Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Про Зевса Минойского и кносский "дворец"-лабиринт.

Вновь возникает историческая параллель между греками-ахейцами и варягами-русами.

Потомок варягов и рюрикович, "равноапостольный" князь Владимир, как известно, "слепил" в Киеве, во дворе своего терема, пантеон богов, которые, судя по именам, были "сборной командой" от Прибалтики до Ирана. Подобным же образом поступили и греки-ахейцы, после того как они объявились на Крите. Естественно, они первым делом заявили свои права на Кносс, самый богатый город Крита, где было чем поживиться. И вот там-то ахейцы и создали свой пантеон. Очевидно, оттуда-то и пошёл слух, что Зевс родился на Крите. Там же было создано то, что Эванс назвал «ахей­ской леген­дой» - миф о Мино­се и его потом­ках, царях Кри­та. Пер­вый царь Кри­та (Кнос­са) Минос был сыном Зев­са. Эта легенда о том, что на минойском Крите существовала царская власть, полностью заменила действительность.

"Фор­ма, в кото­рой мифы рас­ска­зы­ва­ют нам о боже­ст­вен­ном про­ис­хож­де­нии Мино­са, пред­став­ля­ет­ся несколь­ко стран­ной. Зевс, пре­вра­тив­шись в быка, похи­тил фини­кий­скую царев­ну Евро­пу, кото­рую затем умчал на Крит. Пло­дом люб­ви Зев­са и Евро­пы и стал Минос. В мифе ясно замет­но его негре­че­ское про­ис­хож­де­ние: живот­ной ипо­ста­сью Зев­са у гре­ков был орёл. Далее крит­ские мифы повест­ву­ют о стран­ной люб­ви, кото­рой жена Мино­са, дочь бога Гелиоса Паси­фая, вос­пы­ла­ла к пре­крас­но­му быку, выслан­но­му из моря по прось­бе Мино­са, желав­ше­го таким (не менее стран­ным) спо­со­бом дока­зать свои пра­ва стать царём Кри­та", - пишет В. Г. Борухович в своей монографии "Зевс Минойский". И далее:

"Этот миф нель­зя не поста­вить в связь с теми памят­ни­ка­ми миной­ской куль­ту­ры, кото­рые были откры­ты Эван­сом в Кнос­се. Здесь преж­де все­го обра­ща­ют на себя вни­ма­ние фрес­ки Кнос­ско­го двор­ца, изо­бра­жаю­щие игры моло­дых деву­шек с беше­но мча­щим­ся быком. В миной­ских куль­то­вых местах посто­ян­но встре­ча­ет­ся свя­щен­ный сим­вол — «рога посвя­ще­ния»  (сти­ли­зо­ван­ные рога быка). Две пары таких рогов откры­ты в неболь­шом свя­ти­ли­ще в юго-запад­ной части Кнос­ско­го двор­ца. Меж­ду рога­ми най­де­ны отвер­стия, куда встав­ля­лись двой­ные топо­ры, «лаб­ри­сы». <...> Как отме­ча­ет Кен­шер­пер, двой­ной топор и рога посвя­ще­ния явля­ют­ся наи­бо­лее извест­ны­ми, но, по мет­ко­му заме­ча­нию Мари­на­то­са, наи­ме­нее понят­ны­ми сим­во­ла­ми миной­ской рели­гии. Необык­но­вен­ная рас­про­стра­нён­ность этих сим­во­лов гово­рит о все­об­щем харак­те­ре это­го куль­та на Кри­те. В этом куль­те свя­щен­ное живот­ное — миной­ский бык — дол­жен был играть глав­ную роль".

Фреска.(действо с быком) Крит, Кносс.

"Стран­ный на наш взгляд миф о люб­ви Паси­фаи, жены Мино­са, к быку явля­ет­ся, вне вся­ко­го сомне­ния, гре­че­ским осмыс­ле­ни­ем миной­ско­го обряда, в кото­ром справ­лял­ся «свя­щен­ный брак» жены крит­ско­го царя-жре­ца с быком (живот­ной ипо­ста­сью вер­хов­но­го миной­ско­го боже­ства, «Миной­ско­го Зев­са»). <...> Афи­ны, сохра­нив­шие уна­сле­до­ван­ные от пеласгов (древ­не­го насе­ле­ния Атти­ки — Her. VIII. 4) свя­зи с миной­ски­ми куль­та­ми, соблюда­ли доволь­но дол­го ана­ло­гич­ный обряд. Ари­сто­тель в «Афин­ской поли­тии» (III. 5) сооб­ща­ет, что жена афин­ско­го архон­та-царя (что осо­бен­но важ­но!) всту­па­ла в риту­аль­ный брак с Дио­ни­сом в Буко­лии (хра­ме Дио­ни­са, назва­ние кото­ро­го про­из­веде­но от сло­ва «бык», и сам Дио­нис чтил­ся ино­гда в обра­зе быка)".

Этот «свя­щен­ный брак» жены царя с богом прекрасно подтверждает то, о чём мы недавно писали: власть в архаических обществах передавалась по женщине, власть регламентировалась женщиной, но женщина никогда не утверждалась властителем институционно. То есть, вождь или царь лишь в том случае считался легитимным правителем, если он "приобщался" божественной благодати через женщину, которая находится в мистической связи с божеством. По сути, и наша современная политическая система является поздней "отрыжкой" данного концепта; только вместо женщины-пифии или пророчицы у нас теперь выступает народ в своей женской ипостаси Родины-Матери; правитель лишь тогда считается легитимным, если народ - коллективная "баба" - на выборах или референдумах выскажет своё "одобрямс".

"В крит­ских мифах Зевс в обра­зе быка, Минос — царь Кри­та и сын его Мино­тавр высту­па­ют в нераз­рыв­ном един­стве. Поэто­му Бете при­шёл к вполне логич­но­му выво­ду, что тер­мин «Минос» явля­ет­ся боже­ст­вен­ным титу­лом крит­ских царей вооб­ще, «вар­вар­ским име­нем боже­ства неко­е­го негре­че­ско­го наро­да». Инте­рес­но сопо­ста­вить этот вывод Бете с титу­ла­ту­рой фара­о­на Егип­та. Фара­он посто­ян­но назы­вал­ся «мощ­ный телец». На таб­лет­ке Нар­ме­ра еги­пет­ский царь изо­бра­жён в виде быка, рога­ми раз­ру­шаю­ще­го вра­же­скую кре­пость".

Здесь, с одной стороны, подтверждается наше мнение о том, что царя Миноса, как исторического персонажа, никогда не существовало. Что же касается "критских царей", я здесь уподоблюсь Фоме неверующему: пока не покажут гробницы критских царей и царские дворцы на Крите, я не поверю в критских царей. Пока кроме басен о Миносе мы про других "критских царей" ничего не знаем.

"Мож­но пред­по­ло­жить, что в еже­год­ный празд­ник Миной­ско­го Зев­са, бога в обра­зе быка, при­но­сил­ся в жерт­ву свя­щен­ный бык, после чего устра­и­ва­лись очи­сти­тель­ные риту­а­лы и куль­то­вые игры с быка­ми, кото­рые изо­бра­же­ны на фрес­ках Кнос­ско­го двор­ца. Мы видим здесь девуш­ку, сто­я­щую в позе адо­ра­ции, с вытя­ну­ты­ми впе­рёд рука­ми, тогда как дру­гая совер­ша­ет голо­во­кру­жи­тель­ный пры­жок через спи­ну беше­но мча­ще­го­ся быка. Нет сомне­ния, что этот же обряд был усво­ен и микен­ца­ми. На фрес­ке Тиринф­ско­го двор­ца мы видим разъ­ярён­но­го, быст­ро мча­ще­го­ся быка, несу­ще­го на сво­ей спине юно­шу, ухва­тив­ше­го пра­вой рукой быка за рога. Поим­ка свя­щен­но­го быка и куль­то­вые игры с быка­ми изо­бра­же­ны на извест­ном куб­ке из Вафио [1] (древ­ние Ами­к­лы в Лако­нии, где дол­го сохра­ня­лись следы ахей­ской куль­ту­ры)".

"Культ быка на Кри­те напо­ми­на­ет культ мед­ведя у обских остя­ков (ныне хан­тов), а так­же айнов и нивхов. Гор­ные айны, выда­вав­шие себя за потом­ков мед­ведя, живу­ще­го в горах, откарм­ли­ва­ли в тече­ние двух-трех лет свя­щен­но­го мед­ведя,  почи­тая его при этом как выс­шее боже­ство. Затем, после соот­вет­ст­ву­ю­щих обрядов, его уби­ва­ли, а мясо ели все участ­ни­ки мед­ве­жье­го празд­ни­ка. Непри­ня­тие уча­стия в тра­пе­зе было рав­но­силь­но экс­ком­му­ни­ка­ции, исклю­че­нию из общи­ны. Остав­ший­ся после тра­пезы череп мед­ведя дол­го слу­жил пред­ме­том покло­не­ния, так же как на миной­ском Кри­те череп быка."

"Отно­ся­щий­ся к Позд­не­ми­ной­ско­му II пери­о­ду трон­ный зал Кнос­ско­го двор­ца, с тща­тель­но укра­шен­ным камен­ным тро­ном, был пред­на­зна­чен, как про­ни­ца­тель­но заме­тил ещё Эванс, для рели­ги­оз­ных цере­мо­ний". Только вот интересно знать, какие это были церемонии - крито-минойские или греко-микенские? Ведь, как сообщает Википедия, "после гибели минойского Крита на остров переселяются греки-ахейцы, которые, в частности, заселяют и Кносс, перестраивая остатки минойского дворца под свои нужды. Так, в Кноссе появляется тронный зал". Если тронный зал "встроили" в кносский "дворец"-лабиринт греки-ахейцы, то, надо полагать, прежде там его не было. А если там не было тронного зала, то, значит, не было и никаких царей; легенда о Миносе появилась лишь с появлением тронного зала.

"Бас­сей­ну, позд­не­му по вре­ме­ни, пред­ше­ст­во­ва­ли более ран­ние, один из кото­рых был открыт в севе­ро-запад­ной части двор­ца. Такие же бас­сей­ны — пред­на­зна­чен­ные, оче­вид­но, для тех же целей — были откры­ты и в юго-восточ­ной части двор­ца, а так­же во двор­це в Фесте. Бас­сей­ны эти име­ют при­мер­но рав­ную вели­чи­ну, что так­же вряд ли может быть про­стой слу­чай­но­стью. Пол бас­сей­на, откры­то­го в севе­ро-запад­ной части Кнос­ско­го двор­ца, был усе­ян облом­ка­ми неболь­ших сосудов из-под мас­ла. Эти сосуды, по-види­мо­му, слу­жи­ли для цере­мо­нии ума­ще­ния, кото­рая мог­ла быть заклю­чи­тель­ной во всём ритуа­ле очи­ще­ния". - Об этом мы уже говорили, сравнивая аналогичные бассейны в Индо-Хараппской и Маргианской цивилизациях. Такие же ритуальные бассейны, но гораздо меньше размером, имелись и у древних иудеев, на подступах к Иерусалимскому храму. Всё это лишний раз подтверждает гипотезу, что кносский лабиринт был на самом деле храмом, а не царским дворцом.

синие дельфины
Синие дельфины - это, вообще говоря, не земные, а потусторонние дельфины, перевозчики душ в загробный мир.

"Миной­ские «двор­цы» в Кнос­се, Фесте, Мал­лии, Като Зак­ро одно­тип­ны, и это долж­но свиде­тель­ст­во­вать в поль­зу того, что они име­ли оди­на­ко­вое пред­на­зна­че­ние. Все они име­ют боль­шой цен­траль­ный двор (в Мал­лии — 50×22 м), пред­на­зна­чен­ный, по-види­мо­му, для свер­ше­ния глав­но­го риту­а­ла. Народ соби­рал­ся сюда на рели­ги­оз­ные празд­ни­ки, как спра­вед­ли­во пола­га­ет Пикар. <...> Миной­ские двор­цы не были при­спо­соб­ле­ны для посто­ян­но­го про­жи­ва­ния в них боль­ших масс людей, несмот­ря на их огром­ные раз­ме­ры. Ско­рее все­го, они были адми­ни­ст­ра­тив­но-куль­то­вы­ми цен­тра­ми. Огром­ные кла­до­вые Кнос­ско­го двор­ца с ёмко­стя­ми для зер­на, мас­ла и вина были рас­счи­та­ны не толь­ко (а может быть, и не столь­ко) на посто­ян­ных оби­та­те­лей, сколь­ко на мно­го­чис­лен­ных «гостей», соби­рав­ших­ся со все­го рай­о­на". - Как мы недавно узнали, и в трипольских протогородах люди не жили постоянно, но собирались туда со всей округи для проведения каких-то ритуалов и праздненств. И это говорит о духовном родстве минойской и трипольской культур.

"Культ Миной­ско­го Зев­са, бога в обра­зе быка, ока­зал­ся свя­зан­ным и с заупо­кой­ным куль­том миной­цев. В Толо­се A в Арха­нах, перед запе­ча­тан­ной две­рью в гроб­ни­цу, был най­ден череп быка — свя­щен­ный миной­ский сим­вол. Гроб­ни­ца в Мес­са­ре сохра­ни­ла нам харак­тер­ную вазу в фор­ме быка, у рогов кото­ро­го при­ле­пи­лась неболь­шая чело­ве­че­ская фигур­ка «акро­ба­та»  (как пишет Н. А. Сидо­ро­ва). Ско­рее все­го, одна­ко, это сим­вол души умер­ше­го". - Вполне даже логично. В таком случае, минойские игры с быком следует рассматривать в инициатическом ключе: актобатический прыжок через голову быка есть своего рода "смерть прежде смерти". Кто умрёт прежде прихода смерти, тот не умрёт, когда придёт смерть. Примерно такое выражение имеется у мистиков всех времён и народов [2].

-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Посередине стоят два быка, которые, повернув друг ко другу головы, как бы ведут между собой диалог. Справа от них изображён третий бык с опущенной головой, отделённый от основной сцены деревом. В другой части композиции мы видим фигуру человека, который держит веревку, привязанную к ноге четвёртого быка. Животное показывает свое недовольство мычанием и напряжённым движением головы.

Кубок из Вафио. Прорисовка

[2] «Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать», написанную на стене архондарика. Архонда́рик или фонда́рик (греч. αρχονταρικόν, от άρχοντας — аристократ, знатный человек) — приёмная комната для гостей в православном монастыре, также гостиница для паломников, где ведутся духовные беседы с ними. Источник.

Tags: Зевс, Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • О шафране.

    Посмотрим, что пишет о шафране автор блога Old Europe culture. Я тоже интересуюсь этой травкой. У меня есть знакомая молодая женщина, которая ездит…

  • О символике души у древних критян.

    Очень интересная запись у автора блога " Очень Древняя Греция ". Называется " Птицы-души древних критян". " Редко кто из…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Расписные яйца из Кносса.

    " Это фреска минойского дворца в Кноссе на Крите, датируемая ок. 1700-1525 / 1500 до н.э. На ней изображены две чукарские куропатки во время…

  • Женственный Камарес.

    В ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.) имелся своеобразный стиль росписи керамических изделий,…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Элизий крито-минойской культуры.

    В подтверждение того, что никакого реального царя Миноса на Крите не существовало и до вторжения греков-ахейцев у критян не было ни царей, ни…

  • К вопросу об общественном строе минойского Крита.

    Проф. Зубов рассказывает о том, как на острове Крит, "на левом берегу Геропотамос, в долине Мессары, были раскрыты многочисленные…

  • О жертвоприношениях на Крите.

    Проф. Зубов говорит "о специфической критской форме соединения человека и бога. Это то, что называется в истории религии Крита «игры с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments