Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О римском браке.

"Римляне считали, что в супружеском союзе главенствующая роль принадлежит жене (женщины вступали в брак в возрасте семи — двенадцати лет), — именно она, по их мнению, вкладывала большую часть самой себя в договор о castitas (но не о девственности), который заключала с мужчиной, ибо в основном от её инициативы, от её плодовитости, от её «материнства» зависел успех коитуса, забот о супруге, воспитания детей и ведения дома. «Патронаж» римской матроны осуществлялся богиней Юноной Югой.[1] Таким образом, римское слово, означавшее брак, имело отношение только к женщине. Латинское matrimonium (брак), означавшее буквально "стать женщиной-матерью", трансформировалось в слово matrona — "матрона, замужняя женщина".

Римский брак был то, что называется societas, — союз для зачатия. Ритуальная формула, произносимая невестой во время ритуального пожатия рук, давно утратила смысл; вполне вероятно, что мы никогда не разгадаем её тайное значение: Ubi tu Gaius, ego Gaiai (Там, где ты будешь Гаем, я буду Гайей[2]). Ясно, что формула эта означает начало супружеского ига, но, оставаясь загадочной, она тем не менее не означает, что иго будет мужским. Женщина, вступившая в брак, сохраняла своё девичье имя и оставалась вполне самостоятельной личностью, которую отнюдь не подавлял союз с мужчиной.

В 195 г. до н. э. римские матроны вышли на улицы, чтобы потребовать отмены закона Оппия [3]. Ювенал описывает толпу женщин, яростно кричавших: "Homo sum!" Имея право отвергать мужей, они теперь избавились и от отцовской опеки. Супруги владели имуществом раздельно, и так же раздельно писались завещания.

Брак был ритуалом, в результате которого женщина освобождалась от всех видов услуг и работ (включая кормление грудью младенцев), кроме прядения шерсти. Венерины утехи и вино были матронам запрещены [4], равно как и лежачая поза за столом (в противоположность жёнам этрусков). За трапезой матрона (в отличие от gens), госпожа (в отличие от рабов) сидела в кресле. Приданое, выплачиваемое родителями, должно было компенсировать расходы на содержание рабынь, которые входили в дом (domus) в качестве служанок, дабы избавить госпожу (domina) от низменных занятий, несовместимых с её статусом. Единственной заботой матроны был уставной страх. Страх перед насилием Фасцинуса [5].

Знатные семейства, кланы (gentes), обручали своих детей с колыбели; девочек выдавали замуж в возрасте семи — двенадцати лет, ещё не созревших, инфантильных, напуганных своим новым положением. Считалось, что половая зрелость у девочек наступает в двенадцать лет, но эротические и педагогические удовольствия, извлекаемые из незрелости, приветствовались. Римский закон был в этом пункте, как и во всех прочих, непререкаем: с рождения до семи лет ребёнок считался неприкасаемым (infans означает "неспособный говорить", «животное», отвечающее за свои действия не более, чем безумец, furiosus, или черепица, упавшая с крыши). С семи до двенадцати лет разрешались эротические игры, возможные при половой незрелости. Но после этого — только рождение детей и полное забвение всего, относящегося к эросу.

Жена есть маленький Эней, чью руку держит Pater. Девочка не должна быть влюблённой в своего отца, она должна трепетать перед ним. Obsequium — это почтение, которое раб должен оказывать господину".

Из книги Киньяра Паскаля "Секс и страх". Источник.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] «Патронаж» римской матроны осуществлялся богиней Юноной Югой. — Iuga — культовый эпитет Юноны «Соединяющая» (от лат. iungere) — осмыслялся как знак Юноны — покровительницы брака (Юлий Павел: «Юнона, как полагают, именуется Югой, ибо соединяет в браке»); наряду с этим эпитет сближался и с другим словом: iugum — «ярмо, плуг, бремя». (Я полагаю, что Юга, скорее всего, от iugum — «ярмо, плуг, бремя»; ср. русское "иго"; слово "супруг" имеет тот же корень, что и "упряжка", "упряжь" — снаряжение для запряжки упряжных волов, "быка"-мужа и "коровы"-жены, для использования их с целью перемещения повозки с семейным скарбом по жизни, - ltraditionalist.)

[2] Там, где ты будешь Гаем, я буду Гайей. — Эту формулу, древность которой подчёркнута архаической формой имени Gaiai, упоминают, например, Квинтилиан (Воспитание оратора, 1, 7, 28) и Авл Геллий (Аттические ночи, 7, 7, 1). (Мне думается, что у нас есть похожая по смыслу формула: "Муж и жена - одна сатана". - ltraditionalist.)

муж и жена

[3] Гай Оппий, трибун 215 г. до н. э., провёл закон, запрещавший женщинам носить пёстрые платья, ездить в повозках и владеть мало-мальски значительными средствами. Закон был отменён в 195 г. до н. э.

[4] Говорят, в древнем Риме мог запросто отрубить голову пьяной жене. - ltraditionalist

[5] Греческое слово «phallos» переводится на латынь как «fascinus».
Tags: брак, римляне
Subscribe

Posts from This Сommunity “римляне” Tag

  • Ars longa, vita brevis est.

    Вибия Матидия, сестра Вибии Сабины, супруги Адриана. Я бы, на месте Адриана, "положил глаз" на столь очаровательную свояченицу. Но…

  • О брачном договоре в Древнем Риме.

    В заметке " Римская женщина в патриархальном обществе" говорилось, что в Риме "ж енщина как таковая не считалась членом civitas…

  • Римская женщина в патриархальном обществе.

    Интересно, что древнеримские мужчины относились к своим женщинам то ли как к детям несмышлёным, то ли как к умалишённым. "Женщина как таковая…

  • Военное положение как "бальзам" для патриархата.

    После того как Ганнибал вдребезги разбил римскую армию при Каннах, - из 76 тыс. римлян с поля боя выбралось лишь около 6 тыс., - он совершил…

  • Портрет республиканца.

    Древнеримский бюст представителя знати, I век до н. э. Экспонат Музея истории искусств в Вене. Римлянин 80 LVL. "Истинный ариец". И…

  • Богиня дверей и бог дверей.

    У древних римлян была Карде́я или Карда (лат. Cardĕa, Carda) - богиня порогов, дверей и хранительница дома. Овидий говорил о ней, используя…

  • О наследовании власти в древнем Риме.

    Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев в статье " ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА ЦАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЛЕГЕНДЫ О ТРОЕ" пишут:…

  • Патриархат как строй нежизнеспособен.

    Семь томов "Истории упадка и разрушения Римской империи" Эдварда Гиббона, 1947 год. Хорошая картинка для показа тем, которые постоянно…

  • Всенощное бдение.

    Говорят, в период Римской республики, в течение нескольких дней после родов трое мужчин каждую ночь охраняли дом, ударяя в дверной проём…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment