Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О половецких "амазонках".

"Погребальные обряды половцев свидетельствуют о довольно высоком социальном положении женщин. Половцы с почестями хоронили как мужчин, так и женщин; затем и тем, и другим ставили поминальные храмы со статуями. Несмотря на неоднократное изменение погребальных обрядов и ритуалов кыпчаков, в результате их смешения с другими этносами по мере продвижения в южнорусские степи, один этнографический признак оставался неизменным. Это возведение святилищ, посвящённых культу и мужских, и женских предков. Как отмечают исследователи, этот привнесённый из глубин Кимакского каганата обычай получил дальнейшее развитие и буквально расцвёл в южнорусских степях [Плетнева, 1990: 39].

Также в погребениях, как в женских, так и в мужских, встречаются котлы. У исследователей сложилось достаточно обоснованное однозначное мнение: котёл был символом родового объединения, атрибутом, подчёркивающим высокое социальное положение умерших, а захоронения с котлами принадлежали представителям родовой и племенной аристократии кочевого общества [Швецов, 1980: 201].


котлы

Интересны суждения С. А. Плетнёвой о существовании у половцев института «амазонок», основаного на одном половецком образе, проникшем в древнерусский былинный эпос в рассматриваемый период. Это образ «поляницы», женщины-богатырши. Былинный Добрыня, встретив «поляницу» в «чистом поле», проигрывает ей поединок, после чего вынужден был на ней жениться. Добрыня привёз её в Киев, где она прежде чем пойти под венец, была крещена. Таким образом, она дважды прошла свадебный обряд, первый — половецкий, в степи, в виде единоборства жениха с невестой, второй — христианский. Надо полагать, что все привозившиеся из степи жёны проходили подобные процедуры, сначала языческий свадебный обряд, а по прибытию на родину мужа подтверждали его церковным браком. В целом, женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщины были вынуждены в отсутствии своих мужей (часто погибавших в походах и войнах) регулярно брать на себя все заботы по хозяйству и обороне. По мнению С. А. Плетнёвой, так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатлённых в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда перешедших в русский фольклор [Плетнёва, 1990: 68–70]. Однако не все исследователи согласны с такой постановкой вопроса. Так, Т. М. Потёмкина своими исследованиями выражает несогласие с тезисом о половецких «амазонках» [Потёмкина, 2012: 24–28].

Относительно «института амазонок» в половецком обществе, очевидно, заявлено действительно слишком громко, но роль и значение женщин в жизнедеятельности семьи, рода и племени исключать никак нельзя. Конечно, в исторических источниках среди кыпчаков не зафиксировано таких выдающихся женщин-предводительниц, женщин-правительниц, как, например, у кавказских гунно-савиров (Боарикс) или утригуров (Аккага). Активность женщин-кыпчаков в разных жизненных ситуациях осталась отображённой лишь в фольклорных источниках, памятниках устного народного творчества. По причине отсутствия в письменных исторических источниках конкретных сведений относительно положения женщин в обществе, а также относительно семейно-брачных отношений кыпчаков мы вынуждены обратиться именно к ним. В частности, исходя из наших целей рассмотрим версии героического эпоса тюркских народов об Алпамыше, точнее, те из них, которые были обозначены известным учёным-филологом, фольклористом В.  М. Жирмунским как «кыпчакские», и его изыскания по этому памятнику народного творчества.

В. М. Жирмунский с кыпчакской версией «Алпамыша» связывает две народные сказки — башкирскую — «Алпамыша и Барсын-Хылу» и казанско-татарскую — «Алпамша». Обе, как утверждает исследователь, наряду с поздними, порой с довольно серьёзными искажениями обнаруживают своеобразные архаические черты. В башкирской сказке, как и в огузской версии, выступает древний сюжет состязания женихов с невестой — богатырской девой.   В целом, в эпических сказаниях и легендах пережитки матриархата, как правило, проявляются в брачных поединках героев с невестами, в образах богатырских дев. Согласно кыпчакской версии сказания Барсын-хылу объявляет, что выйдет замуж за того, кто победит её в борьбе. В этих ритуальных поединках она убивает немало потенциальных женихов. Наконец, в брачном поединке с Барсын-хылу схватывается Алпамыш, побеждает её и делает женой [Жирмунский, 1960: 85–86]. Указанные обстоятельства показывают не только воинственность половецких женщин и девушек, но и заметное их равноправие, предоставленную им свободу выбора".


Автор - Мухамадеев , А. Р. (2020). К вопросу о брачно-семейных взаимоотношениях у кыпчаков. Источник.


Добавлю ещё от себя несколько строк.

По-моему, должна быть какая-то связь и историческая преемственность между сарматами и половцами. Сарматы ведь не могли исчезнуть в однодневье. Наверняка процесс распада этноса занял несколько веков. И, вполне может быть, что сарматский суперэтнос послужил "навозом" для произрастания на территории его обитания половцев-кипчаков. Вообще, о появлении кипчаков ничего удобовразумительного нет, кроме истории о мифическом мальчике, которому дали имя «кипчак», потому что он родился в дупле какого-то дерева. Скорее всего, кипчаки унаследовали многое от сарматов, в том числе и пережитки матриархата. Отсюда и легенды о богатырских девах, и институт половецких "амазонок".

И ещё прокомментирую мнение С. А. Плетнёвой, согласно которому институт "амазонок", женщин-воительниц, мог возникнуть у половцев в результате того, что женщины были вынуждены в отсутствии своих мужей (часто погибавших в походах и войнах) регулярно брать на себя все заботы по хозяйству и обороне. Здесь я вижу параллель с древней Спартой. Спартанцы слишком часто ввязывались в конфликты — и в результате в 242 году до н. э. в живых оставались только 700 граждан Спарты. Спартанские женщины не участвовали в сражениях, но получали физическую подготовку и обучались военному делу. По сравнению с другими гречанками, они пользовались такими большими правами, что спартанцев часто упрекали в матриархате. Этому есть практическое объяснение — мужчины часто гибли на войне, и наследовать землю должны были женщины. Но вот "амазонок" среди спартанских женщин, кажется, вовсе не было. Есть такое понятие - "островной матриархат", когда мужчины много времени проводят в море, а женщины занимаются домашним хозяйством, но из этого положения никак не появляются "амазонки". Нет, всё же, на мой взгляд, предания о богатырских девах гораздо древнее самих половцев.

Tags: амазонки, поляницы, степняки
Subscribe

Posts from This Сommunity “поляницы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment