Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Амазонки" Среднего Дона.

Елена Кудрявцева сообщает о женских захоронениях скифского времени на Среднем Дону.

Лёгкие наконечники для копий, железный крюк в виде птицы, элементы конской упряжи, железные ножи и греческие сосуды — все эти вещи говорят о захоронении знатного воина, которому отдавали почести как при жизни, так и после неё. Некоторые сомнения вносит бронзовое зеркало, которое почти не потеряло идеально круглую форму, изящные бусы и великолепный калаф — головное украшение из золотых пластин, прообраз русских кокошников. Это первый целый головной убор на памятниках скифского времени, найденный на Среднем Дону.

Воронежские амазонки
Слева: золотое украшение на голове женщины — признак знатного положения. Справа: скифский золотой калаф — прообраз кокошника. Реконструкция. Фото: Институт археологии РАН.

— Мы обнаружили уникальное захоронение сразу четырёх женщин-воинов скифского периода,— рассказывает «Огоньку» начальник Донской экспедиции Института археологии РАН профессор Валерий Гуляев.— В нём две женщины в расцвете сил, одна — подросток и ещё одна — довольно пожилая для своего времени. Нам и до открытия было ясно, что амазонки — общескифское явление: для них насыпали отдельные курганы и проводили все погребальные обряды, как для мужчин. Но мы впервые сталкиваемся с погребением сразу четырёх амазонок, причём столь разного возраста. Они были захоронены одновременно, но никаких следов насильственной смерти на скелетах мы не обнаружили. Лично я предполагаю, что женщины могли погибнуть из-за отравленных стрел: соседи скифских племён пропитывали наконечники стрел ядом змеи или использовали как отраву гниющую смесь, которая инфицировала раны и вела к гибели.

Открытие совершено в системе захоронений, которую археологи называют Девица V — на правом берегу реки Девица (приток Дона), между сёлами Болдыревка и Девица Острогожского района Воронежской области. Это скифский курган — небольшой холм высотой около метра и диаметром порядка 40, он похож на спину вынырнувшего посреди океана кита. В центре насыпи — остатки гробницы, в которую вёл узкий вход. В древности гробница опирались на 11 мощных дубовых столбов и была накрыта толстыми брёвнами. Впрочем, это — лишь один из элементов целой системы захоронений. В целом же Девица V состоит из 19 курганов, часть из которых практически не видна, поскольку этот район — зона активных сельхозработ.

О реальности легендарных амазонок всерьёз заговорили в конце 1980 годов благодаря тогда ещё советским исследователям из Института археологии Академии наук Украины. Их работы подтвердили, что древние амазонки действительно существовали, правда не там, не в то время и совсем уж не в том виде, как они представлялись древним грекам (что и не удивительно, учитывая патриархальность Древней Греции). При исследовании курганов Поволжья и Приазовья было установлено, что у скифов были женщины-воины, но доказать это удалось только с помощью современных методов исследований.

Дело в том, что на протяжении десятилетий считалось: раз в захоронении обнаружено оружие, то перед нами — воин-мужчина, а если украшения — женщина. ДНК-анализ и другие технологические новшества изменили картину мира. Выяснилось, что около трети всех скифских женщин похоронены с оружием и имеют боевые ранения, как и мужчины. Поэтому, когда сегодня в могилах находят «мужские» вещи, в глазах учёных это больше не доказательство, что здесь похоронен непременно воин-мужчина.

— Явление амазонок характерно для всей скифской культуры кочевников,— подчёркивает профессор Гуляев.— Мужчины уходили в дальние походы, совершали сезонные переходы со стадами скота, оставляя дома жён и детей со всем хозяйством и имуществом. Тем же, кто оставался, требовалась защита, её и обеспечивали, наряду с оставшимися дома немногочисленными мужчинами, вооружённые женщины-всадницы.

При этом в сарматских племенах, родственных скифам, роль женщин была высока традиционно. И дело не только в военных навыках. Скажем, в ряде женских захоронений обнаружены жертвенники — небольшие каменные столики с орнаментами или фигурами зверей, а также раковины с красками и гадательные камни со следами огня. Всё это говорит о принадлежности похороненных к высокой касте жриц, иными словами, в этих кочевых племенах женщины могли занимать статусные социальные роли. Предполагается, что в целом скифо-сарматы долго сохраняли отдельные традиции матриархата, и именно это потрясло столкнувшихся с ними греков.

К 1991 году на территории обитания европейских скифов учёные обнаружили уже 120 женских могил с оружием. Примерно 70 процентов из них принадлежали девушкам и молодым женщинам от 16 до 30 лет. Единственным исключением оставалась здесь до последнего времени область Среднего Дона. Но вот теперь и на на Среднем Дону экспедиция обнаружила около 11 погребений молодых вооружённых женщин.

Что касается наших скифов, то картина следующая. О том, что они были европеоидами, известно довольно давно. Помимо костных остатков об этом свидетельствовали многочисленные артефакты, в частности ещё в 1830-м в окрестностях Керчи нашли сосуд из сплава золота и серебра, где изображены лица семи скифских царей. Так что когда Блок писал «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!» он грешил — при желании можно было убедиться, что скифы таковыми не были.

скифы

скифы 3

Другое дело, что сегодня, благодаря анализу большого массива данных ДНК, становится понятно, что и к славянам скифы тоже отношения не имеют. В 2018 году международная коллаборация учёных (с российской стороны участвовал Институт археологии и этнографии и Институт цитологии и генетики СО РАН) проанализировала образцы скифских ДНК и выяснила: из всех современных народов евразийских степей относительно близки по составу генофонда к скифам только тюркоязычные.

Скифы, вместе с их культурой свободолюбивых и по-мужски воинственных женщин, сошли с исторической арены ещё до наступления нашей эры. Но несмотря на это, отголоски пребывания их на российской земле можно найти не только в курганах, но и в фольклоре. Например, в Орловской и Воронежской области известна сказка «Звериное молоко», где Иван-царевич встречается с богатырь-девкой, которую он должен одолеть. А Баба-Яга в южных степных краях владеет стадами волшебных кобылиц и является царицей Девичьего царства, которое «находится далеко, за тридевять земель, за тридевять морей, за огненным морем; его называют Подсолнечным».


Tags: амазонки, расология, скифы
Subscribe

Posts from This Сommunity “расология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments