Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальное наследие у евреев эпохи Первого Храма.

Оригинал взят у aquilaaquilonis в «Вот боги твои, Израиль!».

прорисовка


Мифологическая сцена
Прорисовка изображения с кувшина из Кунтиллет-Ажруд,
на котором также имеется надпись, упоминающая «Яхве Самарийского и его Ашеру»
Израильское царство, VIII в.


Одно из многих распространённых заблуждений, касающихся истории иудаизма, заключается в том, что с самого раннего времени религии евреев был присущ строгий антииконизм. Однако уже из текстов еврейской Библии, которыми сторонники подобного взгляда пытаются его обосновывать, ясно, что нормой для допленной религии евреев было как раз иконическое многобожие, а попытки некоторых правителей Иудейского царства его подавить (если допустить, что они вообще имели место) неизменно кончались неудачей. Свидетельства археологии полностью подтверждают библейские данные. Конечно, в Израиле и Иудее не было столь богатой традиции иконографии, как в Египте и Месопотамии или даже Финикии, но это было связано с общей культурной бедностью этих областей. Родственные евреям царства Моава, Эдома и Аммона, стоявшие примерно на таком же уровне развития, столь же (если не более) бедны изображениями божеств, но из этого никому не приходит в голову делать выводов о господстве у них антииконического монотеизма. При всей бедности древнееврейской иконографии к настоящему времени найдено уже достаточное количество её образцов для составления о ней общего впечатления.


Культовые бронзовые фигурки быков из Хацора


быки

Наиболее известным образом древнееврейской иконографии является образ (золотого) тельца. Первоначально он отождествлялся с главой ханаанейского пантеона б-гом Элом. В угаритских мифологических текстах, записанных в XIV в., которые являются нашим главным письменным источником по истории ханаанейской религии, Эл неоднократно именуется «быком Элом». По мере того, как бедный собственной иконографией Яхве, культ которого был принесён в Ханаан из Южного Заиорданья кочевыми амореями, отождествлялся с Элом, он усваивал и его иконографию, в том числе образ быка/тельца.

Если принять рассказ 3-й книги Царств об учреждении израильским царём Иеровоамом I культа тельцов за достоверный, из него следует, что в Х в. в Израиле образ быка был уже полностью усвоен Яхве: «Царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане… И построил он капище на высоте и поставил из народа священников… И приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал» (3 Цар. 12, 28-32).

О том, как могли выглядеть тельцы Иеровоама, даёт представления бронзовая фигура быка, найденная на территории святилища XII в. вблизи Самарии.


бык

В тексте Нимрудской призмы, повествующем о взятии столицы Израильского царства Самарии в 722 г., ассирийский царь Саргон II сообщает: «богов их упования (ilānī tiklīšu(nu)) я причислил к своей добыче». Имели ли эти изображения еврейских б-гов, вывезенные победителями в Ассирию, вид тельцов или были антропоморфными, остаётся только гадать.

Помимо образа быка, Яхве унаследовал от Эла и его супругу Ашеру, которая изображается в угаритских мифах как б-гиня-родительница и питательница. Особый интерес для исследования её культа представляют два алтаря (предназначенные, по-видимому, для возжигания ладана) конца Х в., найденные в Таанахе на территории Израильского царства. На первом, хуже сохранившемся, можно различить несколько рядов фантастических животных с человеческими (?) лицами.

Второй алтарь, хорошо сохранившийся, представляет четыре яруса мифологических сцен. На нижнем ярусе имеется фигура женского б-жества, по сторонам от которого стоят львы. На втором видны сфинксы с телами крылатых львов и головами женщин, по всей видимости, охраняющие вход в храм. На третьем мы вновь видим по сторонам фигуры львов, а между ними изображено дерево, с которого питаются два козла. На четвёртом, верхнем ярусе по сторонам стоят крылатые животные с птичьими головами, между которыми помещены две древовидные колонны, а в середине – фигура коня с солнечным диском над ним.


алтарь


В ханаанейской иконографии львы являются традиционными животными Ашеры, кроме того, дерево с козлами по сторонам от него, как будет показано ниже, является символом этой б-гини, из чего можно заключить, что первый и третий ярусы таанахского алтаря посвящены Ашере и на первом ярусе изображена именно она.

Что касается верхнего яруса, то нам известно, что посвящённые солнцу кони были частью культа Яхве. Так, иудейский царь Иосия якобы «отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Яхве» (4 Цар. 23, 11). На этом основании можно предположить, что второй и четвёртый ярусы таанахского алтаря посвящены супругу Ашеры Яхве и изображают его храм.


Сцена поклонения солнцу
Прорисовка изображения на кувшине из Кунтиллет-Ажруд

Пифос В, прорисовка первой стороны

Богатый материал для исследования допленной еврейской религии дали раскопки местечка Кунтиллет-Ажруд в пустыне Негев, где ок. 850-750 гг. существовал, по всей видимости, караван-сарай для путешественников из Израильского царства. Многочисленные надписи и изображения были обнаружены на обломках глиняной посуды. Три раза на них встречаются упоминания четы Яхве и Ашеры, причём 1 раз они упоминаются как «Яхве Самарийский и его Ашера» и 2 раза – как «Яхве Теманский и его Ашера». Особый интерес представляет сосуд VIII в., условно обозначаемый как «кувшин А», на котором помимо надписи «Я благословил тебя Яхве Самарийским и его Ашерой» изображены две мифологические сцены. Прорисовка первой, изображающей три фигуры, приведена выше.


aj15.jpg

На второй мы находим уже знакомую нам сцену с деревом и козлами по сторонам от него.


Пифос А, прорисовка второй стороны

Помимо обломков посуды несколько надписей были обнаружено на стенах здания, раскопанного в Кунтиллет-Ажруд. В одной из них вновь упоминается чета Яхве и Ашера, а другая содержит плохо сохранившийся поэтический текст (псалом) с описанием явления Эла и Баала.

Культ Ашеры в Израильском царстве хорошо засвидетельствован библейскими текстами. Так, при царе Иеровоаме I израильтяне «сделали у себя идолов (’ašerim)» (3 Цар. 14, 15); израильский царь Ахав «сделал дубраву (ha-’ašera)» (3 Цар. 16, 33); израильтяне «устроили дубраву (’ašera)» (4 Цар. 17, 16); при израильском царе Иоахазе «дубрава (ha-’ašera) стояла в Самарии» (4 Цар. 13, 6). Из процитированных текстов видна многозначность еврейского слова ’ašera – помимо собственного имени б-гини оно могло означать её символ – ритуальный столб или дерево.

Самые ранние изображения Ашеры с территории Израиля и Иудеи относятся ещё к позднему бронзовому веку (конец II тыс. до х.э.). На них она представлена как обнажённая женщина с чётко выделенным лобком, из которого иногда произрастает ветвь. Отталкиваясь от этих изображений, можно проследить дальнейшее развитие иконографии еврейской б-гини-матери.








В иудейском городе Лахише в слое конца бронзового века были найдены обломки кубка, на которых изображены сцены с козлами по сторонам – но только не от дерева, а от треугольного лобка.








На найденных там же обломках кувшина козлы стоят по сторонам уже от дерева; кроме того, это изображение сопровождается надписью «Дар моей госпоже Элат». Элат – женская форма имени Эла, из чего можно заключить, что сцена представляет Ашеру, тогда ещё бывшую супругой Эла, а не Яхве. Таким образом прослеживается развитие символизма дерева Ашеры как рождающей и питающей б-гини.








Чета Яхве и Ашеры упоминается также в надписи VII в. с территории Иудейского царства – из Хирбет-эль-Ком возле Хеврона. Там в одной из гробниц над изображением магической руки было начертано пожелание «Да благословят Урияху Яхве и его Ашера».








Культ Ашеры в Иудейском царстве также хорошо засвидетельствован еврейской Библией: при Ровоаме иудеи «устроили у себя высоты и статуи и капища (’ašerim) на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (3 Цар. 14, 23); иудейская царица Ана «сделала истукан Астарты (’ašera)» (3 Цар. 15, 13); иудейский царь Манассия «сделал дубраву (’ašera), как сделал Ахав, царь Израильский» (4 Цар. 21, 3) и «поставил истукан Астарты (ha-’ašera)» (4 Цар. 21, 7); иудейский царь Иосия «вынес Астарту (ha-’ašera) из дома Яхве» (4 Цар. 23, 6). Из последнего сообщения явствует, что символы Ашеры были частью культа Яхве, и это подтверждается запретом на их использование в Книге Второзакония: «Не сади себе рощи (’ašera) из каких-либо дерев при жертвеннике Яхве, бога твоего, который ты сделаешь себе, и не ставь себе столба…» (Втор. 16, 21-22).

В VIII в. на территории Израильского и Иудейского царств прежние плоские рельефные изображения Ашеры вытесняются новым иконографическим типом – объёмными фигурами, на которых еврейская б-гиня-мать изображена поддерживающей руками свои груди. Этот тип получил широкое распространение и просуществовал вплоть до уничтожения Иудейского царства вавилонянами в 586 г.


Теперь можно обсудить частые находки специфических культовых предметов, уникальных для иудеев, а именно сотен глиняных фигур, которые делятся на женские и мужские типы… Эти находки датируются временем от конца VIII до начала VI в. до х.э. Они встречаются повсюду в Иудее… Это божество обычно отождествляется с Аштарт – богиней плодородия… Лучшие образцы происходят из города Давида в Иерусалиме… Распространение фигур Аштарт показывает, что их культ отправлялся повсюду в царстве. В сводке своего недавнего всеобъемлющего исследования этих иудейских фигур Р. Клеттер пишет: “Если мы примем понятие коренной Иудеи (т.е. Иудеи в описанных выше границах), тогда 822 фигуры (ок. 96%) были обнаружены в её пределах. Это количество столь велико, что возможен только один вывод: эти глиняные фигуры являются иудейскими”. Также необходимо заметить, что из 822 фигур, обнаруженных в Иудее, не менее 405 (!) происходят из самого Иерусалима… После выхода исследования Клеттера (1996) было опубликовано множество новых фигур из Иерусалима, как женских, так и мужских, некоторые из которых были найдены в непосредственной близости от самой Храмовой горы.
Ephraim Stern. Religion in Palestine in the Assyrian and Persian Periods // The Crisis of Israelite Religion: Transformation of Religious Tradition in Exilic and Post-Exilic Times. Ed. by Bob Becking and Marjo Christina Annette Korpel. Brill, 1999. P. 250-251









Яркое описание иудейского культа Ашеры (именуемой здесь Царицей Небесной) начала VI в. сохранилось в составе Книги пророка Иеремии. Упоминаемые «лепёшки (kawwanim) с изображением её», возможно, делались в виде лобка б-гини.


Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать лепёшки для Царицы Небесной и совершать возлияния иным богам…
И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жёны их кадят иным богам, и все жёны, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Яхве, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать всё то, что вышло из уст наших, чтобы кадить Царице Небесной и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить Царице Небесной и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода. И когда мы кадили Царице Небесной и возливали ей возлияния, то разве без ведома мужей наших делали мы ей лепёшки с изображением её и возливали ей возлияния?
(Иер. 7, 17-18; 44, 15-19)


Помимо женских, в поздний допленный период на территории Иудейского царства были широко распространены культовые фигуры и мужского б-жества:


Мужские фигуры… представлены в двух формах: более полные фигуры изображают всадников, которые, по мнению некоторых учёных, связаны с культом “солнечных колесниц”, упоминаемым в Библии, по мнению же других, они представляют воинственного бога, что более правдоподобно… Какие иудейские божества представлены этими глиняными фигурами? Мы можем только догадываться. Они могут представлять иностранных божеств, чьи культы отправлялись также в Иерусалиме, возможно, финикийского Баала. Но так же возможно, что они являются языческими представлениями национального иудейского бога Яхве и его супруги Аштарт или Ашеры, потому что все эти фигуры, как мы видели, являются иудейскими и только иудейскими.
Ephraim Stern. Religion in Palestine in the Assyrian and Persian Periods // The Crisis of Israelite Religion: Transformation of Religious Tradition in Exilic and Post-Exilic Times. Ed. by Bob Becking and Marjo Christina Annette Korpel. Brill, 1999. P. 251-252









Правдоподобное описание яхвистского иконического политеизма содержится в 18-й главе Книги Судей. Вспомним её содержание. Некий Миха создаёт у себя домашний храм и нанимает молодого левита служить в нём священником (kohen). Колено Даново отправляет пятерых разведчиков на поиски новой земли для поселения, эти пятеро по дороге заходят в дом Михи и просят левита узнать у бога (’elohim), будет ли их путь успешен, на что он отвечает им «идите с миром, пред Яхве путь ваш». Разведчики находят подходящим для поселения город Лаис, после чего всё колено Даново отправляется на его завоевание. По дороге они вновь останавливаются у дома Михи, из которого те же пять человек похищают «ефод, терафим, истукан и литой кумир» и уводят с собой служившего там священником левита. В ответ на возмущение Михи «вы взяли богов (’elohim) моих, которых я сделал, и священника, и ушли» ему предлагается убраться, пока жив. Колено Даново разрушает город Лаис и основывает на его месте свой город, именуемый Даном. В нём даниты учреждают собственное святилище (которому суждено было просуществовать до ассирийского завоевания) и назначают его служителями потомков Моисея: «И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли; и имели у себя истукан, сделанный Михою, во всё то время, когда дом божий (bet ha-’elohim) находился в Силоме». Из рассказа понятно, что упомянутый левит был яхвистским священником, а значит, среди сделанных Михой «богов», по всей видимости, имелось и изображение Яхве.

Аниконизм в религии Иудеи впервые фиксируется археологией только в персидскую эпоху:
…В персидский период мы обнаруживаем очень странное явление: в областях страны [Палестины], занятых евреями, не найдено ни одной культовой фигуры! И это несмотря на многочисленные раскопки и съёмки, которые проводились в Иудее, и то же касается и Самарии… Как мы можем объяснить полное отсутствие святилищ и, что более важно, полное отсутствие этих обычных культовых фигур в областях иудеев (и самаритян, которые в этот период тоже считали себя евреями). Очевидно, языческие культы прекратили существовать среди иудеев… В любом случае, представляется, что это событие произошло среди вавилонских изгнанников и было перенесено на землю Израиля возвращающимися изгнанниками, такими как Зоровавель сын Салафиила и Иисус сын Иоседека, которые построили второй храм в Иерусалиме, или Ездрой и Неемией. Определённо не евреями из Египта, потому что в Египте положение было иным. Из библейских источников мы знаем, что там имелась египетская диаспора даже до вавилонского разрушения 586 г. до х.э. В Египте, в отличие от Вавилона, евреи придерживались своих языческих обычаев и, как нам известно из папирусов, найденных на нильском острове Элефантина, даже построили свой собственный храм и принимали египетские и ханаанские языческие имена.
Ephraim Stern. Religion in Palestine in the Assyrian and Persian Periods // The Crisis of Israelite Religion: Transformation of Religious Tradition in Exilic and Post-Exilic Times. Ed. by Bob Becking and Marjo Christina Annette Korpel. Brill, 1999. P. 254-255
Таким образом, археология не обнаруживает никаких следов аниконического монотеизма на территории Израильского и Иудейского царств. По археологическим данным, допленные иудеи ничем не отличались от соседних родственных им народов. Им был присущ иконический культ, политеизм, следы которого обильно сохранила еврейская Библия, и человеческие жертвоприношения. Археология впервые обнаруживает аниконический монотеизм в Иудее лишь в послепленную эпоху. В неё он был занесён извне в готовом виде, а не вырос из местных корней. Евреи познакомились с ним в Вавилонии через Ахеменидских персов, придерживавшихся аниконического монотеизма до конца V в. до х.э. В свою очередь, религия Ахеменидов была разновидностью морально дуалистического единобожия, возникшего в конце II тыс. до х.э. внутри иранско-славянской религиозной общности.
Tags: Ханаан, евреи, лики Богини
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments