Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Остатки матриархата у африканских племён.

У некоторых народов Северной Родезии встречаются и сейчас остатки родового строя, но уже в сильно видоизмененной форме.

У бемба, например, до сих пор счет родства ведется по материнской линии. Каждый человек считается принадлежащим к определенному материнскому роду, который состоит из группы родственников по женской линии. В нее входят, таким образом, все братья и сестры матери данного человека, все родные братья и сестры ее матери и т. д. К этой же группе принадлежат все родные дети матери данного человека. В эту группу входят все ближайшие родственники матери: ее родные бабушка и мать со всеми их братьями и сестрами, все братья и сестры матери, все дети матери и дети ее сестер, дети их дочерей и т. д. В этой группе наибольшее значение имеют братья матери — мужские представители рода матери. При таких порядках имущество должно наследоваться по женской линии, т. е. имущество наследует не сын умершего, а сын его сестры.

Однако несмотря на то, что счет родства ведется по женской линии, материнский род уже не представляет экономического единства. Брак обычно патрилокален, и мужчина принимает жену в свой дом. Лишь в тех случаях, когда мужчина не может уплатить выкупа за жену, он входит в семью своего тестя. Женщина пользуется уважением, и домашнее хозяйство находится в ее руках, но налогоплательщиком выступает мужчина, и колониальные власти главой семьи считают мужчину. Главенство женщины в хозяйстве объясняется сейчас, кроме живых еще традиций матриархата, тем обстоятельством, что около четырех пятых взрослого мужского населения всегда находится на заработках вне дома.

Вожди племен и старшины родов — мужчины, но власть передается по женской линии: умершему вождю наследует либо его брат, либо племянник — сын сестры; власть верховного вождя племени — ситимукулу — переходит по наследству внутри одного и того же рода, вожди округов — мфуму — являются членами этого же рода. Мать верховного вождя имеет свой титул, она принимает участие в совете племени, ей принадлежит несколько деревень. Сестры вождей — привилегированные особы и также имеют по одной или больше деревень. Отцы вождей — рядовые люди и скоро забываются соплеменниками. Дети вождя, поскольку они не относятся к членам его рода, не наследуют отцу, но носят особый титул и пользуются некоторыми привилегиями, претендуя на должности старшин и даже вождей округов. Значительны пережитки материнского рода у вабена, где мэтрилинейный счет родства сохранился в роде Ухенге, из которого выбираются вожди. В той или иной форме пережитки матриархата сохранились у многих племен, но уже как пережитки седой старины.

Источник

Tags: Африка, пережитки матриархата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments