Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О пигмеях.

"Основными занятиями пигмеев остаются охота и собирательство. Виды охоты очень разнообразны. Только в загонной охоте на крупных животных могут принимать участие женщины. Вообще же охота — сугубо мужское занятие. Помимо загонной охоты пигмеи занимаются охотой «вдогон» с собаками, используют при охоте сети и особенно широко — ловушки и западни.

Охотничья добыча, однако, не может быть надёжным источником питания. Более 70% пищевого рациона составляют продукты собирательства. Куда бы ни шли пигмейские женщины или девочки, они обязательно несут с собой сплетённый из тростника и листьев мешок, закрепляемый на голове. Грибы, гусеницы, сотовый мёд, съедобные корни, трава, листья, орехи — всё попадает в мешок".

Кстати, точно так же обстоят дела и у обезьян, и у львов, и у слонов, и у других животных. Там у них самки сами добывают пищу. И лишь в некоторых человеческих обществах, которые можно назвать жёстко патриархальными, женщина-"самка" получает пищу через мужчину-"самца". То есть, женщина получает столько пищи и иных социальных благ, сколько мужчина пожелает ей дать. Львица не зависима от самца, "самка" человека зависит от "самца" целиком и полностью.

Значит, такой жёсткий патриархат, каким мы его знаем, например, у древних греков, предполагает известную степень накопленных богатств, которые мужчина-патриарх может расходовать по своему усмотрению. Эти богатства могут быть награбленными (как, например, в персидском походе Стеньки Разина) или созданные трудом рабов. Частенько патриархат связан с дискриминацией туземного населения; так, например, греки-спартанцы жили за счёт илотов, римские патриции - за счёт труда плебеев.

То есть, патриархат предполагает социальное неравенство; соответственно, где нет социального неравенства, там нет и патриархата, по крайней мере, в его выраженных классических формах.

"Основа хозяйственной и общественной жизни пигмеев, как и у бушменов — группа из 6—7 малых семей, живущих и кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь с другими членами в зависимости от обеспеченности территории обитания продуктами собирательства и охоты. Охотничья добыча делится между всеми членами группы. Больных и слабых обеспечивают всем необходимым.

Жизнь регламентируется обычаем и советом, в который входят старшие мужчины и женщины. Самый старший и самый мудрый обычно признаётся старейшиной. Поскольку собственность коллективная, не существует воровства. Ссоры разрешаются устным разбором на совете охотничьей группы. Пигмеи осуждают ложь, жестокое обращение с детьми и стариками, супружескую неверность. Но наиболее серьёзными проступками считаются и влекут наиболее суровое наказание действия, неразумные с точки зрения охотника: неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; нанесение животном раны; рубка деревьев; загрязнение проточной воды. Серьёзным нарушением считается несправедливое распределение пищи между членами группы. Самая суровая кара — запрещение охотиться вместе со всей группой, изгнание. Чаще изгнанием наказывали на несколько дней, в качестве предупреждения на будущее".

И где здесь патриархат? Патриархат это "хочу - дам, хочу - не дам", "кому хочу, тому и дам". А здесь охотники-мужчины не могут торговать мясом и покупать женщин за мясо. Потому что, во-первых, женщины сами собирают более 70% пищевого рациона и могут запросто обойтись без мяса, а, во-вторых, они тоже, в свою очередь, могут торговать продуктами, когда мужчины вернутся с охоты ни с чем. К тому же, недовольные женщины могут перейти в другую группу, где охотничья добыча делится справедливо.

У пигмеев нет матриархата, но и патриархатом это тоже не назовёшь. Патриархат никак не характерен для первобытных архаических обществ. Это довольно позднее явление в истории человечества.


Tags: Африка, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • Матрилинейность у акан Западной Африки.

    Африканист И. Е. Синицына пишет в своей монографии "В мире обычая" ( М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997):…

  • В Африке суббота наступает в четверг.

    Интересно, что в Бенине и ряде других районов Западной Африки до прихода европейских колонизаторов существовала четырёхдневная неделя. Тамошний…

  • Бюрократы и охотники как "мухи" и "котлеты".

    (В продолжение записи Социальное лидерство в архаических обществах.) Африканист В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди"…

  • Артемида из тропиков.

    В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди" ( М.: Политиздат, 1991) считает, что Артемида как бы "выпадает" из…

  • Каменных дел мастерицы.

    "Консо — одна из самых многочисленных народностей группы кушитов, проживающая на юге Эфиопии. Женщины народа консо, возможно, единственные…

  • Коммуна Umodja: нелёгкое бремя свободы.

    Да, устал я и физически (чай, не мальчик 20 лет!), и ещё более - психически. Посмотришь вокруг - всё на соплях мотается, нигде и ни в чём нет…

  • Свидетель колдовства.

    Очень интересный материал о масаях у Mariam Sargsyan в статье " Погребённые заживо...тайны колдунов из племени масаев...". Американский…

  • Зелёная Сахара.

    ESENIA пишет, что "конец ледникового периода принёс в Сахару сильные дожди. Влажный период начался около 12 600 - 12 500 лет до н. э. (с более…

  • Крито-минойские быки родом из Египта?

    Проснувшись посреди ночи, я думал о неестественно длинных рогах крито-минойских быков. А что, если крито-минойские быки, которые участвовали в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment