Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Матрилинейные племена Северной Америки.

Могикане. Жили в укреплённых селениях на холмах, каждые 8—12 лет переселяясь на новое место. Матрилинейный линидж или сублинидж занимал длинный дом. Брачное поселение предположительно матрилокальное. Племя могикан делилось на три локализованных матрилинейных тотемных рода — медведя (Мачкуаух), волка (Меччаух) и черепахи (Тунпаух). Родовые вожди (сахемы) наследовали власть по материнской линии, военные вожди были выборные. В XIX веке могикане утратили матрилинейную родовую структуру и традиционную одежду. Язык сохранялся до 30-х годов XX века.

последний из могикан



Манданы («люди на берегу»), нумакаки (самоназвание — «люди»), индейский народ группы сиу. В начале XIX века у мандан насчитывалось 13 матрилинейных родов (некоторые из них общие с хидатса). Имелись две категории родов, каждая из них в поселениях составляла дуальную фратрию, наследственный «мирный» вождь поселения принадлежал к одной из них, а выборный военачальник — к другой. Существовала система военных обществ, организованная по возрастному принципу (главное общество — «Бизоны»), женские ритуальные общества и др. Семья в прошлом матрилокальная.

Манданы





Кэддо, группа индейских народов на юге США. Кэддо делились на матрилинейные роды. Семья малая, матрилокальная. Существовал обычай избегания. Традиционные верования включают культ матери-прародительницы. Из ритуальных танцев наибольшее значение сохранил «танец дарения». В период европейской колонизации культура кэддо пришла в упадок, численность резко понизилась из-за занесённых европейцами эпидемий.

кэддо





Пауни, пони (самоназвание, от «рог» или «охотник»), индейский народ группы кэддо в США. Жили матрилинейными эндогамными близкородственными группами, объединявшимися в тотемные роды и две фратрии (северную и южную). Существовали тайные мужские союзы. Брак матрилокальный. Почитали духов, кавахару — сверхъестественную силу, присутствующую во всём окружающем.





Зуни, зуньи (от суни — «народ зуни» в языке керес), ашиви (самоназвание), индейский народ группы пуэбло на Западе штата Нью-Мексико. В основе традиционной социальной организации — матрилинейные роды (у современных зуни — 14 родов). Родовая община — домохозяйство (с матрилокальным брачным поселением) остаётся основной социально-экономической единицей, но распространены и малые неолокальные семьи. Несмотря на некоторую модернизацию образа жизни во второй половине XX века, зуни в значительной степени сохраняют традиционную социальную организацию, материальную и духовную культуру.

зуни

зуни 2

Гуроны (французское), вендат (самоназвание), индейский народ группы ирокезов в Канаде. Гуроны делились на 8 матрилинейных тотемных родов, названных по животным (черепаха, волк, медведь, бобр, олень, ястреб, дикобраз, змея). Брак матрилокальный. Несколько малых семей обитали в общинном длинном доме и вели общее хозяйство. Поселения  имели до 100 длинных домов, населяемых членами разных родов. Локализованные подразделения родов (включавшие несколько линиджей) возглавлялись вождями — обычным и военным, из наиболее влиятельных линиджей, которые входили в два соответствующих совета селения. Имелись племенные советы вождей и совет союза племён. Авторитет вождей определялся личными достоинствами. Говорят, что военнопленных гуроны подвергали ритуальным пыткам, завершавшимися актом каннибализма. Подобным обвинениям мы не очень верим, так как эта информация дошла до нас через ирокезов, враждовавших с гуронами, и была записана европейцами, враждовавшими с индейцами в целом.



длинный дом

гуроны

Вакаши (от "вакаш" - одобрительное восклицание в языке нутка), группа индейских народов, обитающих на тихоокеанском побережье Канады (провинция Британская Колумбия) и в США (северо-запад штата Вашингтон). К южным Вакашам относятся нутка и маках, к северным Вакашам (от острова Ванкувер на север) - квакиутл, увикино, белла белла, хайхайс, хайсла. У хайхайс и белла белла существовали матрилинейность и тотемные фратрии, увикино свойственна патрилинейность. Брачное поселение патрилокальное с отдельными матрилокальными исключениями у хайхайс и увикино.

вакаши

вакаши 2



Чокто, коренной народ США, изначально проживавший на юго-востоке (ныне штаты Миссисипи, Алабама и Луизиана). В XIX веке чокто получили известность как одно из «Пяти цивилизованных племён», поскольку они усвоили многие культурные и технологические достижения европейских колонистов. Во время Американской революции большинство чокто поддержали сторонников независимости США. Однако "бледнолицые собаки" отплатили чокто злом за их добро. Президент Эндрю Джексон повёл политику принудительного выселения индейцев (известного как Дорога слёз), причём первой жертвой его политики стало племя чокто, выселенное на территорию будущего штата Оклахома (за чокто последовали и остальные четыре «цивилизованных племени»). В 1847 году племя чокто оказало гуманитарную помощь ирландцам во время Большого голода в Ирландии (1845—1849 гг.), собрав $710 в помощь голодающим, за двадцать лет до основания Красного Креста. Во время Гражданской войны в США чокто, помня о принудительном выселении, поддерживали в основном конфедератов. Матрилинейные роды объединялись в две фратрии («друзья» и «часть людей»). Семья большая, матрилокальная. Племя имело три территориальных подразделения: западное («длинные люди»), северо-восточное («едоки картофеля») и юго-восточное («6 городов»). Каждое имело мирного и военного вождя. Племя управлялось советом трёх вождей. Важную роль имела общеплеменная игра в мяч. Практиковались искусственная деформация черепа, раскраска и татуировка лица и тела. Имели развитую мифологию, культ предков (существовал обычай вторичного захоронения).

чокто 2

чокто 3

Кро́у, самоназвание абсаро́ка или апсало́ке (apsáalooke əpsaːloːke) — индейское племя в США. Исторически проживало в долине реки Йеллоустон, в настоящее время — в резервации недалеко от г. Биллингс (штат Монтана). Род у кроу был матрилинейным (происхождение велось по материнской линии) и матрилокальным (муж после брака переезжал в дом жены). Женщины в племени играли весьма значительную роль. Степень родства кроу весьма оригинальна, и была описана Луисом Генри Морганом в его работе 1871 г. «Системы кровного родства и свойства в человеческой семье» (Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family) как один из 6 основных типов родства (эскимосский, гавайский, ирокезский, кроу, омаха и суданский).

кроу

Ирокезы. Ирокезы жили в так называемых «длинных домах», где помещалась родовая группа, ведшая общее хозяйство и составлявшая основу хозяйственной и социальной организации племени. Длинный дом имел 6—10 м в ширину и до 8 м в высоту; длина дома зависела от числа очагов; наибольшая известная длина жилища достигала 90 м. Формой общественного устройства ирокезов был род. Члены рода участвовали в родовом совете. Род избирал и смещал старейшину (сахем) и военных вождей и через них имел представительство в совете своего племени и Союзном совете. Сородичи были спаяны между собою обязанностью взаимопомощи, защиты и отмщения обид, а род в целом имел право искать защиту у своего племени. В случае убийства род убийцы был обязан вносить виру (выкуп) пострадавшему роду своего или чужого племени. Род мог усыновлять пленников или иноплеменных для замещения пропавших и убитых. И, наконец, род имел общее отдельное от других родов кладбище. Все эти права и обязанности передавались исключительно по женской линии, т. е. род был строго матрилинеен.

Экономической единицей внутри рода была матрилинейная семейнородственная группа, ведшая общее хозяйство, называвшаяся у ирокезов овачира. Род распадался на несколько овачир. Члены овачиры могли вступать в брак лишь с членами овачир других родов, причем первоначально брак не вел к совместному поселению супругов; и муж, и жена оставались жить в своих домохозяйствах, муж лишь посещал свою жену, стараясь делать это по ночам, тайком от всех. Иногда муж мог поселиться в доме жены, но это допускалось только после рождения у его жены первого ребенка. Порядок раздельного жительства супругов (дислокальный брак)сохранялся у ирокезов еще в началеXVIII в. Позже мужчины, вступая в брак, поселялись в доме жены. Это та характерная для XVIII в. форма матрилокального брака, которую удалось восстановить Моргану на основании опросов ирокезов старшего поколения. И при дислокальном, и при матрилокальном браке муж и жена сохраняли принадлежность к своим овачирам, а следовательно, и к своим родам, выполняя общественные, религиозные (а у мужчин и военные) обязанности вместе со своими родичами; в обоих случаях дети принадлежали к овачире матери и жили в ее доме.


Таким образом, овачира прежде (когда господствовал дислокальный брак) состояла исключительно из лиц, связанных между собой узами кровного родства по материнской линии (включая сюда лиц обоего пола, усыновленных в данную овачиру); впоследствии же, когда установился матрилокальный брак, кроме этой кровнородственной группы, овачира содержала в себе также и вступивших в данное домохозяйство мужчин из овачир других родов, но связанных с женщинами данной овачиры брачными узами.

Вся власть внутри овачиры, а следовательно, и внутри каждого домохозяйства принадлежала женщинам. Вся земля, все постройки и инвентарь были собственностью материнского рода, которой распоряжались исключительно женщины. Главная исполнительная власть находилась в руках правительницы. Замужние женщины, имевшие детей, собирались на свой совет и выбирали правительницу из числа пожилых, опытных женщин, обычно наиболее влиятельную, умную, энергичную, трудолюбивую и с хорошим характером. Далеко не всегда она была старейшей женщиной овачиры. Полномочия, которыми располагала правительница, осуществлялись ею с согласия женщин-матерей, выбравших её. Если она выступала совместно с правительницами сестринских овачир её рода, она не могла делать это без совета и одобрения матерей своей овачиры.

Собрание женщин-матерей выбирало ещё двух или четырёх распорядительниц; их обязанностью было, вместе с их помощниками-воинами, устраивать празднества, на которых несколько овачир соединялись в общем родовом обряде. Эти же распорядительницы заготовляли путём общественного сбора припасы, требовавшиеся для празднеств и общих собраний или для общественной благотворительности; они же заботились о пополнении общественной сокровищницы, состоявшей из кукурузного зерна и муки, сушёного или копчёного мяса, снизок и поясов вампума, изделий из игл дикобраза и птичьих перьев, мехов и всяких других предметов, которые могли служить для оплаты и несения общественных расходов и обязательств.

Счёт родства и наследование имущества велись по женской линии; муж не имел права ни на детей, ни на имущество.

Овачира была обязана выкупать жизнь своего члена, если он подвергался опасности в случае нарушения им обычного права (например, если член овачиры убил члена своего или соседнего племени); в свою очередь она имела право требовать возмещения за нанесённый ей ущерб. Овачира обладала также правом щадить или лишать жизни пленников. Иноплеменник мог быть принят в род только через усыновление его в одну из овачир.

ирокезы

Саскуе́ханнок, саскуэ́ханнок или саскуэ́ханноки (англ. Susquehannock) — исчезнувший ирокезоязычный индейский народ, населявший долину реки Саскуэханна в её нижнем течении. Они занимали южную часть территории современного штата Нью-Йорк, восток Пенсильвании и север штата Мэриленд и сыграли значительную роль в данном регионе. Последние представители народа саскуеханнок были перебиты жителями Пенсильвании во время Восстания Понтиака.

О культуре саскуеханнок известно крайне мало, однако принято считать, что она мало отличалась от культуры ирокезов. Они также жили в длинных домах, образующих большие укреплённые деревни. В поселениях вдоль рек дома могли быть свайными. Политическая и социальная организация так же были подобны ирокезским: господствовала родовая община, родство было матрилинейным, а брак матрилокальным.

Хозяйство было типичным для индейцев Вудленда. Как и другие народы региона, саскуеханнок выращивали «Три сестры» (тыква, фасоль и маис), занимались охотой и собирательством. Некоторую специфику вносила близость морского побережья, куда отправлялись многие саскуеханнок после завершения весенних работ, и где они занимались рыбной ловлей и сбором моллюсков (мидий). Осенью они возвращались, чтобы заняться сбором урожая, охотой и промыслом бобра.



Чироки (на языке чокто — «пещерные люди»), ани юн уия (самоназвание), индейский народ группы ирокезов. На данный момент крупнейший индейский народ США. Делились на матрилинейные роды, объединённые в 7 фратрий. До конца XVIII века каждое поселение имело собственные органы управления. Существовали «белые» («мирные») и «красные» («военные») вожди. Выборный верховный вождь имел заместителя («говорящий вождь»), существовал совет старейшин из представителей 7 фратрий. Традиционное жилище прямоугольное в плане, из вертикально поставленных жердей, крыто ветками и корой. Брак матрилокальный. Допускалась полигиния.

чероки 2

чироки

Чикасо (на языке чокто — «ушедшие не так давно»), индейский народ группы мускогов в США. Пришли на восточный берег Миссисипи вместе с чокто в XII—XV вв., отделились в начале XVI века. Делились на 12 матрилинейных родов, составлявших две фратрии — Испанскую и Пантеры (каждая со своей системой управления). Верховный вождь (мико) мог принадлежать только к Испанской фратрии. Существовал также военный вождь (тишу мико). Семья большая, матрилокальная. Традиционные верования — культы духов, предков, шаманизм, характерен обряд излечения больного — «пишофа», сопровождавшийся танцами и общим пиром.

чикасо

Пуэбло (от испанского «пуэбло» — «селение»), группа индейских народов (хопи, зуни, керес, а также тева, хемес, южные и северные тива, в том числе таос, образующие группу тано) на юго-западе США, в основном между реками Рио-Гранде и Колорадо (штаты Нью-Мексико и Аризона). Характерные поселения — «пуэбло» (до 4 тыс. человек) — многокамерные постройки из песчаника или сырцового кирпича, расположенные уступами в несколько этажей, часто замкнутые вокруг центральной площади, с глухими внешними стенами; крыши нижних этажей служили дворами для верхних. Хопи, зуни, западные керес делились на матрилинейные экзогамные роды и матрилокальные семьи, а также ритуальные общества (по киве), тева — на патрилинейные неэкзогамные фратрии, символически связанные с двумя сезонами года (лето, зима), и билинейные патрилокальные большие семьи. Восточные керес и хемес имели матрилинейные роды, существовало ритуальное деление на 2 ритуальные патрилинейные общества (по киве). Северные тива имели дуальную организацию (по северной и южной сторонам) и родственные структуры, сходные с тева, южные тива — матрилинейные неэкзогамные группы, символически связанные со сторонами света и цветами. Потестарная организация также различна: на западе — теократия, на востоке — власть вождей и совета племени.

пуэбло

пуэбло 2

Семинолы ("беглец", "дикий"), истикате (самоназвание - "краснокожий"), индейский народ группы мускогов в США. В результате 2-й волны миграции "верхних" криков в начале 19 века численность Семинолов возросла с 4 до 6 тыс. человек. В 1812 и в 1817-18 (1-я Семинольская война) воевали против США. Потеряли большую часть земель и переселились на юг и восток Флориды. Сопротивление намерениям США переселить Семинолов в Арканзас вызвало 2-ю Семинольскую войну (1835-42). После войны большая часть Семинолов была переселена на Индейскую территорию (современный штат Оклахома), часть укрылась в болотах Эверглейдс на юго-востоке Флориды. С конца 1870-х годов Семинолами называется всё индейское население Флориды.

Традиционное жилище - свайное, каркасное, со стенами из циновок или досок и двускатной крышей из пальмовых листьев.
Матрилинейные роды населяли группу поселений, объединялись для церемонии баска в начале лета и охотничьих плясок осенью. Зимой переселялись во временные охотничьи лагеря. Семья большая, матрилокальная. Традиционные верования - культы духов, огня (в каждом поселении поддерживался священный костёр).







Tags: индейцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “индейцы” Tag

  • Взлёт и падение Анасази.

    Про древних обитателей каньона Чако говорилось в О матрилокальных браках у индейцев пуэбло. Сейчас там находится национальный парк Меса Верде…

  • Про “Этнографический атлас” Мёрдока.

    Светлана Александровна Боринская и Андрей Витальевич Коротаев сообщают в статье " Алгебра и гармония социальных структур": "Дж.…

  • О матрилокальных браках у индейцев пуэбло.

    Перевод (с некоторыми сокращениями и комментариями) статьи Марины Влнар (Marina Vlnar) "Матрилинейное родство и матрилокальное проживание в…

  • Последняя шаманка.

    Лола Киепья (род.? - ум. 1966, Огненная Земля). На фотографии одна из последних женщин-шаманок с Огненной земли, носитель культуры…

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Священная пума.

    У индейцев пума была священным животным. "По данным археологических исследований, бобы Анаденантера использовались в качестве…

  • Линии наска, или Близкие контакты третьей степени.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" высказывает предположение, согласно которому знаменитые " линии…

  • Трансовые видения и культура.

    Как утверждал Хизер, табак, который курили индейцы Нового Света, был весьма далёк от мягких сортов табака, используемых в настоящее время при…

  • На краю света.

    Приведу два абзаца из статьи А. В. Зорина "Между двух огней: индейцы денайна и русские мехопромышленники в конце XVlll века". Речь идёт об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments