Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Богиня Ашера (1).

Автор - Рафаэль Патай. Отрывок из книги "Иудейская богиня".

Начиная исследование различных версий, в которых женское божество было воспринято библейскими иудеями и их потомками, евреями эллинистического, талмудического и каббалистического периодов, мы предпочитаем хронологический порядок и потому в первую очередь называем богиню Ашеру — самую первую из известных богинь, которым поклонялись дети Израиля.
1. Проблема
Времена, с которых мы тут начинаем, относятся к появлению первых израильских племён в Ханаане. Примерно ещё шесть веков, вплоть до разрушения Иерусалима в 586 г. до н. э. Навуходоносором, евреи то тут, то там и подолгу поклонялись Ашере (и вместе с ней другим изначально ханаанейским богам и богиням). Лишь временами, хотя и с постепенно усиливающимся напором, пророческое требование поклоняться Яхве как одному и единственному богу бывало услышано и принято простыми людьми и их лидерами. Это очевидно, хотя религиозная история этого периода в целом, — несмотря на многочисленные исследования, посвящённые распутыванию событий, — всё ещё туманна из-за недостаточности доступных источников.
Первичные литературные источники, имеющие отношение к этому времени, — это каноническая Библия. Несомненно, основанные на древней устной традиции, в какой-то степени восходящие к Моисееву периоду, по крайней мере к патриархальной эре, библейские книги сохранены в относительно более поздних переложениях и поэтому не могут представлять тогдашнее время, соответствовать точности тех или иных происходивших событий. Редакторская правка была особенно жестокой, когда речь шла о немонотеистических фазах юного иудаизма. Фразы, сочтённые обидными, были смягчены или убраны, и мы, естественно, не имеем возможности узнать, сколько всего было такой правки. В повествованиях, которые имеют отношение к последующему периоду еврейской монархии, монотеизм ещё более твёрдый, так что все отсылки к немонотеистическим формам народной веры были не только последовательно насмешливыми и жестоко осудительными, но и ещё специально высказывались в туманных и общих терминах.
Археологические данные, хотя их не трудно оспорить и они не страдают от тенденциозной интерпретации, разочаровывают не меньше по причине их недостаточности и отсутствия ясности. Открытые археологами храмы, святилища, алтари и другие религиозные сооружения, принадлежащие раннеиудейскому периоду, не содержат, как правило, объективных свидетельств в отношении идентификации божества, которому поклонялись в то или иное время.
Что касается маленьких фигурок, найденных сотнями во всей Палестине, большинство из которых без сомнения можно отнести к израильскому монархическому периоду, то с ними возникает другая трудность. Если допустить, что эти фигурки, главным образом обнажённых женщин, использовались в религиозно-ритуальном контексте, то в большинстве случаев у нас нет уверенности, была ли таким образом представленная богиня объектом поклонения у иудеев или ханаанитов, которые жили бок о бок в древней Палестине. Однако самым большим разочарованием для историка религии является отсутствие современных находок в виде табличек с надписями, монументов, статуй или стел, которые могли бы содержать свидетельства о природе иудейской религии в более ранние времена, закончившиеся Вавилонским пленением в 586 г. до н. э.
Итак, я перечислил, чего у нас нет, а теперь позвольте вернуться к большому количеству свидетельств, 'на которых, как на фундаменте, можно попытаться реконструировать ранний иудаизм. Эти свидетельства следует разделить на четыре категории.
1. Свидетельство Библии, которое, несмотря на старания её монотеистически ориентированных авторов и/или редакторов, содержит случайно сохранившуюся информацию о придворном ритуале и народной религии, которую некоторые судьи и цари и все пророки пытаются подавить, устранить и заменить монотеистическим яхвинизмом.
2. Местные археологические находки, немногочисленные, но, тем не менее, полезные, если учесть развитое и разнообразное каменное строительство в Израиле.
3. Довольно большое количество предметов, найденных археологами в Ханаане, Сирии, Месопотамии, Иране, Анатолии и Египте, и понятий, сохранившихся в мифологии, с их подробной информацией о богах, которым, согласно свидетельству Библии, поклонялись иудеи.
4. Литературные источники постбиблейского иудаизма, широко распространённые особенно в первые века христианской эры; из-за их менее сакрального значения они не были подвергнуты тщательной проверке, подобно всему Священному Писанию, отчего в них осталось много напоминаний о раннем иудейском политеизме.
Источники, перечисленные нами, реально сохранившие ранний народный иудаизм, определяют суть информации, на которую можно рассчитывать, занимаясь женским божеством, чья личность, образ и поклонение которому составляют содержание этой главы. Итак, в нашем распоряжении нет богатого, определённого, исчерпывающего, подробного, а в некоторых случаях убедительного и тем более неопровержимого материала.
Антиполитеистическая направленность библейских книг сама говорит, помимо прочего, о своём нежелании позволить хоть чему-то языческому войти в их содержание. Тем не менее именно из библейских источников мы знаем имена трёх богинь, которым поклонялись евреи в дни Вавилонского пленения: это Ашера, Астарта и Царица Небесная, которая, скорее всего, идентична Анат. В этой главе мы будем говорить о первой из трёх. Итак, что же свидетельствуют об Ашере дополнительные, небиблейские, источники.
2. Ханаанейская Ашера
То, что Ашера была главной богиней ханаанейского пантеона, мы узнаём из богатейшего мифического материала, найденного в Угарите, современном Рас-Шамре, что в северо-восточном Средиземноморье. В угаритской мифологии, как написано на бесчисленных табличках языком, датированным XIV в. до н. э. и близким библейскому, Ашера известна как жена Эля, главного бога. Её полное имя Ашера Морская — очевидно, её территорией было море, так же как владением её мужа Эля было небо. Однако к ней обращались попросту как к Элат — Богине. Она считалась «прародительницей богов»; всех богов, которых было семьдесят числом, и они были ее детьми, включая Ваала, Анат, Йота и других главных персонажей угаритского пантеона. Одного из её слуг звали Кадеш ва-Амрур, то есть «рыбак госпожи Ашеры Морской»; он рыбачил для неё, и ещё он был её конюшим, седлал её осла и помогал ей садиться на него. Отношение Ашеры к мужу Элю ничем не отличалось от отношения восточной царицы к её господину; представая перед ним, она простиралась на полу, после чего Эль ласково спрашивал, что ей угодно. Когда Ваал пожелал получить от Эля разрешение построить свой дом, он послал к нему свою мать Ашеру. После смерти Ваала Эль попросил Ашеру назвать того из её сыновей, который станет его преемником на царство.
Ашера была богиней-матерью и как таковая, вместе со своей дочерью Анат, выкормила всех богов. Она кормила даже тех смертных царей, которые были особенно достойны этого, как Яссиб, сын царя Керета. Ещё она как будто умела предсказывать удачу своим подопечным, потому что в письме XIV в. до н. э,, найденном в Таанахе недалеко от Мегиддо (Палестина), есть упоминание о чародействе Ашеры, через которое богиня якобы передавала информацию1.
Немного известно об Ашере до эпохи угаритских мифов. В шумерской надписи, сделанной аморитским чиновником в честь Хаммурапи и датируемой не раньше 1750 г. до н. э., а также в других документах того времени её называют Ашратум (то есть Ашера), супруга Ану2. Поскольку шумерский и аккадский бог Ану очень близок к ханаанейскому Элю как бог неба, получается, что Ашера занимала главенствующее положение, положение матери-богини, по крайней мере, ещё за три столетия до угаритского периода. Она была также известна в Южной Аравии, где её имя приняло форму Афарат, как на угаритских табличках3. В XIV в. до н. э. на амарнских табличках, содержащих письма мелких вождей-ханаанитов их господам, царю Египта4, имена Ашеры и Астарты взаимозаменялись, что может означать отсутствие точного разделения между ними и их функциями. Как мы увидим дальше, такая же путаница между Ашерой и Астартой существует в Библии и содержится в учёных умах даже в наши дни.
Ашера ассоциировалась с несколькими городами, где ей поклонялись в её местных ипостасях. Она была Ашерой Тирской и Элат [богиней] Сидонской, — и Тир, и Сидон довольно долго были не только столицами независимых государств, но и главными портами Средиземноморья, благополучие которых зависело от щедрости моря и расположения властвовавшей над ним богини. Третий порт, Элат, расположенный южнее, в проливе Акаба, видно, был назван в честь богини. Таким образом, у нас несколько Ашер (как есть Дева Фатимская, Дева Гваделупская и так далее), и когда в Библии говорится, что израильтяне поклонялись «Ашерам», это значит только одно: они переняли поклонение местным ипостасям великой богини.
Царь земли аморреев, упоминаемый в амарнских письмах, звался Абду-Аширта, то есть «раб Ашеры»5, и это ясно говорит, что он поклонялся культу Ашеры и приносил ей в жертву домашних животных6.
3. Кто такая иудейская Ашера?
Почти неизбежно культ великой ханаанейской матери-богини, почитаемой во многих местах древнего Ближнего Востока7, должен был перейти и в религию иудеев. Так и получилось вскоре после завоевания израильтянами гористых земель Ханаана, в период совместного израильско-ханаанейского проживания, не говоря уж о браках между израильтянами и ханаанеями, хеттеями, аморреями, ферезеями, евеями, иевусеянами, среди которых они жили. Установление семейных и религиозных уз происходило одновременно, и «сыны Израилевы... служили Ваалам и Астартам»8.
Пока ещё трудно сделать окончательный вывод в отношении физического облика, в котором Ашера являлась евреям, тщательное изучение бесчисленных библейских упоминаний об «Ашерах»9, кажется, подтверждает, что они были вырезанными из дерева фигурками, которые ставились на землю. В давние времена они часто стояли рядом с алтарями, посвященными Ваалу10; позднее статуя Ашеры была поставлена в самом Иерусалимском храме11. Слово «Ашера» в библейском смысле может относиться и к самой богине, и к ее образу12.
Из истории, рассказанной в Книге Судей о Гедеоне, который жил в XII в. до н. э., мы знаем, что Ашере официально поклонялись уже в те времена. Однако деревянный образ богини принадлежал городскому главе, который был одновременно священослужителем Ашеры и Ваала. Этот глава был никто иной, как Иоас, потомок Авиазера и отец Гедеона. Когда Гедеон, предвозвестник фанатичных реформаторов Яхве, разрушил алтарь Ваала и срубил Ашеру, он пробудил злобу всего города Офра.
Горожане потребовали его немедленной смерти, и он спасся только благодаря своему отцу13.
Поступок Гедеона оставался на протяжении жизни многих поколений единичным действом. Культ богини Ашеры продолжал своё существование во времена судей и царей. К сожалению, в климатических условиях Палестины, где каждый год льют тяжёлые зимние дожди, разрушились деревянные столбы и статуи, которые представляли богиню Ашеру и вокруг которых совершалось общее поклонение, как в городе Офре, поэтому не найдено ни одного археологического свидетельства их существования.
С другой стороны, есть множество археологических свидетельств, подтверждающих большое значение Ашеры как домашней богини. Эти свидетельства — множество терафимов, маленьких глиняных фигурок обнажённых женщин, о которых мы уже упоминали. Их находят по всей Палестине и датируют с большой точностью на протяжении всего израильского периода. Многие фигурки относятся к типу, который принято считать воплощением Ашеры. В первую очередь, это фигурки женщин с большими грудями, под которыми, вместо торса и ног, нечто вроде колонны с расширяющимся основанием. Можно предположить, что это маленькие глиняные воспроизведения больших деревянных столбов Ашеры, которые вбивались в землю. Судя по частым находкам этих женских фигурок, с которыми не могут соперничать мужские изображения, поклонение богине было чрезвычайно популярно во всём иудейском сообществе. Одной из причин её популярности, возможно, была вера в то, что она дарит женщинам плодовитость и облегчает роды. В XVII в. до н. э. на иудейской молитвенной табличке, найденной в Арслан-Таше в Верхней Сирии, беременная женщина просит богиню Ашеру о помощи14. Такая мольба к Ашере могла быть в восклицании Лии, когда у Зелфы родился сын, которого она назвала Асиром15. Если это так, то мы имеем доказательство поклонения Ашере в ранние времена, когда устанавливались патриархальные традиции Книги Бытия.
4. Соломоново поклонение
Пока поклонение Ашере было главной чертой народной иудейской религии в домонархический период, а её статуи находились во многих местных святилищах, царю Соломону ничего не оставалось, как ввести официальное поклонение богине в главном городе Иерусалиме.
Хорошо известно, что строительство Соломонова храма в Иерусалиме имело целью установление политеистически-синкретического культа. Религиозные склонности Соломона были осуждены яхвеистским историком, который начинает своё описание царствования Соломона, заявляя, что «Соломон любил Яхве», однако не в силах продолжить фразу: «И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах»16.
Архитекторы и строители по просьбе Соломона были посланы царём Хирамом Тирским в Иерусалим, чтобы построить храм, похожий на собственные храмы земли Тирской. То, что было так, доказывает сравнение археологических открытий с библейским описанием Соломонова храма. Из множества открытых ханаанейских и сирийских храмов один больше других напоминает храм Соломона — Телл-Таинат в Сирии, относящийся к IX в. до н. э. Этот храм, как и тот, что в Иерусалиме, был разделён на три секции: крытый вход, неф и алтарь, а также имел две колонны у входа. Намного более древний, ханаанейский, храм, который можно рассматривать как прототип храма Соломона, датируемый не раньше конца бронзового века, был найден в Хазоре17. В Соломоновом храме все медные работы, включая обе колонны Иахин и Воаз, принадлежат тирскому мастеру, которого также звали Хирам18. И опять археология подтверждает, что медные украшения Иерусалимского храма были созданы в манере, присущей храмам, посвящённым «другим богам» Средиземноморья. Возможно, что сходство конструкций и украшений говорит о сходстве поклонения: разница между Яхве и другими богами заключена не в ритуале, а в идеологии и морали, которые возвысились именем Яхве благодаря великим иудейским пророкам.
Летописец Соломонова царствования осуждает его за строительство святилищ для многих богов, однако делает это сдержанно: Соломоново сердце, пишет он, «жёны его склонили... к иным богам» и «делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его»19. В этих словах есть два обстоятельства, которые как будто извиняют Соломона: он делал то, что делал, из-за своих многочисленных жён, к которым «в любви» склонил своё сердце, да и всё, что он сделал, он сделал в старости20. Исторические соображения, однако, не принимают подобного оправдания.
Во-первых, нам известно, что браки правителей с чужеземными царевнами из политических соображений были принятой мерой укрепления союзов или дружеских отношений между странами. Во-вторых, появление чужеземной царевны в царском семействе неизбежно означало принятие её богов. В-третьих, хотя подобные браки довольно часто имели место во время правления Соломона, самый амбициозный из его политических браков, с дочерью фараона, состоялся в самом начале его царствования21. Естественно, что он взял в жёны царевну Сидона22 как раз в то время, когда задумал своё великое строительство и ему требовались помощь и поддержка финикийцев. Хеттская царевна при его дворе — чьё присутствие служило живой политической связью между Соломоном и неохеттским государством Сирией — тоже была полезна, как и дочери моавитянских, аммонитянских, едомских вассалов. Эти браки заключались во имя безопасности, и без них он не мог бы содержать сильную армию, в любую минуту готовую к.бою, когда ему были нужны все людские резервы страны для строительства грандиозного религиозного царского сооружения. Наиболее вероятно, что все эти браки были заключены Соломоном вскоре после получения наследства и многобожие, связанное с культами его жён, приходится на то же время23.
Среди божеств, которым поклонялся Соломон, была «богиня Сидонская», то есть богиня Ашера. Однако историк, отметивший это, называет еёё «Астартой, божеством Сидонским»24. Пророк Ахия Силомлянин был бескомпромиссным яхвистом, который стал знаменитым к концу Соломонова правления и в последующие годы, ругает израильтян за поклонение «Астарте, божеству Сидонскому», то есть за поклонение Ашере25. Однако эта путаница не смущает библейских авторов, потому что они отвергают обеих; это известно, как уже отмечалось выше, из амарнских писем, написанных в XIV в. до н. э. людьми, которые хорошо знали, как все было, потому что верили в обеих богинь и поклонялись обеим. Следует напомнить, что в политеистических культурах преобладающая тенденция часто идентифицирует одного бога с другим, заменяет одного бога другим, соединяет одного бога с другим или называет одного бога именем другого бога, как нам известно из многих примеров в египетской, вавилонской, хеттской и ханаанейской религиях. В любом случае, почти нет сомнения в том, что поклонение Ашере, распространённое среди иудеев на протяжении нескольких поколений, было введено в Иерусалим Соломоном как часть культа царского дома под влиянием его жены из Сидона.
5. Ашера в Израиле
Ближе к концу Соломонова царствования драматическая встреча произошла между пророком Ахией Силомлянином и Иеровоамом, сыном Наватовым, молодым и наглым рабом Соломона. Когда эти двое встретились в поле за Иерусалимом, Ахия взял и разорвал свой новый плащ на двенадцать кусков и сказал изумлённому юноше:
«...возьми себе десять частей; ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой... <...> Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его. <...> Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царём над Израилем»26.
Хорошо известно, что в своих надеждах на Иеровоама Ахия был жестоко разочарован. Как только Иеровоам оказался в северной части страны, то сразу же установил двух золотых тельцов, одного в Вефиле, всего в нескольких милях от Иерусалима, а другого в Дане, в самой северной точке Израиля. «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из страны Египетской»27, — заявил он.
Можно представить, как больно и обидно было Ахии. Как только верный Яхве пророк получил такую возможность, он предрёк падение дома Иеровоамова, как предрёк его процветание несколькими годами прежде. Обвинение было направлено против поклонения «другим богам и литым образам» в целом, а также народу Израиля было предъявлено ещё одно, более специфическое обвинение: «Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошёл, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад»28. Тот факт, что из всех форм идолопоклонства Ахия упомянул только культ Ашеры, означает лишь одно: богине Ашере израильтяне поклонялись чаще, чем другим, используя для этого её вырезанные из дерева образы.
Появление Ашеры в пантеоне царского двора связано с приездом в столицу Израиля, Самарию, ещё одной сидонской царевны, будущей жены царя Ахава (873—852 гт. до н. э.). Это была Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, в чьей столице поклонялись по крайней мере уже пять веков Элат Сидонской, то есть Ашере Сидонской. Под влиянием Иезавель и для укрепления союза с ее отцом царь Ахав Израильский возвел в Самарии алтарь Ваалу и «сделал» Ашеру29.
Распространение сидонских богов в царство Ахава подтверждается тем, что 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры ели за столом Иезавели30. Это те самые пророки, которых Илия встретил на горе Кармил, когда на фоне якобы затопления жертвенника Ваала схватил их, отвёл к потоку Киссон и заколол их там, победив ханаанейского бога и таинственным образом прославив Яхве31. Небезынтересно заметить, что Илия не осуждал народ за отвержение Яхве ради чужеземных богов, а попросту разделил их внимание между Яхве и другими32. Хотя 400 пророков Ашеры, похоже, были на горе Кармил, лишь 450 пророков Ваала были убиты Илией, так как больше ни единого слова не сказано в довольно обширном и подробном рассказе о пророках Ашеры. Взывание пророков к Ваалу и Илии — к Яхве — на удивление похожи, на самом деле почти идентичны. Когда огонь Яхве (молния?) ударил в алтарь Илии и таким образом доказал превосходство Яхве, люди встали на сторону Илии и закричали: «Яхве наш бог!» А потом 450 пророков Ваала были схвачены, угнаны в долину и зарезаны на берегу реки Киссон33. Ни слова не сказано о судьбе 400 пророков Ашеры. Можно сделать вывод, что, не будучи соперниками, они остались живы. Если так, то они продолжали беспрепятственно служить своей богине. Ашера, которую якобы «сделал» Ахав, то есть посадил в Самарии, не была ни уничтожена, ни повреждена в результате победы Илии над пророками Ваала или в последовавшие годы царствования Ахава. Следовательно, можно предположить, что только Ваала считал Илия (и фанатичные яхвисты вообще) опасным соперником Яхве, тогда как богиня Ашера рассматривалась как его неизбежное, необходимое или, во всяком случае, терпимое женское дополнение.
Ахав умер в 852 г. до н. э., и наследником стал его сын Охозия (852— 851 гг. до н. э.), следом за которым воцарился его брат Иорам. В 842— 841 гг. Ииуй уничтожил династию и стал царём Израиля, которым правил двадцать семь лет, а потом ему на смену пришёл его сын Иоахаз (814—798 гг. до н. э.). К периоду его царствования относится следующее упоминание об Ашере из Самарии. Книга Царств немногословно свидетельствует, что во время царствования Иоахаза граждане Израиля «однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, который ввёл Израиля в грех; ходили в них, и дубрава стояла в Самарии»34.
Живучесть культа Ашеры в Самарии, подтверждаемая этими словами, очевидно противоречит тому, что случилось с культом Ваала. Ведь нам известно, что Иорам, сын Ахава, «снял статую Ваала, которую сделал отец его»35. Столп Ваала, возможно, был тем культовым объектом, который поставил Ахав и к которому относятся слова: «И поставил он Ваалу жертвенник и капище Ваала, которое построил в Самарии»36. Отсутствует какое бы то ни было упоминание о том, что Иорам сделал с другими культовыми объектами, включая Ашеровы, которые «сделал» его отец Ахав37, и это значит, что он не касался их, потому что поклонение Ашере считалось во времена Ахава легитимным даже теми, кто отвергал культ Ваала.
Ещё более замечательно отсутствие какого бы то ни было действа со стороны Ииуя и его фанатичных последователей рехавитов против поклонения Ашере в Самарии. С поклонением Ваалу Ииуй расправился жестоко: хитрой уловкой всех пророков Ваала (очевидно, что 450 пророков Ваала, убитые Илией менее двух десятков лет назад, представляли собой не всех служителей Ваала или за прошедший период появились новые служители) так же, как священнослужителей и верующих Ваала, он собрал в храме Ваала в Самарии и там всех зарубил мечом. Потом он колонну (или колонны) Ваала разбил на куски и разрушил храм Ваала, стёр его с лица земли и сделал это место местом нечистот38. Рассказ заканчивается изъявлением благодарности Ииую за то, что он сделал, и порицанием за то, чего он не сделал:
«И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, — от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане»39.
Ни одного слова нет в этом подробном рассуждении о каком бы то ни было действе против пророков Ашеры, — большинство из четырёхсот, не тронутых Илией, должны были быть ещё живы, — против священнослужителей Ашеры, поклоняющихся Ашере, или даже против статуи Ашеры, которая стояла нетронутая в Самарии. Когда царствование Иоахаза, сына Ииуя, подошло к концу (798 г. до н. э.), статуя Ашеры всё ещё стояла в Самарии40, и если она стояла там, значит, ей поклонялись.
Это продолжалось в Израильском царстве в течение трёх четвертей века после смерти Иоахаза. И царский двор, и народ поклонялись Ашере. Лишь на взгляд историка, жившего в эпоху изгнания, наблюдавшего за разделённой монархией с удобного положения продвинутого яхвистского монотеизма, поклонение Ашере может показаться греховным. Когда он печально повествует о том, что принесло Израилю его покорение Салманассаром, царём Ассирийским, примерно в 722 г. до н. э., то перечисляет несколько религиозных преступлений: мол, они воздвигают колонны и Ашеры для себя на всяком высоком холме и под каждым раскидистым деревом, жгут благовония на всех высоких местах (bamoth), как делали народы, которых изгнал Яхве; они совершают зло, чем гневят Яхве; они служат идолам; отлили двух тельцов; «сделали» Ашеру; поклоняются многим небесным богам; служат Ваалу; принуждают сыновей и дочерей прыгать через огонь; гадают и ворожат. Как мы видим, этот список ритуальных проступков, хотя и разделён на две части несколькими стихами41, не содержит повторений, за исключением упоминания о поклонении Ашере: во-первых, это подтверждает, что израильтяне устанавливали столбы с изображением Ашеры на всех высоких местах и под каждым цветущим деревом; во-вторых, то, что они «сделали» Ашеру — на сей раз единственную. По контексту ясна причина повторений: первое упоминание во множественном числе относится к Ашере деревенских святилищ на холмах; второе — к статуе Ашеры, которая была установлена в Самарии, в царском столичном святилище. Двойное упоминание Ашеры говорит об относительной важности поклонения именно этой богине среди всех остальных богов, которым израильтяне служили вплоть до ассирийского изгнания.
Источник
Tags: Ханаан, евреи, лики Богини
Subscribe

  • Гаро.

    Гаро - тибето-бирманская этническая группа, в основном обитающая в индийских штатах Мегхалая, Ассам, Трипура, Нагаленд и в соседних районах…

  • О матрилинейном наследовании у дравидов.

    Традиционные формы наследования земли. Источник картинки. Как видим, матрилинейное наследование сохранилось на крайнем юге Индостана, там, где…

  • Мистерия богини Амман.

    Как говорит автор фильма, " культ богини Амман (Мариамман) - один древнейших народных культов, возможно, более древний, чем культ Шивы или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments