Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Об андрогинности неолитических божеств.

Shaushka_Yazilikaya
Рельеф в Язылыкая близ руин Хаттусы, изображающий Шавушку.

"Рельефы в Язылыкая изображают богиню дважды: на одном она изображена вместе с мужскими божествами, а на другом — вместе с богинями. Согласно хеттским текстам, она одевается как мужчина и как женщина, имеет такие типично мужские атрибуты, как топор и другое вооружение, что ряд исследователей интерпретировали в ключе её андрогинности" (из Википедии).

Прочитав это, я тут же вспомнил про Зевса Лабрандея, почитаемого карийцами в Анатолии, который тоже одевается как мужчина и как женщина. А maximus101 пишет "О женской сущности Перуна".

Что мы ещё знаем про эту Шавушу (Шауша, Шавушка)? Магическая власть, которой обладает Шавуша (к ней часто обращались в заклинаниях) , свидетельствует о её связи с хтоническими, подземными силами.


В хеттской иконографии изображается в виде женщины с крыльями. И мы недавно здесь видели "иконы" этих богинь в записи Крылатые "богини". Можно здесь разместить ещё одну богиню с скифского кургана.

Курган Куль-Оба. Керчь. Богиня.

А это - Тифон, до-олимпийское божество, сильно напоминающее богиню Тиамат. Тифон бросил вызов олимпийским богам и был с большим трудом побеждён Зевсом.

Тифон (змееногий демон). Терракота. Антефикс.

Но вернёмся снова к Шавуше. Она выступала в мужской ипостаси в образе воина на коне ( хеттский Пирва) . Мужская ипостась Шавуши - это бог грома и молнии. Кстати, и Зевс, и Перун - тоже боги грома и молнии.

бог грома и молнии

Древние считали что это божество может лишать мужчин силы. Шавуше были были посвящены оргиастические ритуалы. Ну, а здесь явные параллели с культом Кибелы!

Но далее - самое интересное. Любопытную черту хурритского общества представляло существование в каждом поселении (территориальной общине) особых жриц, обозначаемых гетерограммой MÍ.LUGAL, что означает «женщина-царь». Эти жрицы принадлежали к знати и обладали, по-видимому, не только культовыми, но и административными функциями.

"Луга́ль (шум. «большой человек») — военный вождь шумерского города-государства, избираемый народным собранием на время ведения войны для руководства военными действиями. Позже титул лугаля становится практически пожизненным в связи с непрекращающимся характером войн. После 2900 г. до н. э. лугали фактически становятся царями во всех крупнейших городах, их власть становится наследной" (из Википедии).

Ещё напрашивается параллель с этрусскими лукумонами, но подкрепить это заявление абсолютно нечем.

И в заключение подведём итоги. Как видно, случай с Зевсом Лабрандейским отнюдь не уникальный. Мне кажется, на "изломе" матриархата шёл процесс "перелицовки" женских божеств в мужские. Очевидно, сами арийские пастухи либо вовсе не имели никакой мифологии (а какие божества могут быть у бандюков?), либо она была у них крайне "жиденькая" и "размытая". Оказавшись на территориях завоёванных племён, они, подобно русскому князю Владимиру, "лепили" культ "из того, что было", из местных божеств. А потом уже, эти божества, оказавшись в царском пантеоне, постепенно трансформировались из женских в мужские.

Но это, конечно, пока только гипотеза. Я не знаю, насколько глубого в прошлое уходит андрогинность божеств. Если божества представлялись муже-женскими изначально, в эпоху верхнего палеолита, то тогда моя теория неверна. Если же андрогинность божеств была временной, появившейся лишь в эпоху неолита и затем вновь исчезнувшей, в таком случае моё предположение может оказаться верным.



Tags: андрогин
Subscribe

Posts from This Сommunity “андрогин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments