Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Как культура умершего народа "просачивается" в культуру живых (4).

"Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего ещё более старого населённого пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду.

У подножья вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мёртвых». Он находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились «дома мёртвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний.

дома мёртвых 1

дома мёртвых 2

Подобные четырёхгранные дома мёртвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мёртвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мёртвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — «дома мёртвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться". Источник.

Ну вот, появилась ещё одна версия культурного влияния, на этот раз - зороастрийского влияния. Хотя у самих зороастрийцев, насколько я знаю, никаких "домов мёртвых" не было.

Я всё же продолжаю настаивать на том, что эти "дома мёртвых" являются самой поздней "отрыжкой" дольменной культуры.

Википедия говорит, что "часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры и покрытые резьбой гробницы в Карачаево-Черкесии. О последних есть предположение, что это сооружения позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики, так как они имеют именно такую конструкцию. Но вероятнее, что их всё же построили средневековые адыги — касоги или аланы в VIII—XII вв., в два этапа: сначала совершалось погребение в каменном ящике, а затем над ним возводилось более монументальное сооружение."

То есть, традиция сооружения дольменов сохранилась вплоть до Средневековья.

Так что древние жители балкарского селения Эль-Тюбю сами ничего нового не придумывали, а поступали в соответствии с традицией, как делали их деды и прадеды. А зороастризм тут совсем ни при чём.


Tags: Кавказ, Традиция
Subscribe

Featured Posts from This Сommunity

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments