Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Конь как психопомп.

Как и я, maximus101 - "старьёвщик", любитель собирать и хранить всякое старьё.

Если покопаться в его историческом барахле, можно найти кое-что и на интересующую нас тему священного матриархата.

всадник
Анатолийский всадник Какасбос из Ликии, справа всадники Диоскуры и Великая Мать богов из этого же региона (первые века н.э.). Музей Антальи.

Изображений разных всадников было очень много по всей Евразии. Но северобалканских выделяла особая иконография - это как правило стандартизированные изображения всадника скачущего слева направо, его одежда развивается на ветру, рядом с ним могли изображаться символы женских богинь - деревья, женские фигуры, также жертвенники, под ногами коня присутствовали животные - чаще всего собаки, львы, кабаны и быки.

всадник 2

Фракийский всадник имел и собственное фракийское имя - Герос (Херос) - heros, реже hērōn, heron, eron, несомненно родственное греческому слову "герой" (др.-греч. ἥρως, hḗrōs, буквально «защитник»), которое в свою очередь восходило к имени греческой богини Геры (др.-греч. Ἥρα, Hērā; Ἥρη, Hērē, микен. e-ra; предположительно "защитница, госпожа").  Имя Геракл (греч. буквально "Слава Гере") видимо должно быть родственно Геросу.

Так как Героса часто изображали на погребальных стелах, нет сомнений, что его культ был связан с миром мёртвых. Герос в образе всадника - это психопомп, проводник душ умерших. Для всех индоевропейцев культ коня (всадника) всегда был связан с переходом в загробный мир. Именно конь переносил души умерших в посмертное пристанище. И культ лошадей в индоевропейской культуре всегда был женским. Здесь можно вспомнить скандинавских валькирий, забиравших души убитых воинов в Вальхаллу. Поэтому нет никаких сомнений, что фракийский Герос был ранее связан с древними женскими конными богинями - Пиринкир, Шавушкой, Иштар, а также с хеттским Пирвой.


всадник 3
Фракийский всадник и женское божество покровительствующее лошадям, I-II вв. Изображение всадника справа происходит из болгарского села с характерным названием Пирне, родственном имени славянского Перуна.

Ниже, один из лучших образцов иконографии "фракийского всадника" эллинистического времени (II век до н.э.) из города Салоники (северная Греция). Образ богини справа хорошо узнаваем - это Кибела, Великая мать, именно она даровала бессмертие героям. Дерево в центре композиции является также символом Великой матери. Умерший герой держит в руке пиалу, также как и Богиня Мать. Змея на дереве можно трактовать как символ самого напитка бессмертия
.

всадник 4

Всадник с копьём из Археологического музея в Софии, I-II вв. Внизу, лев терзающий быка. Интересно, что попона у всадника - это опять же львиная шкура. Она роднит всадника Героса с Гераклом, который ходил в львиной шкуре, и с Великой Матерью, чьим символом является лев.
всадник 5

Ниже, две таблички из Бургаса, где всадник вместо копья осеняет окружающих апотропеическим жестом - двумя перстами. Слева, его приветствует божество из кроны дерева таким же жестом, на фронтоне изображена женская голова. Справа, женщина стоит рядом с всадником. Несомненно, смысл этих вотивных изображений - единение женского божества (Великой Матери) и всадника-психопомпа.
всадник 6
Всадник справа держит в руке уже не чашу, а питьевой рог с напитком бессмертия, который он получил от Великой Матери, её символизирует дерево на алтаре.
всадник 7

В записи Кони на этрусских гробницах мы уже видели нечто подобное. Мирча Элиаде в своём исследовании "Архаические техники экстаза" сообщает: "Конь" — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза, так сказать, "выйти из себя", благодаря чему оказывается возможным мистическое путешествие. Это мистическое путешествие предпринимается не обязательно ради Преисподней; "конь" позволяет шаманам подниматься также в воздух, достигать Неба. В мифологии коня преобладает не инфернальный, а скорее именно погребальный характер; конь является мифическим образом Смерти, поэтому он включён в идеологию и практику экстаза. Конь доставляет умершего в потусторонний мир; он осуществляет "прорыв уровня", переход из одного мира в другой, и именно поэтому он также играет первостепенную роль в некоторых видах мужского посвящения ("Mannerbunde" — "мужские союзы").

Но, я думаю, конь как психопомп появился сравнительно поздно, уже в эпоху патриархата. А до того психопомпом служил олень. Он перевозил души умерших к Матери Оленихе. Я давно уже обратил внимание, как часто встречаются изображения оленей у хеттов. Но хетты - это арийская военно-аристократическая "верхушка", типа Рюриквичей со варягами среди восточных славян. Там коренное, "аборигенное" население - хатты - скорее всего почитало оленей как проводников к Матери в потусторонний мир. А хетты-завоеватели может быть никакого отношения к тем оленям не имели. И, скорее всего, арийский конь постепенно "вытеснил" до-арийского оленя. Хотя где-то глубоко в коллективном бессознательном сохранился именно образ оленя, переносящего душу в "страну оленью".


Tags: конь, олень
Subscribe

Posts from This Сommunity “конь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments