Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Материнский род у сарматов.

Автор - Хазанов А.М.

Из сообщений греческих авторов явствует, что савроматские женщины: 1) участвовали в военных действиях (Рs.-Hiрросr., 24; Herod., . IV, 116-117); 2) отправляли какие-то жертвоприношения, судя по не вполне ясному сообщению Псевдо-Гиппократа (24); 3) активно участвовали в общественной жизни, занимали высокое положение в обществе (Ps.-Scyl., ? 70; Eph. ар. Nic. Damasc., fr. 16 Dind.), иногда даже возглавляли целые племена (Polien., Strateg. VIII, 55, 56; Diod., IV, 45). Переданная Геродотом (IV, 110-116) легенда о происхождении савроматов недвусмысленно намекает на матрилокальность брачного поселения у них, а быть может, и на матрилинейность их общества (скифские юноши уходят на местожительство к своим женам. При этом амазонки констатируют: «мы отняли у вас отцов»).

1. Активное участие сарматских женщин в военных действиях.

Сильный аргумент сарматского "матриархата" привёл К.Ф. Смирнов. В то время как во всех археологических культурах, за исключением савроматской, погребения вооружённых женщин единичны, в этой последней они составляют не менее 20% от всех могил с оружием. Наибольшее количество женских погребений с оружием относится к савроматскому времени (VI-IV вв. до н.э.), но и в прохоровское (IV-II вв. до н.э.) они достаточно часты. Преобладающим видом оружия в этих погребениях являются стрелы; мечи и кинжалы встречаются реже, а копья — совсем редко. В полном соответствии с античной традицией сарматские воительницы предстают перед нами прежде всего как лучницы. В рукопашный бой они вступали редко, а участвовали в битвах в рядах легковооружённой конницы, составлявшей в это время основную массу сарматского войска, и её главным тактическим приёмом были внезапная атака и быстрое отступление.

Сарматки воительницы

2. Отправление сарматскими женщинами жреческих функций.

Археологический материал не только подтверждает туманное сообщение Псевдо-Гиппократа, но значительно его дополняет и конкретизирует. Имеются в виду каменные столики или блюда — довольно распространенная находка в савроматских погребениях Приуралья. Все они найдены в женских погребениях. Такие предметы служили переносными алтарями и жертвенниками, хорошо приспособленными к кочевому быту. Можно вполне согласиться с К.Ф. Смирновым, что  у сарматов подобные алтари, по крайней мере отчасти, служили алтарями огня, культ которого, в сочетании с солнечным, был широко распространён среди ираноязычных кочевников евразийских степей, хотя, конечно, не в столь сложной и канонизированной форме, как у их осёдлых сородичей в Иране. Нимфодор (fr. 14) прямо указывает на сарматов как на огнепоклонников.

Серьёзные указания на то, что в савроматском обществе какие-либо важные религиозные функции принадлежали мужчинам, практически полностью отсутствуют. Конечно, это вовсе не означает, что так было на самом деле. Наши данные слишком неполны для подобного заключения, да и сравнительно-этнографический и исторический материал не позволяет его сделать. Но всё же отправление женщинами столь важного культа, как культ огня (даже если оно было только частичным), само по себе весьма необычно (а универсальный характер алтарей говорит о том, что женщины отправляли и другие культы). Те же самые алтари, обслуживание которых в Иране было привилегией особой жреческой корпорации, исключительно мужской по составу, у сарматов оказались в руках женщин-жриц.

Уже одно это является косвенным указанием на линейность счёта родства и локальность брака в савроматском обществе. Дело в том, что в условиях патриархальной организации женщина, переходящая на местожительство в род и семью мужа, не могла играть важную роль в выполнении религиозных обрядов.

3. Участие сарматских женщин в общественной жизни и их высокое положение в обществе.

Во-первых, женские погребения с каменными алтарями у савроматов часто отмечены особенно пышным ритуалом и заметно выделяются своим богатством. В них находят золотые украшения, оружие и конскую сбрую, предметы, исполненные в зверином стиле. Более того, некоторые из погребений явно сопровождались человеческими жертвоприношениями, в том числе вооружённых мужчин (из числа служителей или охраны жриц), подвергшихся насильственной смерти. Для патриархальных обществ это явление малохарактерное, особенно если жертвы — мужчины. Но главное, что с женщинами погребены не мужчины-рабы, а свободные члены общества, о чём ясно говорит сохранившееся при них оружие. А вот это уже совсем плохо совмещается с патриархально-родовыми представлениями. Интересно также, что в савроматское время дети хоронились только с женщинами — достоверные случаи совместных погребений мужчины и ребёнка неизвестны. Это опять-таки соответствует матрилинейному принципу организации общества, по которому дети принадлежат матери, её семье и роду, но отнюдь не отцу.

Во-вторых, и это главное, в савроматскую, а отчасти и в прохоровскую эпоху женские погребения значительно чаще, чем мужские, занимают центральное место в курганах, а курганы, содержащие центральное женское погребение, — в курганных группах. Независимо от того, признаём ли мы савроматские и прохоровские погребения в курганах и небольших курганных группах большесемейными или родовыми — а здесь вряд ли может быть однозначное решение, — остаётся фактом, что они группируются вокруг женского предка. При этом в топографии могильников соответственным образом находил отражение тот самый матрилинейный принцип, который составлял структурную основу этих коллективов: могилы располагались вокруг или рядом с погребением старейшего женского члена коллектива или его женского предка, надо думать, в большинстве случаев реального, так как подобные могильники численно невелики, а хронологический разрыв между отдельными погребениями редко бывает значительным. Следует также отметить, что расположение погребений вокруг центрального женского характерно только для савроматского и ранпепрохоровского времени. В III-II вв. до н.э. эта особенность сарматских могильников становится малозаметной и постепенно исчезает.

*******

Можно ли при таких обстоятельствах говорить о матрилинейности сарматов? Савроматское общество, если оно было матрилинейным, могло быть только позднематеринским, потому что оно уже вступило в эпоху развитого классообразования. Поэтому и в нём реальная власть должна была принадлежать мужчинам. Но статус женщин в савроматском обществе, очевидно, был очень высоким, и они принимали участие в общественной жизни, что в несколько преувеличенном виде и донесла до нас античная традиция.

Очевидно, многие формы социальной организации сарматов в VI-IV вв. до н.э. весьма походили на аналогичные у туарегов — кочевников Сахары, до самого недавнего времени стойко сохранявших, а кое-где сохраняющих до сих пор матрилинейность и другие особенности, присущие позднематеринским обществам. У туарегов счёт родства вёлся по обеим линиям — и материнской, и отцовской. Однако главное значение имел материнский счёт родства, так как дети могли принадлежать только роду матери. Социальный статус и общественные права в основном наследовались по материнской линии, собственность, приобретённая личными усилиями, — по отцовской. Локальность брачного поселения не была постоянной. Обычно сперва она была матрилокальной — брачная пара селилась у отца жены, затем патрилокальной — брачная пара переселялась на жительство к отцу мужа, а после его смерти авункулокальной — следовало новое переселение супругов к брату матери мужа. Но в случае смерти мужа его вдова с детьми возвращалась в свою родную семью, к родителям или братьям.

Таким образом, у туарегов отмечается сложное переплетение отживающих позднематеринских и развивающихся патриархальных элементов. Нечто похожее могло наблюдаться и у савроматов.

Труднее всего определить причины, вызвавшие сохранение материнского счёта родства у сарматов, тем более, что по существу не выяснены причины, по которым в некоторых сравнительно высокоразвитых обществах не произошёл переход к патриархально-родовым отношениям, а сохранился материнский род. Принято считать, что наиболее благоприятную обстановку для сохранения материнского рода создаёт мотыжное земледелие, а скотоводство его исключает и что это связано в первую очередь с соотношением полов в системе хозяйства. Между тем известны развитые матрилинейные общества, основанные на иных системах хозяйства: подсечно-огневом в террасовом (гаро, кхаси), ирригационном (малайцы Малайского полуострова, минангкабау) и даже плужном земледелии (те же минангкабау, часть каст в Керале в Индии), осёдлом рыболовстве (тлинкиты, хайда, цимшияне).

Даже скотоводство, в том числе кочевое, в отдельных, хотя и очень редких случаях оказывается вполне совместимым с материнским счётом родства. Помимо туарегов в качестве примера можно привести беджа — скотоводческое племя, живущее в пустыне между Египтом и Красным морем и известное из древнеегипетских источников с 2700 г. до н.э. Несмотря на несколько тысячелетий кочевого образца жизни, у беджа патриархальные отношения окончательно установились только после принятия ислама между 1150 и 1300 гг., а пережитки былой матрилинейности прослеживаются даже в новое время.

Многочисленные пережитки материнского рода отмечены у скотоводов банту Юго-Западной Африки, в том числе у гереро — единственного в Африке народа банту, совершенно не занимающегося земледелием. Среди этих пережитков — сохранение, наряду с отцовскими, материнских родов и линиджей, двойной односторонний счёт родства (double descent), авункулат.

Очевидно, в матрилинейных обществах действовал ряд факторов, второстепенных или несущественных с точки зрения общего процесса исторического развития, но в конкретной ситуации благоприятствовавших сохранению матрилинейности. В качестве одного из таких факторов можно отметить наблюдающиеся иногда особенности полового разделения труда: отрыв мужчин от своих хозяйственных коллективов, и в результате — выполнение женщинами определённых организаторских функций. В числе других факторов необходимо учитывать силу традиции, историческое прошлое, этническую историю, внешнее окружение и т. д.

В этой связи интересно одно из существующих объяснений бытования позднематеринско-родовых отношений у туарегов. Согласно этому объяснению, матрилинейность не была естественным продуктом развития кочевого общества, а сложилась у осёдлых предков туарегов и сохранилась у их перешедших к номадизму потомков в условиях изоляции и стремления избежать смешения с окружающими племенами.

Не исключено, что матрилинейность была присуща и предкам сарматов, осёдлым скотоводам-земледельцам эпохи бронзы. Правда, считается, что в бронзовом веке у населения степной части СССР устанавливаются патриархальные отношения, и главным аргументом здесь служит наличие парных погребений. Однако вполне возможно, что некоторые группы населения сохраняли материнский счёт родства. Ведь из этнографии хорошо известны случаи длительного многовекового соседства находящихся приблизительно на одной уровне развития патрилинейных народов с матрилинейными.

Б.Н. Граков объяснял сохранение материнского рода у савроматов их большей отсталостью по сравнению со скифами и изолированностью в отдалённых и труднодоступных степях. Первое объяснение вряд ли приемлемо. Оно основано на старых представлениях о матриархате и не учитывает того, что позднематеринский род является формой развития, параллельной с патриархальным. К тому же савроматы хотя и отставали от скифов, но не настолько, чтобы можно было говорить о двух качественно различных ступенях развития и этим объяснять их матрилинейность. Зато во втором объяснении, предложенном Б.Н. Граковым, есть определённый резон. Условия относительной изоляции действительно могли консервировать старые формы социальной организации, несмотря на то, что постепенно они наполнялись новым содержанием. И, может быть, не случайно матрилинейная организация у сарматов исчезает именно тогда, когда они вступают в тесные и перманентные связи с патрилинейными народами.

«Вестник древней истории». 1970, No 2, стр. 138-148. Источник

Tags: сарматы
Subscribe

Posts from This Сommunity “сарматы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment