Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Культ Матери Земли в Древней Греции.

loreley10 выложила хороший текст из труда Фаддея Зелинского "Древнегреческая религия" в "Лаской за ласку".

Мать
Богиня Теллус (Земля). 13-9 гг. до н. э.
Рим, Алтарь Мира  (Ara Pacis Augustae). Полихромная реконструкция
.

"Основой  -  быть может, самой глубокой  -  религиозного чувства древнего эллина было сознание таинственной жизни окружающей его Природы.

И не только жизни, но и божественности.
И это - первое, что требует объяснения для современного человека.

Слово "жизнь" следует понимать не в том смысле, в каком мы обычно противополагаем "живую" природу, т.е. органический мир животных и растений, "мёртвой", т.е. неорганическому царству минералов.


Для греческого сознания мёртвой природы не было: она вся была жизнью, вся - божеством.

Не только в своих лугах и лесах, в своих родниках и реках - она была божественна также и в колышущейся глади своих морей, и в недвижном безмолвии своих гор. И здесь даже более, чем где-либо. Здесь, где нас не отвлекают отдельные жизни рощ и лужаек, -  здесь сильнее чувствуется единая жизнь Её самой, - нетленного источника всех этих отдельных жизней, великой матери-Земли.
"Царица гор, ключ жизни вечный, Зевеса матерь самого" (Софокл).

Одному русскому поэту почти что удалось возвыситься до этого сознания; это был Лермонтов в его известном, прекрасном стихотворении "Когда волнуется желтеющая  нива"...

Далее у loreley10 следует "наезд" на христианстно за то, что христиане вырубали священные рощи язычников и пр. Я сам не сторонник тех, кто гребёт под одну гребёнку целые категории населения - народы, расы или религиозные движения. Люди везде - разные, и христианство тоже - разное. Св. Франциск Ассизский - это христианство, да не какое-то "заштатное", а самое образцово-показательное, потому что это величайший святой католической Церкви. О его отношении к Природе всем хорошо известно, поэтому я не буду здесь пересказывать историю про то, как он общался с "братом" волком, как он называл "братьями" и "сёстрами" не только животных и птиц, но и растения, и даже огонь у него был "братом", которого он не хотел тушить. Да, мало таких примеров в христианстве, но ведь и святых - мало, очень мало. Хотя именно они являются носителями подлинного христианства.

Древний эллин окружил себя и свою человеческую жизнь целым сонмом природных божеств, то ласковых, то грозных, - но всегда участливых.
И, что важнее, он сумел вступить в душевное общение с этими божествами, преломить их жизнь в своём сознании и влить в них живое понимание себя.
К нему фаустовский Нострадамус не обратился бы с укоризненными словами:

Мир не закрыт духов природы -
Ты слеп умом, ты мёртв душой.


После крушения античного мира и это осчастливливающее сознание исчезло из человеческой души.

Из недр земли, из расщелины скалы бьёт прохладный родник, распространяя зелёную жизнь кругом себя, утоляя жажду стада и их владельца: это  - богиня, нимфа, наяда.

Воздадим ей лаской за ласку, покроем навесом её струю, высечем бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом. И не забудем в положенные дни бросить ей венок из полевых цветов, обагрить кровью закланного в её честь ягнёнка её светлые воды [1]. Зато, если мы в минуту сомнения и душевной муки придём к ней, склоним своё ухо к её журчанию, - и она вспомнит о нас и шепнёт нам спасительный совет или слово утешения. А если то место, где она струит свои ясные воды, удобно для человеческого селения, - здесь может возникнуть и город, и будет ей всенародная честь, всеэллинская слава.

Такова Каллирроя в Афинах, Дирцея в Фивах, Пирена в Коринфе. Будут каждое утро сходиться к храму наяды городские девушки, чтобы наполнить её водой свои кувшины и потешить её участливый слух своей девичьей болтовнёй, и будут граждане в её очищающих струях омывать своих новорожденных детей.

Течёт ручей, соединяется с другим ручьём, образует реку; тут представление ласки уступает уже место другому представлению  -  силе.
Правда, больших рек Греция не знает, самых крупных из них - Пенея, Ахелоя, Алфея, Еврота  -  не сравнить даже с нашими Метой или Мологой.
Но все же в половодие и они могут произвести немало опустошений, бросаясь на пажити и посевы, ломая встречные деревья со стремительным напором разъяренного быка.

Но все же их гнев был редким явлением, вызываемым обыкновенно нечестием граждан, творящих кривой суд у себя на городской площади, прогоняющих Правду со своих сходов.

В другое время это  -  благодетельные божества, орошающие своей влагой не только прилегающие луга и леса, но - благодаря отведенным каналам - и всю равнину; они поистине  "кормильцы" своей страны.

За это им и честь воздаётся. Им строят храмы на удобных местах, приносятся жертвы; они призываются в государственных молитвах, и уже обязательно мальчики, достигшие возраста эфебов, посвящают им первую срезанную прядь своих волос.
Таковы, помимо вышеназванных, Кефис для Афин, Исмен для Фив, Инах для Аргоса.

Будучи кормильцами всей страны, они влияют таинственным образом и на человеческий урожай  -  к ним обращаются бездетные родители с мольбой о потомстве.

И  если вам встретятся среди множества греческих имён такие, как Кефисодот, Исмений или Анаксимандр (т.е.  "меандр"),  -  вам уже нечего спрашивать, откуда родом их носители.
 Но речной бог не только в мирное время кормилец своих граждан, он и в военное был для них оплотом, притом не только физическим, но и религиозным.
Как ни мала речушка Инах – её буквально курица вброд перейдёт,  -  а всё-таки спартанский полководец Клеомен, идя походом на Аргос, не решился переправиться через неё, когда её бог после многих жертвоприношений не дал ему на это своего согласия.

Своим божеством живёт и роща - и притом не только как таковая, но и в лице отдельных своих деревьев.
И здесь мы имеем нимф, древесных нимф, дриад;  они счастливы тем, что их много: зато они в лунные ночи покидают свои деревья и сплетаются в хоровод под предводительством своей повелительницы, богини рощ Артемиды.
 Но божественно и одинокое дерево, если оно могуче и прекрасно  - таков тот чинар на берегу афинского Илисса, под которым некогда отдыхали Сократ с Федром...
 "Как он раскидист и высок, этот чинар, как высок и тенист и растущий под ним агнец (растение vitex agnus); он в полном расцвете теперь, наполняя всё это место благовонием. И что за чудный родник течёт под чинаром!  Как холодна его вода - и ногам заметно. Куколки привешены и другие приношения - видно, здесь святыня нимф или Ахелоя" (Платон).

За ласку надо платить лаской, мы это уже знаем, а это ли не ласка - прохладная тень в знойную пору, приветливый шелест подвижных листьев, пенье если не всегда птичек, то хоть милых греческому сердцу цикад.

Во всём этом чувствуется любовь; а где любовь, там и бог.

Ведь роща, лес  -  это вечное, неустанное плодотворение, созидание той физической жизни, которой живёт Природа.
И для эллина его нимфа  -  это неустанная оплодотворяемость, неустанная любовная игра с представителями оплодотворяющего начала леса, с сатирами.

А там выше и выше  -  на Гиметте, Пентеликоне - там уже нет лесов и деревьев, туда только козы заходят щипать колючую зелень, пробивающуюся между белыми глыбами известняка.
 Там всё чаще и чаще виднеются громады скал с их причудливыми выступами и пещерами. Это царство нимф-ореад (горянок), обитательниц горных пустынь.

Там в пещерах они ткут свои тонкие, невидимые ткани, сопровождая песнью свою работу; никто из смертных не дерзнёт их подслушать и подглядеть, но их станки можно видеть днём, войдя в их пещеру -  разумеется, после надлежащей молитвы.
Они не останутся в долгу; кто же, как не они, бережёт драгоценный источник, бьющий на вершине?
Кто, как не они, не даёт заблудиться нашей козочке среди утёсов?
Впрочем, нет: тут они действительно имеют соперника. Это причудливый дух-хранитель коз, козлоногий Пан.
Если мы называем его "богом", то просто потому, что мы этим именем называем всякое могучее, бессмертное существо; на деле же мы прекрасно понимаем разницу между ним и великими олимпийскими  богами.
   Позднее дурная совесть религии, порвавшей с Природой и матерью-Землёй, превратила его в беса; но мы его любим и уважаем,  ласкового горного бога со звонкой свирелью. Правда, мы знаем за ним и немало причуд, даже не считая тех, о которых могли бы рассказать его соседки, нимфы-ореады.
В полдень он изволит почивать (это - "час Пана"), и горе тому неосторожному пастуху, который вздумал бы в это время забавляться игрой на свирели. Как высунет потревоженный свою косматую голову из-за утёса, как рявкнет на всю гору - помчатся вниз по камням испуганные козы, сбивая с ног и друг дружку и оторопевшего пастуха.
Да, будет он помнить Пана и его "панический" страх.

Божественна Земля, но божественно и Море.

Оно любовно вливается в землю бесчисленными заливами и проливами, освежая её и создавая людям повсюду удобные пути сообщения.

Велика, поэтому, честь, которую они воздают богу морей Посейдону и его супруге Амфитрите, обитающей глубоко под голубой гладью и властвующей надо всеми рыбами  и крабами и прочими причудливыми и чудовищными жителями её влажного царства.  Всё же Посейдон - почтенный член олимпийской семьи, и о нём у нас ещё будет речь.

   Непосредственно с морем связаны его нимфы, нереиды, "олицетворения ласковых морских волн", как некогда будут сухо и глупо говорить. Олицетворения! Никогда, конечно, не сподобятся эти люди увидеть воочию их самих, среброногих, как они резвятся в ясный день взапуски с дельфинами и сверкают своими золотыми кудрями по гребням волн.

Это великая милость, но всё же ещё ничто в сравнении с той, которую они оказывают своим избранникам, подобно той Фетиде, которая осчастливила своей любовью Пелея и, богиня, родила ему прекраснейшего и доблестнейшего в мире сына, Ахилла.

Но об этом простому смертному мечтать нечего.
Он молит могучих богинь о счастливом плавании и не забудет воздать им установленную дань благодарности посвящением и жертвой.

 Нереиды - нимфы моря; есть в нём и свои сатиры. Это тритоны, юноши о рыбьих хвостах.

С ними лучше не заводить знакомства; они, как скажут те же умники, "олицетворения разъярённых волн".
Бывает, заволокут тучи синеву неба, зловещею чёрною рябью подёрнется море - вдруг что-то вдали громко, протяжно  загудит... Это тритоны дуют в свои раковины; это - наигрыш к предстоящей буре.

Тогда, пловцы, долой паруса, налегайте на вёсла -  и в то же время усердно молитесь и Посейдону, и нереидам, и спасителям на море, близнецам-Диоскурам.  Будут услышаны ваши молитвы, засияют на обоих концах реи два слабых огонька - это они и есть, божественные Диоскуры, они предвещают вам спасение.

Есть, затем, в море и свой Пан: это - Протей, пастух стада причудливых морей и сам великий чудак.  Об его образе трудно говорить: он его меняет беспрестанно, подобно самому морю, но чаще всего это - просто морской дед.
Об его странностях знает его дочь Идофея - дочь не особенно почтительная, но зато ласковая для пловцов.
     Затем - кто испытывал неотразимость морских чар в ясный день, когда и солнце играет, и волна тихо плещет, и неудержимо хочется окунуться в эту голубую  гладь, - тот знает тоже морское божество Главка (т.е. "голубого").

 Есть ещё другая тоска, роковая - когда тебя после долгой борьбы уже залили волны, и твои руки опустились, и в ушах звенит томный призыв к успокаивающей смерти.
Это поют Сирены на далёкой пустынной скале, среди бушующих валов; не дай бог никому услышать их песнь!

Мать Земля 2


Конечно, и мы способны пойти в бой за родную землю; но что этот "физический патриотизм" в сравнении с тем, который воодушевлял эллина при мысли о его матери-Земле, с тем, который нашёл себе выражение в дивных стихах Эсхила:

Не выдавайте города родного
И алтарей заступников-богов!
Не допустите, чтоб забвенья мглою
Их почести покрылись! И детей
Не выдавайте, и милейшей сердцу
Из всех кормилиц - матери-Земли!

Вы некогда на лоне благодатной
Младенцами играли; и она
Всю приняла обузу воспитанья,
Чтоб щитоносцев-жителей взрастить,
Чтоб верную в годину бедствий службу
Вы сослужили матери своей.

  Аграрные реформы и у нас на очереди, причем клич "Земля - народу!" считается верхом демократизма.
Эллину он показался бы кощунственным: нет, не земля для народа, а народ для земли!
На первом плане должны стоять Её интересы.
Их имел в виду Солон, производя первую аграрную реформу, о которой знает история; её милость хотел он заслужить:

     Свидетельницей на суде времён
     Да будет мне она, из всех богов
     Древнейшая, что ведает Олимп -
     Кормилица мать - чёрная Земля!

Удивительна ли после этого та гордость, которую испытывали афиняне при мысли, что они  "автохтоны", т.е. что их предки были в буквальном смысле рождены той землёй, которую они поныне населяют?

Но Мать-Земля теперь уже отражалась, она более не производит ни людей, ни других живых существ, кроме низких пород.
Но в пору ее плодовитой молодости было иначе: тогда она произвела и первых людей непосредственно из своего лона.
И тотчас после этого акта рождения в ней произошло то же явление, что и в теле родительницы-женщины: избыток соков обратился в молоко, повсюду возникли бугры, из которых полились живительные струи для новорожденного.

     Quare etiam atque etiam maternum nomen adepta
     Terra tenet merito -

     заключает Лукреций.

 И понятно также, что под любовной опекой этой своей матери, окружённый её участливыми детьми, эллин никогда не чувствовал себя одиноким.

Он не знал того безотрадного чувства покинутости, которое так часто испытывает современный человек как заслуженную кару за свою неблагодарность и своё нечестье.

город

Ну, затем следует очередной "наезд", теперь уже на древний Израиль. Бездомный изгой, ведомый своим богом-Саваофом, он пришел чужестранцем и завоевателем в свою "обетованную страну". Мы здесь это пропустим, однако заметим, что и сами древние греки, или эллины, как они сами себя называли, были вовсе не автохтонами на этой земле. Они были воинственными пришельцами из евразийских степей. Сначала племена греков-ахейцев, а затем племена дорийцев вторглись в Элладу и вытеснили оттуда коренное, автохтонное население - пеласгов. Вот они-то и были носителями той самой религии Матери Земли, осколки которой, в виде пережитков, сохранялись ещё у древних греков. Именно эти осколки воспевает Фаддей Зелинский, но, увы, это не древнегреческая религия; греки (точнее говоря, греческие женщины) подхватили то, что почиталось и боготворилось прежде них.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Лично мне очень не нравится - "обагрить кровью закланного ягнёнка светлые воды". У меня вызывает отвращение языческая практика жертвоприношений. Но я же при этом не беру скопом всех язычников как забойщиков скота на скотобойне. Крови там лилось много, но меня интересует другое в язычестве. И я не собираюсь вместе с "водой" выплёскивать и "ребёнка", отрицая всё язычество.

Tags: Греция, Мать Земля
Subscribe

Posts from This Сommunity “Мать Земля” Tag

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Интересная гравюра.

    А, В. Семёнов в своей монографии "Первобытное искусство" приводит гравюру, выполненную на пальметке длиной 10 см, которая изображает сцену…

  • Мать-Земля.

    С образом женщины-матери сопряжен всемирный образ Матери-Земли, порождающей всё живое. Представление о Матери-Земле появляется практически…

  • Инанна и её "землепашец".

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Секровища тьмы" пересказывает, как Инанна, в предвкушении брачных отношений с пастушком Думузи, поёт…

  • Из земли вышли, и в землю уйдём.

    "О дряхлом человеке, приблизившемся к концу жизненного пути, говорят, что он «трупом пахнэ». Среди запахов, упоминаемых в…

  • О смертном Зевсе и бессмертной Матери Земле.

    Д. О. Торшилов отмечает, что Рея, мать Зевса, почиталась как богиня земли. Разные версии мифа называют местом рождения Зевса остров Крит (пещеру в…

  • Матриархальные корни "всеобщего братства людей".

    Плутарх свидетельствует, что в его время Крит был единственной страной, в которой принято было говорить не «отечество», а…

  • Своя земля - "мать", чужая земля - "мачеха".

    "Когда люди йолнгу впервые вступают на чужую землю, они ведут себя очень осторожно, потому что они неизвестные - земля их не узнаёт. Владелец…

  • Трясовицы.

    Славянская традиция знает духов Лихорадок (Лихоманок, Трясовиц), которые представляются в народе не только как невидимые болезни, но и как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments