Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Остатки матриархата у африканских племён.

У некоторых народов Северной Родезии встречаются и сейчас остатки родового строя, но уже в сильно видоизмененной форме.

У бемба, например, до сих пор счет родства ведется по материнской линии. Каждый человек считается принадлежащим к определенному материнскому роду, который состоит из группы родственников по женской линии. В нее входят, таким образом, все братья и сестры матери данного человека, все родные братья и сестры ее матери и т. д. К этой же группе принадлежат все родные дети матери данного человека. В эту группу входят все ближайшие родственники матери: ее родные бабушка и мать со всеми их братьями и сестрами, все братья и сестры матери, все дети матери и дети ее сестер, дети их дочерей и т. д. В этой группе наибольшее значение имеют братья матери — мужские представители рода матери. При таких порядках имущество должно наследоваться по женской линии, т. е. имущество наследует не сын умершего, а сын его сестры.

Однако несмотря на то, что счет родства ведется по женской линии, материнский род уже не представляет экономического единства. Брак обычно патрилокален, и мужчина принимает жену в свой дом. Лишь в тех случаях, когда мужчина не может уплатить выкупа за жену, он входит в семью своего тестя. Женщина пользуется уважением, и домашнее хозяйство находится в ее руках, но налогоплательщиком выступает мужчина, и колониальные власти главой семьи считают мужчину. Главенство женщины в хозяйстве объясняется сейчас, кроме живых еще традиций матриархата, тем обстоятельством, что около четырех пятых взрослого мужского населения всегда находится на заработках вне дома.

Вожди племен и старшины родов — мужчины, но власть передается по женской линии: умершему вождю наследует либо его брат, либо племянник — сын сестры; власть верховного вождя племени — ситимукулу — переходит по наследству внутри одного и того же рода, вожди округов — мфуму — являются членами этого же рода. Мать верховного вождя имеет свой титул, она принимает участие в совете племени, ей принадлежит несколько деревень. Сестры вождей — привилегированные особы и также имеют по одной или больше деревень. Отцы вождей — рядовые люди и скоро забываются соплеменниками. Дети вождя, поскольку они не относятся к членам его рода, не наследуют отцу, но носят особый титул и пользуются некоторыми привилегиями, претендуя на должности старшин и даже вождей округов. Значительны пережитки материнского рода у вабена, где мэтрилинейный счет родства сохранился в роде Ухенге, из которого выбираются вожди. В той или иной форме пережитки матриархата сохранились у многих племен, но уже как пережитки седой старины.

Источник

Tags: Африка, пережитки матриархата
Subscribe

  • Матрилинейность у акан Западной Африки.

    Африканист И. Е. Синицына пишет в своей монографии "В мире обычая" ( М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997):…

  • О положении женщин в индейской Америке.

    Д-р философских наук М. В. Аристова в статье " Исторический взгляд на феномен лидерства латиноамериканок" рассматривает положение женщин в…

  • Микронезия.

    В состав Микронезии входит более полутора тысяч островов, из которых обитаемы около 80. Численность населения — около 200 тыс. человек,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments