
Теперь же рассмотрим медведицу.
Медведь, как и луна, "умирает" в своей берлоге на время зимней спячки. То же самое делает и медведица. Осенью она беременеет, после чего переходит в зимнюю спячку. Но с медведицей всё обстоит гораздо "чудесатее". Зимой в берлоге у неё рождается медвежонок и сосёт у неё молоко, а она при этом несколько месяцев ничего не ест и не пьёт. Разве это не чудо?! Медведица осенью заползает в берлогу одна, а весной вылезает с одним, а то и с двумя медвежатами.
Её подземное пребывание всегда ассоциировалось со смертью и воскресением из мёртвых. Причём, здесь можно провести аналогию с зерном: как зерно, умирая в земле, приносит плод, так и медведица, проведя зиму в берлоге, выходит весной с медвежатами.
Очевидно, на Севере, особенно в приполярных и заполярных областях, такое поведение медведицы расценивалось как образец для религиозного подражания. Длительное затворничество во время полярной ночи часто приводило к загадочному феномену, который в научной литературе описывается как арктическая истерия (Арктическая истерия 1, Арктическая истерия 2, Арктическая истерия 3, Арктическая истерия: между шаманом и берсерком). Арктическая истерия (эмерик, меряченье) похожа на случаи одержимости "бесами", когда, например, женщину хрупкого телосложения еле удерживают несколько крепких мужиков. В общем, арктическая истерия предельно близка и к шаманским камланиям, и имеет прямые аналогии с трансом берсерка.
Кстати, в литературе мне встречались указания на то, что некоторые средневековые викинги и рыцари отправлялись учиться боевым искусствам на "женские острова" или куда-нибудь далеко на север, где живут самые сильные ведьмы. Как ныне отправляются в монастырь Шаолинь. Это кажется странным и невероятным, чтобы берсерки учились у женщин. Тем не менее, кажется, что так оно и было.
Конечно, берсерки искали такого рода женщин не для того, чтобы научиться у них мечом владеть. Им было интересно другое - богатырская сила в состоянии одержимости и неуязвимость для холодного оружия. Они искали посвящения, которое могло передаваться "изо рта в рот", как это зафиксировано в былине о богатырях Святогоре и Илье Муромце.
Встретился однажды на пути Ильи Муромца огромный каменный гроб (дольмен). Было в этой смертной гробнице окошечко. Через него-то и произошёл акт передачи магической силы от Святогора к Илье, который носит ритуально-мистический характер: Святогор лежит в каменном гробу, и в этот момент "пошла из него да пена вон" [1]. При помощи этой таинственной "пены" совершился акт передачи силы от одного богатыря к другому:
Говорил Святогор да таково слово:
"Ты послушай-ко, крестовой ты мой брателко!
Да лижи ты возьми ведь пену мою,
Дак ты будешь ездить по Святым горам,
А не будешь ты бояться богатырей,
Никакого сильнего могучего богатыря" [2].
Так что Большая Медведица (Ursa-Major), в своё время, была тесно связана с берсеркерами, «носителями рубашки из медвежьей шкуры», северными воинами, которые были преданы ей и у которых они приобрели боевой дух медведя.

А вообще, культ Большой Медведицы теряется в глубине веков. Он во многом идентичен культу Великой Матери, с той лишь разницей, что здесь мать является не земной, а небесной. Кельты почитали её под именем Артио вплоть до новой эры.

Кстати, я недавно задавался вопросом: сколько кругов на голове "венеры" из Виллендорфа? Если их - семь, то это, пожалуй, можно расценивать как намёк на семь звёзд Большой Медведицы.
----------------------------------------
[1] Это - аналог пены, идущей изо рта у собаки во время "пёсьего бешенства", что свидетельствует об "одержимости" Святогора.
[2] Дёмин В. Тернистыми путями титанов. - М., 2005, с 174.