«Аррия Старшая, жена консула Цецины Пета, …когда её муж, Цецина Пет, был захвачен солдатами императора Клавдия после гибели Скрибониана (сторонником которого он был), стала умолять тех, кто увозил его в Рим, позволить ей ехать вместе с ним. …Но ей было отказано. Тогда она, не медля, наняла рыбачье судёнышко и на нём последовала за мужем от самой Иллирии….
Смерть этой благородной женщины была такова. У её мужа Пета не хватало мужества самому лишить себя жизни, как того требовал приговор, вынесенный ему императором [1]. Однажды Аррия, убеждая своего мужа покончить с собой, сначала обратилась к нему с разными увещаниями, затем выхватила кинжал, который носил при себе её муж и, держа его обнажённым в руке, в заключение своих уговоров промолвила: «Сделай, Пет, вот так». В тот же миг она нанесла себе смертельный удар в живот и, выдернув кинжал из раны, подала его мужу, закончив свою жизнь следующими благороднейшими и бессмертными словами: Paete, non dolet.
Она успела произнести только эти три коротких, но бесценных по своему значению слова: «Пет, это вовсе не больно».
Совершив этот высокий и смелый подвиг единственно ради блага своего мужа, она до последнего своего вздоха была преисполнена заботы о нём и, умирая, жаждала избавить его от страха последовать за ней. Пет, не раздумывая, убил себя тем же кинжалом; мне кажется, он устыдился того, что ему понадобился такой дорогой, такой невознаградимый урок» (М. Монтень «Опыты» (Книга вторая, гл.XXXVI «О трёх самых выдающихся женщинах»).

Мне думается, что где-то примерно вот так, от большой любви, и начались самосожжения безутешных жён на погребальных кострах своих мужей (сати). Вначале эти самопожертвования были действительно добровольными, без элемента принудительности.
----------------------------------------
[1] Авл Цецина Пет (лат. Aulus Caecina Paetus) в 37 году занимал высокий пост - должность консула-суффекта. Но в 42 году принял участие в военном мятеже против императора Клавдия, за что и был приговорён к смертной казни. Клавдий проявил милость и вместо публичной казни предложил Пету "уйти по-тихому", совершив самоубийство.