Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Популярно о матриархате.

Выдержки из двух статей (тыц и тыц) онлайн-журнала "9 МАРТА".

Хайде Гетнер Абендрот, основательница Международной Академии Современных Матриархальных Исследований и Матриархальной духовности (HAGIA), заявляет, что матриархат – это не патриархат наоборот. Она описывает матриархии как «неиерархичные горизонтальные общества матрилинейного родства». Согласно исследовательнице, в матриархиях средства к существованию находятся в руках женщин клана, чем и обуславливается прочное положение последних. Оно же уравновешивается положением в матриархиях мужчин. Так что ни один пол не доминирует над другим.

Когда-то — не более, чем 12 000 лет назад, — человеческие сообщества были матриархальны. Древние цивилизации, как было задокументировано Марией Гимбутас, состояли из поклоняющихся богине кланов, управляемых женщинами. В матриархальных кланах брака, вероятно, не было. (Скорее всего, был т. наз. "гостевой брак" - ltraditionalist) Биологическое отцовство не было институционализировано, поэтому дети воспитывались кланами, где мужским авторитетом и образцом для воспитания детей был брат каждой матери.

С появлением сельского хозяйства люди стали оседать на земле и накапливать ресурсы, которые требовали защиты, а следовательно, физически сильных мужчин. Потому отцы,  сыновья, дяди и дедушки стали жить вместе, что изменило принцип наследования: не от матери к дочери, как это принято в матрилинейных сообществах, а от отца к сыну. Автономность женщин была разрушена. К такому выводу пришли исследователи из университета Сапиенца в Риме, Италия, после изучения митохондрильной ДНК и генетических маркеров на У хромосоме в 40 популяциях, проживающих в суб-Сахаре в Африке.

Эми Пэриш из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе считает, что в устройстве любого общества ключевую роль играет солидарность. Эми изучает сообщества шимпанзе бонобо, которые патрилокальны, но доминируют в них самки. Самка бонобо весит на 15 процентов меньше самца – такая разница наблюдается у шимпанзе и у людей, – но самки бонобо удерживают доминирующие позиции, потому что успешно кооперируются и создают альянсы. И вот тут прослеживается параллель с феминистским движением, цель которого — вести себя по отношению к несвязанной родственными узами женщине, как к сестре.

асанти-гана
Современные матриархии: племя Асанти в Гане

Цель эта труднодостижима, поскольку сложно достичь единения с теми, кто не является нам родственниками, но тот же принцип кооперации прослеживается в современных матриархальных сообществах. По их принципам живут народ Куна на небольших карибских островах, у берегов Панамы, чучитеканское сообщество в Мексике, коренное племя Шипибо в верховьях Амазонки, туареги (имаджаген) в Сахаре, берберское население Северной Африки, в Кабиллии (Алжир), которые сохранили многие доисламские обычаи, народность Асанте в Гане, общество Хаси, народ Мосуо в Китае и народность Минангкабау в Индонезии, на Суматре.

народность-куна
Современные матриархии: народность Куна

Сегодня большинство стран и сообществ живут по патриархальному укладу. Более того, Абендрот называет современный патриархат «суперпатриархатом» и описывает эту систему как смесь неолиберализма, милитаризма и коммерческой эксплуатации природы. Патриархии навязывают цели, которые согласуются с рыночными принципами, но выступают против безвозмездной поддержки, дарения, они против взаимозаботы и взаимопомощи. Мужская идентичность создаётся под давлением этих принципов, а женская идентичность направлена на заботу и поддержку искусственно построенной мужской идентичности. Патриархат – это система не только социальная, но и военная, в которой война становится двигателем прогресса, основополагающим принципом социальной организации, экономики, политики, технологии, науки, связи человека с природой.

минангкабау
Современные матриархии: народность Минангкабау в Индонезии

Патриархат представляют как замену матриархату, как нечто якобы «лучшее», «более развитое», как экономически, так и духовно. Но матриархат – это принципиально другие общества, в которых в центре находится фигура матери, дающей жизнь. Основополагающий принцип матриархий – собственно, сила дать жизнь. Если женщина не даёт жизнь, общества обречены на вымирание. Матриархии опираются на материнство. Брошенный, изолированный от общества, бездомный ребёнок, оставленная на произвол судьбы женщина или пожилой человек в них немыслимы. Например, в культуре матрилинейного общества Минангкабау в Индонезии все являются матерями, даже мужчины. Если мужчина ведёт себя правильно по отношению к детям, заботится, печётся о них, люди Минангкабау называют его «хорошей матерью». Иными словами, если мужчина в матриархальном обществе хочет заслужить статус, почёт и уважение окружающих или представлять клан в большом мире, он должен быть похож на «хорошую мать».

Матриархии предотвращают то, что патриархии предотвратить не в силах – принцип матрилокальности приводит к тому, что в обществе нет незаконнорождённых или бездомных детей, мужчины не избивают и не насилуют женщин, а ответственность за воспитание детей и уход за пожилыми людьми и инвалидами распределяется согласно принципу социального материнства.

народ-Мосуо-Китай
Современные матриархии: народ Мосуо, Китай

В матриархальном обществе нет нужды становиться биологической матерью, чтобы заслужить почёт и уважение. Матриархии практикуют так называемое социальное материнство и сестринство. Каждая сестра — не обязательно биологическая мать, но приходится социальной матерью любому ребёнку, рождённому в клане. У женщины есть свобода выбора, становиться ли ей биологической матерью, и есть возможность быть матерью, не рожая на свет дитя.

Устройство матриархального общества

Основа матриархального общества – это матриклан, который подчиняется закону клановой матери (Вот здесь непонятно, что это такое - закон клановой матери - ltraditionalist). Она выбирается в соответствии с её способностью помогать своему народу (Здесь тоже - "темна вода во облацех" - ltraditionalist). Люди в матриархальных обществах живут вместе под одной крышей в больших родственных группах, образованных по принципу матрилинейности. Имя клана, социальный статус его членов, политические титулы наследуются по линии матери.

Матриклан состоит из трёх поколений женщин, в него входят также братья, племянники, дяди по материнской линии. Матриклан соблюдает принцип матрилокальности – супруги и любовники женщин клана остаются в доме только на ночь, но с рассветом должны покинуть дом жены. Такой брак называется «приходящим» или гостевым.

В центре клана стоит мать, а руководят им женщины (Какая мать, какие женщины? Женщины разные бывают. Есть такие женщины, которые сами нуждаются в руководстве - ltraditionalist). Социальная сплочённость между кланами достигается путём сложных брачных конвенций, ведь все жители племени, деревни или города связаны друг с другом по рождению или по браку. Так формируется общество, в котором каждый принадлежит к огромному клану, где каждый – «мать», «сестра» или «брат» для всех остальных.

Экономика матриархии

Матриархальная экономика — это натуральная экономика. В таком обществе нет понятия частной собственности и территориальных претензий. Люди просто имеют право пользования землёй, на которой они, к примеру, пасут стада или занимаются сельским хозяйством. Матерью-Землёй нельзя владеть, делить её по кускам, она дарит своими богатствами всех своих детей.

За отдельные земельные участки и за определённое количество животных отвечает конкретный матриклан, но все кланы трудятся на благо общины. Всё нажитое и добытое отдаётся в руки матери клана, и она, будучи матерью всех членов одного клана, распределяет ресурсы поровну между своими детьми и прародителями, а также отвечает за обеспечение средств к существованию и заботится о защите всех членов клана. В матриархальном обществе кланы поддерживают друг друга. Так, во время сезонных праздников урожая кланы, у которых выдался богатый год, приглашают всех жителей сообщества быть их гостями. Члены клана организуют пиры, проводят ритуалы, устраивают танцы, а затем одаривают соседей. Всё это они делают безвозмездно — им ничего не достаётся, кроме благочестия. На следующем празднике эстафету переймут другие кланы. Так проявляют себя базовые материнские ценности, в обществах царит сбалансированная экономическая система, основанная на взаимопомощи и безвозмездных дарах.

Политическая система матриархата
Что касается политического устройства, то решения принимает матриклан, а в принятии решений участвуют и мужчины, и женщины, которые будут обсуждать вопрос, пока не достигнут консенсуса. Посредником в процессе является матриарх. У каждого человека в матриклане есть голос — и у каждого, включая самого матриарха, этот голос только один. Все принимают решения сообща, ни один член клана не остаётся без права голоса.

Решения, касающиеся общества, деревни или племени, также принимаются сообща, путём достижения консенсуса. Делегаты клана или деревень собираются на «сельсовете», каждый сообщает о решениях, принятых в клановых домах, а потом они просто ищут консенсус, соответствующий интересам всей деревни или народности. Таким образом, матриархии построены на принципах настоящей «низовой демократии».

Божественная женщина

Матриархальная система никогда не смогла бы функционировать как единое целое, не будь у неё мощного связующего звена – глубокого, поддерживающего и всепроникающего духовного отношения к миру. В матриархальных обществах нет иерархических религий, которые базировались бы на всемогущем Боге-мужчине. В матриархиях божественность имманентна, ведь весь мир считается божественным. Вселенная – это Великая Богиня, которая породила всех, а земля – Великая Матерь, создавшая всё живое. Следовательно, все и каждый наделены божественностью, являясь детьми Великой Матери-Природы.

В такой культуре всё духовно, нет разделения между священным и светским, повседневные задачи имеют глубокое ритуальное значение, сакральный смысл. Матриархальные общества – священные общества, построенные по образу творческой Матери-Природы. Эта божественная мать отражается в бытии каждой женщины и в её способности творить. Каждое социальное, экономическое и политическое действие основывается на принципе всеобъемлющего отношения к матери во всём мире и во вселенной. Поэтому на духовном уровне матриархии являются священными обществами и культурами Божественной Женщины или Богини.

Миротворчество и матриархат

Можно задаться вопросом, не являются ли достигаемая гармония, баланс и равноправие следствием малочисленности кланов. Но вот народность Минангкабау, которая проживает в Индонезии на Суматре, насчитывает 6 миллионов человек, а это, ни много ни мало, почти население Швейцарии. А народность Мосуо, существующая на территории КНР, насчитывает 250 тысяч членов. Вместе люди Мосуо смогли дать отпор проекту, угрожающему их общине, – строительству аэропорта в их регионе. Три месяца ушло у Мосуо, чтобы достичь единодушия в этом вопросе, но когда они его достигли, смогли сохранить территорию.

В матриархиях не существует идеи господства – женщины, распоряжающиеся благами, делают это не с целью набить свой собственный карман. Они распределяют финансы и прочие ценности справедливо, так, чтобы ни один член клана не испытывал нужды. Несмотря на то, что члены клана владеют оружием и знают, как защищаться, эти сообщества в основном мирные. Состоянию мира способствует особенная структуризация обществ. Внутри матриклана, также как и внутри сообщества, не существует проституции или сексуального насилия, потому что члены клана уважают женщин, их сексуальность, и с почтением относятся к их способности рожать детей. Ни один мужчина сообщества не может и не станет касаться женщины против ее воли. Женщину защищает клановая система.

Tags: матриархат
Subscribe

Posts from This Сommunity “матриархат” Tag

  • Матриархат минангкабау.

    Путешественник Михаил Цыганов рассказывает о народности минангкабау на о. Суматра в Индонезии. " Всей жизнью минангкабау управляет обычай…

  • Три источника и три составные части матриархата.

    Первая составляющая матриархата - духовная. Матриархальные принципы общежития сами собой "вытекают" из почитания Великой Богини. Во главе…

  • Матриархат Тробрианских островов.

    Вот как описывает Бронислав Малиновский жителей Тробрианских островов Северо-Восточной Новой Гвинеи (или
 Северо-Западной Меланезии): "
Эти…

  • Матриархат и демократия.

    Очень часто можно прочитать о том, что " матриархат нежизнеспособен", " матриархат ведёт к краху не только общества, но и…

  • Культура vs. инстинкты

    - Осёдлую и тем самым культурную жизнь начала женщина, - говорил он. Это она должна была остановиться, оградить себя и своего детёныша от зверей, от…

  • Тяжести матриархата.

    Довольно интересная запись мне встретилась у wolfgrel в Тяжести матриархата. Цитирую: "Матриархат Тибета - совершенно особенная…

  • Матриархат в Чатал-Хююке.

    "Прямым показателем центральной роли матери в Чатал-Хююке является тот факт, что в захоронениях дети всегда лежат рядом с матерью, а не с отцом.…

  • Матриархии являются священными обществами.

    Матриархальная система никогда не смогла бы функционировать как единое целое, не будь у неё мощного связующего звена – глубокого,…

  • Матриархат из наблюдений.

    Недавно в записи " Собака охраняет "женскую" территорию" говорилось о том, как И. Бахофен в своей монографии "Материнское…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments