома, его производительную силу (genium — от genus — «потомство, род, происхождение»), носила имя собственно genius или serpes draco; змея-гений хозяйки, его супруги, звалась Juno (Арнаудов 1920: 310). Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения).

Арриан писал, что гении доставляют богам молитвы людей и ходатайствуют за просителей перед богами (Howey 1955: 340). По этой причине римляне кормили в своих домах и собственно змей и ухаживали за ними; в противном случае, как считалось, дому грозило истребление пожаром (Howey 1955: 338).

Гений сопровождал человека всю жизнь, от часа рождения до смерти, как невидимый спутник и советник, готовый разделить с ним добро и радость и сопереживать ему в тяготах (Preller 1883, II: 195). Связь змеи с жизнью и смертью человека иллюстрируют рассказы Цицерона, Плиния, Плутарха и Валерия Максима о Тиберии Гракхе старшем (ум. 154 г. до н. э.), обнаружившем в своём доме двух сплетённых змей. Гаруспики, к которым он обратился за советом, объявили, что он должен убить одну из них; при этом, убив самца, он вскоре сам умрёт, убив же самку, он лишится жены. Тиберий сделал первое и в скором времени, действительно, умер (Cicero. De divinat. I, XVIII, 36; II, 29; Plin. Nat. Hist. VII, 122; Valer. Maxim. IV, 6, 1; Plut. Tiberius Grach. I; Клингер 1911: 157—158; Bolte, Polivka 1930: IV, 139, № 92). Аналогичное предание Юлий Обсеквенс передаёт о Дидии Лелии — легате Помпея. Лелий, однажды войдя ночью в спальню, увидел на кровати жены двух змей. Они разбежались в разные стороны, — и легат, немного спустя, погиб в борьбе с Серторием (Клингер 1911: 158). «И здесь и там, — комментирует римских авторов В. Клингер, — само собой напрашивается предположение, что покоящиеся на ложе змеи — души супругов: оттого-то смерть или разлука первых влекут за собою конечную разлуку последних» (Клингер 1911: 158).

В Риме II—I вв. до н. э. отношение к змеям было уже двойственным. С одной стороны, в Риме змеи содержались в храме Bona Dea (Macrobius. Saturn. I. 12. 25; Plutarch. Caesar. 9; MacCulloch 1918: 409). С другой — встреча со змеёй на городской улице или её присутствие в храме или на могиле в этот период рассматривались как неожиданные и скорее нежелательные, о чём говорят фрагменты Горация, Проперция и Юлия Обсеквенса (Horate. Carmina, III 27, 7—8; Propertius. IV 7, 53; Obsequens 1679: § 66, 69). Змей, встреченных в храме, согласно Юлию Обсеквенсу, римляне в этот период побили камнями (Obsequens 1679: § 102; Клингер 1911: 162).

Аполлон Савроктон (Убивающий ящерицу)
Аполлон Савроктон ("Убивающий ящерицу")
Римская копия I - II вв. н.э. с бронзовоно оригинала Праксителя. ~ 350 г. до н.э.


В имперское время домашняя змея, почитавшаяся прежде как воплощение духа дома, превратилась в домашнее животное, отношение к которому зачастую уже не было связано с представлениями о духах-хранителях дома и которое использовали, в частности, римские матроны для того, чтобы в жаркие дни охладить шею и грудь (Martial. VII, 87; Марциал 1994: 196; Plin. Nat. Hist. XXIX, 4, 72). Спекулируя на эту тему, Дж. Мак-Куллох писал, что, «без сомнения, гречанки и римлянки, державшие змей в качестве домашних животных, предпринимали с ними похотливые действия» (MacCulloch 1918. 410).

Домашние змеи жили и в императорских дворцах. Тиберий держал змею в качестве домашнего животного и любил её самостоятельно кормить. Когда её съели муравьи, Тиберий счёл это для себя недобрым предзнаменованием, очевидно, считая свою жизнь тесно связанной с жизнью этой змеи (Suetonius. Vita Tiberii, 72; Клингер 1911: 158). У Клавдия змея жила в спальне (Tacit. Annal. XI, 11). Смысл содержания змей в этот период был в значительной мере утерян. Уже Цицерон, упоминая о случае, произошедшем с Тиберием Гракхом, писал: «Гай Гракх написал М. Помпонию, что его отец, поймав в своём доме двух змей, пригласил по этому поводу гаруспиков. Но почему именно по поводу змей, а не ящериц, не мышей? Не потому ли, что последние постоянно попадаются в доме, а змеи — нет?» (Cicero. De divinat., II, 29).

В новое время у итальянцев кое-где, в основном на островах, сохранились рудименты почитания домашних змей. Сардинцы, по свидетельству Б. де Ласепеда, в XVIII в. содержали дома змей как животных, несущих благоприятные предзнаменования (Deane 1833: 242).

(Из монографии А. И. Бер-Глинка "Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы")
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Вот, кстати, ещё одна причина, почему ранние христиане столь яростно отвергали культ гения римских императоров. Это ж для них означало поклонение змею, а змей в библейской патриархальной традиции представляет самого дьявола.

Очевидно, ранние христиане видели в римлянах дьяволопоклонников, и именно этим можно объяснить шокирующее поведение некоторых девушек. Так, Мастридия Александрийская, чтобы избавиться от влюблённого юноши, спросила у него, за что он её полюбил. Узнав, что его привлекли её прекрасные глаза, она немедленно выколола их (ltraditionalist).

Tags: змеи, римляне
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Змеиное матчество.

    Змей Горыныч в сафари-парке " Кудыкина гора" (Липецкая область). Оказывается, Ролан Быков был знатоком отечественного фольклора. И, как…

  • Хранительница тайн.

    Керамический сосуд со змеёй. Северный Иран, Шах-Тепе, 2400-е гг. до н. э. Интересно, что хранилось в этом сосуде?

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Рогатые змеи.

    Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи. "По представлениям калмыков, со змеёй может…

  • Мистические встречи с «огненными змеями» как аналог «шаманской болезни»

    Д.В. Пузанов в статье "ТРУДНО БЫТЬ ЛЮБОВНИЦЕЙ БОГА: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЛАВЯНСКОЙ ЭРОЭКСТАТИЧНОЙ ПРАКТИКИ" касается очень интересной темы…

  • Женщина как змея-искусительница.

    Д. И. Антонов в статье "ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ" пишет: "Искуситель мог изображаться в виде простой змеи или…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • О "богинях со змеями".

    Я, конечно, не знаю, насколько адекватной является попытка установления параллелей между крито-минойскими "богинями со змеями" и…

  • Змей как божество женских инициаций.

    Продожим наши расследования интимных связей между Змеем и "красными девицами", начатыми в Почему Ящер любит только "красных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments