Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Условия получения жены в первобытном обществе, в сказке, кино и по Библии.

"В ситуации независимого существования у восточноафриканских охотников-собирателей (хадза, например), так же как у матрилинейных африканских земледельцев, условием получения жены является не выкуп скотом, а отработка за неё (охотой или земледельческим трудом соответственно)", - сообщает А. А. Казанков в своей монографии "Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии").

Это очень распространённый мотив в русских народных сказках, когда сама невеста, или, чаще царь, отец невесты, даёт жениху (или женихам) какие-нибудь трудновыполнимые задания. Справишься - невеста твоя, не справишься - извини, подвинься...

хрустальный мост через реку

Как здесь не припомнить библейскую историю про Иакова, который влюбился в Рахиль и, набравшись смелости, предложил её отцу, Лавану: "«Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29:15,18). Лавану это условие понравилось, и, так как сделка казалась ему выгодной, он охотно согласился.

Или вот ещё одна история про рабби Акиву.

"Рабби Акива - личность примечательная. Родившись в простой и бедной семье, он до 40 лет даже не умел читать. Но изменила всё, как это ни банально, любовь. Акива работал пастухом у богатого человека по имени Калба Савуа, и влюбился в его дочь Рахель. Та ответила взаимностью, но прекрасно понимала, что при таком раскладе будущего у них нет. Девушка привыкла к хорошей жизни, а рай в шалаше как-то особо не вдохновлял. Здесь надо отметить, что с доталмудической эпохи вплоть до возникновения хасидизма ситуация в еврейском мире была неизменной - уровень знания Торы определял уровень положения человека в обществе. И точно так же, как бедняк ненавидит богача, Акива, согласно мидрашу, ненавидел учёных и мудрецов. Был таким себе классическим пролетарием еврейского разлива. Но Рахель, видимо, разглядела потенциал жениха и поставила условие: он должен стать приличным человеком, другими словами - знатоком Торы. "Дорогая, диалог ещё возможен или ты таки однозначно уже права?"- с робкой надеждой спросил будущий рабби. Но Рахель категорическим жестом указала направление на Лод, где располагалась знаменитая иешива Элиезера бен Орканоса и Иегошуа бен Хананьи, по современной аналогии - ВУЗ 4 степени аккредитации.

Умная еврейская жена всё рассчитала точно. Они поженились, отец предсказуемо лишил молодожёнов наследства и изгнал из дома, и Акива отправился в Лод. Там Акива сумел достичь больших высот и стал "рабби". Вполне естественно, что тесть восстановил в наследстве Рахель и принял вернувшегося зятя с радостью, ведь состоять в родстве с мудрецом Торы было весьма и весьма почётно".

Кстати, в знаменитом фильме Серджио Леоне "Однажды в Америке" еврейская девочка Дебора тоже как бы ставит условие Дэвиду Ааронсону по прозвищу «Лапша» (Noodles): "посмотри на себя, на кого ты похож", - говорит она ему и намекает на взаимность, если он станет приличным человеком.

odnazhdi-v-amerike

Tags: Библия, брак, евреи, сказки, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “сказки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment