Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О скипетрах.

Рисунок11

В. А. Дергачов в своей монографии "О скипетрах, о лошадях, о войне: этюды в защиту миграционной концепции М. Гимбутас" рассказывает о т. наз. "скипетрах" - зооморфных навершиях пастушеских посохов и приводит перечень трёх основных проблем, непременно присутствующих в любой работе, прямо или косвенно затрагивающей рассматриваемую категорию находок. А именно:

1. Проблема места и времени одомашнивания лошади и её использование для верховой езды (навершия - изображения взнузданной лошади);

2. Проблема начальных этапов социальной стратификации скотоводческих обществ Восточной Европы и возникновения вождеств (навершия - инсигнии власти);

3. Проблема экспансии степных обществ на запад в среду древнеземледельческих цивилизаций Карпато-Подунавья и Балкан (распространение скипетров - результат экспансии).

В результате классификации типолого-хронологической изменчивости наверший "скипетров" появилась вот такая карта.

Рисунок10

Далее В. А. Дергачов пишёт:

"Первое, что обращает на себя внимание в составленной  карте - локализация наиболее обобщённых наверший хвалынского облика, составляющих, согласно классификации, исходное звено развития всех последующих форм. Они представлены всего двумя находками - Хвалынск 1 (№ 17), Хвалынск 2а (№ 18), обе из которых приходятся на южные районы лесостепного Среднего Поволжья. На этот же микрорайон приходится и находка заготовки, возможно, подобного же
навершия - Хвалынск 2б (№ 19). Иных подобных находок в других регионах распространения наверший нет. Соответственно; обозначенный на карте микрорайон Среднего Поволжья, по сути, и высryпает исходной территорией или исходным эпицентром появления и развития наверший как таковых, независнмо от последующего распространения любых их модификаций. Иными словамн, следуя типологической эволюции и территориальному проявлению, рассматриваемые нами навершия обнаруживают себя как отражающие единый культурный феномен, зарождение которого связано с районами Среднего Поволжья и который в своём развитии с определённого момента распространился практически на всю южную зону Восточной Европы от Волги и Каспия до Карпат и Балкан.

В случаях, связанных с хвалынской культурой (Хвалынск 1, 2 а, б, Хлопково 1, 2) и памятниками типа Новоданиловки (Джангар, Шляxовское, Кокберек, Касимча, Суворово, Архара), характерные для них навершия обнаружены непосредственно в закрытых комплексах - в погребениях, при погребённых. Причём, ареалы памятников этих культур не просто соприкасаются, но отчасти даже взаимно перекрываются.

Поскольку всякое погребение есть результат осозанного акта древних, сам факт присутствия этих наверший (безотносительно к их культурной или социальной функции) в закрытых погребальныx комплексах безоговорочно выдаёт их органическую культурную связь или, иными словами, их непосредственную функциональную имплицированность в культурную жизнь носителей этих разнокультурных комплексов. Это, с одной стоpoны, а с другой - это же обстоятельство (присутствие в закрытых комплексах) отчётливо выдаёт наличие некоей культурно-генетической связи и между самими носителями памятников обеих названных археологических культур, связей, обеспечивших возможность трансляции, передачи столь специфичных изделий из одного культурного контекста (Хвалынск) другому - соседнему (Новоданиловка).

Совершенно иными предстают перед нами навершия в контексте памятников культур Карпато-Подунавья или Северного Предкавказья. Здесь они обнаружены «просто» на поселениях или близ них (Бырлэлешть, Могошешть, Обыршень 1, 2), среди культурных остатков (Ариушд, Ружиноаса, Ясеневая Поляна), на поселениях с разновременными культурными остатками (Сэлкуца, Суводол, Костантиновка), в явно переотложенном состоянии (Фитионешть - поселение культуры Кукутень А, но в яме латенского времени).

Более того, именно на ареалы этих культур приходятся все разбитые или «порченые» навершия со следами вторичного использования (Бырлэлешть, Константиновка, Майкоп, Ясеневая Поляна). Сюда же вписываются и единственные пока три находки, происходящие из жилищ культуры Кукутень А - Триполье В1 (Берёзовская ГЭС - отбит, Феделешень- переобожжён) или же из ямы (Жора де Сус - половинка). Иными словами, применительно к памятникам или ареалам этих культур мы ни в одном случае не имеем ситуации, достоверно указывающей на возможную непосредственную культурно-функциональную имплицированность этих наверший в местную культурную среду. И всё это при том, что ареалы всех этих культур, помимо наверший, обнаруживают в себе, в большей или меньшей численности, и сами памятники новоданиловского типа как одного из носителей рассматриваемых специфичных обьектов.

Рисунок12

Из сопоставления этих данных с выше изложенными выводами о типологической и пространственно-временной эволюции наверший, единственно напрашивающиеся из наблюдаемой ситуации (Карт. 2) следующие заключения:

1. Рассматриваемые нами навершия в своей исходной фоме (предельно обобщённые) возникли в недрах хвалынской культуры. Причём, следуя ныне известным находкам,.они определённо связываются со средневолжской группой памятников этой культуры.

2. В своих последyioщих модификациях эти навершия продолжают бытовать и развиваются в apeaлe хвалынской культуры на её поздних этапах (Хлопково 1, 2) и, возможно, ещё позже, на эт.апах её последующего преобразования («Куйбышев»).

3. Одновременно, в этих же модификациях эти навершия «внедряются» в обиход носителей памятников новоданиловского типа, которые в своём распространении одним крылом непосредственно соприкасались и перемежались с ареалом хвалынских памятников, а с другой стороны, далеко на юге - в степном Прикубанье и Предкавказье - с ареалом «домайкопской» культуры, и на западе - в Карпато-Подунавье - с ареалами раннеземледельческих культур Кукутень А - Триполье Б1, Гумельница - Караново VI.

4. Одновременное присутствие в ареалах культур Предкавказья, Карпато-Подунавья и памятников новоданиловского типа, носители которых выступают в качестве продолжателей хвалынских традиций по изготовлению каменных наверший, и самих этих наверший (во внефункциональной их имплицированности в местную культурную среду), определённо позволяют рассматривать эти находки как привнесённые носителями новоданиловских памятников".

Tags: арии
Subscribe

Posts from This Сommunity “арии” Tag

  • Баденская культура выпивох.

    Автор блога Old European culture говорит, что Баденская культура могла быть культурой, которая положила начало производству и ритуальному…

  • Немного о Баденской культуре.

    Это керамический сосуд, сделанный людьми Баденской культуры. "Баденская культура (3600—2800 годы до н. э.) [ 1] возникла в…

  • «Злая лая матерная...»

    В записи Как появился русский мат? говорилось: " В. Михайлин выводит исходный вид ключевой для современного русского мата формулы " ёб…

  • Каменные "бабы".

    Автор блога Old European culture говорит, что " в христианских хрониках 13 века язычников называли «бабуни», вероятно, потому,…

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Казымский клад.

    «В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи…

  • Краткая история Старой Европы.

    "По некоторым оценкам, около 27000 лет назад людей современного антропологического типа могло быть в Европе не больше тысячи. Хорошо…

  • Галопом по Европам.

    Автор паблика Клиометрика пишет: "История возникновения верховой езды темна и непонятна. Когда человек впервые вскочил на коня и понесся по…

  • Неолитический caput'ал как источник процветания и разорения.

    "Для современного человека корова означает говядину и молоко — пару продуктов из множества употребляемых нами. Но в древности роль коров…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments