Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О роли "ямников" в трансформации Старой Европы.

Рисунок1
Рис. 1. Карта размещения курганов на поселениях разных культур. 1 — Майданецкое; 2 — Тальянки; 3 — Доброводы; 4 — Владимировка; 5 — Небелевка; 6 — Тырпешть; 7 — Ньиредьхаза; 8 — Тисавашвари; 9 — Хайдунанаш; 10 — Мезочат; 11 — Охат; 12 — Хортобадь; 13 — Балмазуйварош; 14 — Дебрецен; 15 — Хайдусобосло; 16 — Ясберень; 17 — Шарретудвари; 18 — Береттьофалу; 19 — Кишмарья; 20 — Надьрев; 21 — Кунсетмартон; 22 — Деваванья; 23 — Комади; 24 — Бекешчаба; 25 — Бекеш; 26 — Кетедьхаза; 27 — Панчево; 28 — Ябука; 29 — Перлез (1—6 — трипольская культура; 7 — культурная группа Тырпешть; 8—26 — Баден; 27—29 — Костолац).

Это некоторые из обнаруженных курганов "ямников". С. В. Иванова в своей статье "Курганы vs поселения: скотоводы vs земледельцы" пытается доказать мирное сосуществвание скотоводческой ямной культуры с земледельческими культурами Старой Европы. Она говорит, что курганы "ямников" появляются на территориях земледельческих культур лишь после исчезновения этих культур. "После оставления поселения Тальянки на его остатках образовался слой чернозёма толщиной около 0,1 м (Klochko, Kruts 1999: 79). Имеются радиоуглеродные даты для всех захоронений кургана. Они также демонстрируют значительный хронологический разрыв между датой поселения и сооружением данного кургана — не менее 700—800 лет". То есть "ямники" не трогали "трипольцев"; те сами куда-то "испарились". "По-видимому, между оставлением поселения и возведением кургана (раннебронзового века?) прошёл определённый срок, когда поверх слоя трипольского времени успел сформироваться небольшой слой чернозёма, на котором впоследствии был сооружён курган (выброс из могилы лежит на погребённом чернозёме)", - говорит С. В. Иванова.

"Сопоставление радиоуглеродных дат, полученных для поселений и подкурганных захоронений ямной культуры Лесостепи, не даёт однозначного ответа о возможности или невозможности контактов двух миров. Интервал между некоторыми датами двух культур невелик. В целом же ямную культуру датируют 3100—2200 ВС (Rassamakin, Nikolova 2008). Крупные трипольские поселения, на которых обнаружены курганы, относятся к этапу Триполья ВII (Владимировка, Небелевка) и СІ (Тальянки, Майданецкое, Доброводы). Этап ВII датируется в диапазоне 4000—3600/3400 ВС, этап СІ — 3800—3320/3200 ВС (Відейко 2005: 57); с финалом его связан упадок протогородов. Данные курганной стратиграфии определённо указывают на то, что между оставлением трипольских поселений и сооружением на них наиболее ранних курганов племенами ямной культуры имеется временной интервал. О нём свидетельствуют, прежде всего, процессы почвообразования — формирование слоя гумуса над культурным слоем поселения. Эта погребённая почва была законсервирована собственно курганной насыпью. После оставления поселения Тальянки на его остатках образовался слой чернозёма толщиной около 0,1 м (Klochko, Kruts 1999: 79). По-видимому, к моменту сооружения курганов поселения прекратили своё существование."

Ну что-ж, давайте немного покритикуем концепцию С. В. Ивановой.

Начнём с датировки. Как писала Мария Гимбутас, "Первые набеги степняков на Балканы произошли между 4200 г. до н.э. и 3900 г. до н.э., когда пастухи с конными повозками пересекли Днестр и Дунай и, по-видимому, разрушили города культуры Гумельница, Варна и Караново V I в Восточной Румынии и Болгарии". С. В. Иванова датирует начало ямной культуры 3100 BC, а кто же терзал Старую Европу уже за тысячу лет до их появления?

Мы с mazzarino уже здесь согласились в том отношении, что по крайней мере первая волна арийской экспансии представляла собой разбойничьи набеги представителей мужских "тайных союзов", типа дук-дук в Меланезии. Постоянные грабительские набеги и терроризирование земледельческого населения могло привести к тому, что оно просто перестало селиться на этих землях и перешло на другие территории, "от дураков подальше". Тем более, мы знаем, что примерно каждые 75 лет трипольцы "снимались" с насиженного места и уходили в поисках лучших земель.

Для сравнения можно привести территорию Дикого Поля, где вплоть до Петра Первого земледельцы не жили, опасаясь сначала набегов степных кочевников, а потом крымских татар.


Дикое поле  
Крымские татары там не жили, и земледельцы не жили. Хронологический разрыв - налицо, однако же мы не станем всерьёз утверждать, что земледельцы сами "испарились", ещё до прихода туда степняков.

Да и с курганными захоронениями не всё так просто. Например, первое упоминание о половцах относится к 744 году, а знаменитые половецкие бабы в основном появились лишь в Xll веке, это был век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Точно так же могло быть и с курганами. "Похороните мои косточки на родине в степи, где мои предки лежат", - так могли завещать первые кочевники. Могло пройти несколько поколений, прежде чем они обжились на новых местах и стали считать их своей родиной.

Процитируем ещё С. В. Иванову:

"Предполагается, что ямное население проникло на территорию Сербии и Баната с Нижнего Подунавья и верховий Тисы (Srejović 1994). Н. Тасич считает, что именно появление ямных племён имело особое значение для всего последующего развития Центральных и Западных Балкан и послужило катализатором культурных трансформаций. Контактами с ямной культурой в области Славония-Срем он объясняет преобразование культуры Костолац в культуру Вучедол, которая появляется первоначально в этом ареале, а затем — в северной части Боснии и Сербии. Предполагается вытеснение ямными племенами населения культуры Чернавода III на запад, вплоть до Сербии и Баната (Srejović 1976; 1994; Николова Л. 2000: 448—449), культуры Глина III — в ареал культуры Коцофень (Schuster 2000)."

Рисунок2
Рис. 2. Пути распространения ямных племен на запад (по Harrison, Heyd 2007: fi g. 43).

С этим мы спорить не станем. И - последнее замечание С. В. Ивановой:

"Достаточно спорным является тезис о том, что ямная культура оказала мощное воздействие на процесс культурной трансформации Европы (Harrison, Heyd 2007: 194—201; Демченко 2013: 153 и др.)."

А тут уж всё зависит от интерпретации того, что мы называем ёмким словом "культура". Если орудия убийства, изготовленные из железа, это культура, тогда - да, безусловно, "ямники" - великие "культуртрегеры". Во всём же остальном их появление в Европе способствовало упрощению и примитивизации форм. Это ведь тоже своего рода трансформация, хотя и со знаком "минус".


Tags: арии
Subscribe

Posts from This Сommunity “арии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments