Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Быки и "венеры": что между ними общего?



Что общего между быками и бизонами пещерной живописи верхнего палеолита и вырезанными из камня и кости статуэтками "венер"?

венеры

Это, прежде всего, "телесность", "мясистость". И у бизонов, и у "венер" - мясистые "телеса". Ноги у бизонов и "венер" - неестественно маленькие, по сравнению с крупным телом. Руки у "венер" - едва намечены. Головы бизонов как бы "утопают" в крупном теле, шеи вообще не видно; и то же можно сказать о "венерах". Вообще, и бизоны, и "венеры" имеют округлые, шаровидные формы. Особенно вот эти "креветкообразные" бычки из пещеры Альтамира.

Древние рисунки в пещере Альтамира
Ножки - маленькие, поджатые, а тело - массивное, огромное.

В общем, гипертрофированная телесность в обоих случаях.

Да, и с головой явно что-то не то, особенно у "венер". У многих из них голова как бы сходит "на нет", повторяя нижние конечности. Та, что слева на картинке, являет собой прекрасный образец подобных скульптур. Голова - это ведь тоже своего рода "конечность", и она минимизируется точно так же, как руки или ноги.

К тому же, на голове у "венер" нет глаз. И изображения быков-бизонов тоже частенько без глаз.

Бык Альтамира

Бизон палеолит пещера Альтамира

А. Голан в своей монографии "Миф и сивол" пишет:

"Если считать, что женские изображения эпохи палеолита представляют не женщину-мать и не колдунью, обеспечивающую успех для охотников, а сверхъестественное всесильное существо, станет понятным, почему она почти всегда изображалась без лица: её взгляда боялись. Обнаруженные в неолитических святилищах Малой Азии головы быков тоже не имеют глаз; наверное, потому, что, поскольку этот идол представлял грозное божество, его взгляда страшились.

Женский демон славянских сказок Баба Яга “не видит”. В греческой мифологии Ламиа – женское чудовище, пожирающее детей; Ламиа считалась безвредной, если была лишена глаз, в чём можно видеть реликт палеолитических представлений, выражавшихся в изготовлении женских статуэток без лица. В античное время на Ближнем Востоке богиня нередко представлялась имеющей повязку на глазах; в греческой мифологии Горгоны – женоподобные чудовища, взор которых умерщвляет всё живое. В мифах североамериканских индейцев фигурирует некое существо с повязкой на глазах, причём если повязка удалялась, то человек, на которого падал его взгляд, тут же умирал; в другом индейском мифе женщина испепеляла мужа своим взглядом. Откуда такое сходство мифов, если они не имеют общее происхождение? Поверье о том, что взгляд сверхъестественного существа может убить человека, имеет глобальный характер, следовательно, оно зародилось очень и очень давно, если посредством устной передачи от соседа к соседу обошло весь мир.

Древние ближневосточные богини часто изображались в виде женской фигуры, голова которой закрыта покрывалом. Женщины закрывали лицо в ритуалах, связывавшихся с образом Великой богини. Например, лицо невесты закрывали вуалью или головной убор наряда невесты имел спереди бахрому (аналог дождя), закрывавшую лоб и глаза. В России фатой из полупрозрачной ткани закрывала своё лицо невеста, а также замужняя женщина вне дома. В Сардинии до сих пор сохраняется обычай, по которому женщины на похоронах закрывают платком лицо, а вдовы должны носить в знак траура вуаль всю жизнь. У адыгов был обряд, при котором назначенная девушка, приносившая в селение новый огонь, должна была при этом носить чадру. Есть данные о том, что в древности на Ближнем Востоке женщины закрывали лицо, помимо религиозных ритуалов, и в повседневном быту: так, в библейском рассказе о похождениях Авраама говорится, что Сара получила от Авимелаха, в числе прочих подарков, “покрывало для очей”. Можно не сомневаться в том, что от этих древних обычаев происходит мусульманское требование, по которому лицо женщины должно быть закрыто.

Женские статуэтки палеолита зачастую не имеют головы, если же есть голова, то без лица, а если есть лицо, то без рта. В период расцвета верхнего палеолита женские статуэтки исчезают: люди стали бояться не только глаз или рта, но и вообще образа свирепой богини. Это не значит, однако, что прекратилось поклонение ей. Как показала Э. Абрамова, в мадленский период выходят из употребления не вообще женские изображения, а их натурные представления, которые сменяются условной трактовкой, схематизацией, зачастую доходящей до неузнаваемости. Хотя в неолите изображения богини появились снова, тем не менее в некоторых частях евразийской ойкумены сохранялось табу на её изображение. Например, на Алтае, где обычным было изготовление идолов, никогда не делали идола “хозяйки горы”, которая, судя по её словесным описаниям, представлялась голой женщиной с большими грудями (т. е. так, как её изображали 15-30 тысяч лет тому назад). Римляне, которые в обилии изготовляли статуи своих богов, воздерживались от того, чтобы делать статую Весты.

Есть и другие факты, свидетельствующие о том, что через тысячелетия проходило мнение о нежелательности изображения божества. Не отсюда ли запрет на изображения божества в иудаизме и исламе? Не в этом ли корни иконоборчества в Византии?
"

Я бы сюда ещё добавил образ Вия, нарисованный Гоголем, и своеобразную "вуаль", которую шаман/шаманка одевает на лицо перед камланием. Очевидно, мир, в котором мы живём, и потусторонний мир, мир духов, относятся друг к другу примерно так же, как материя и антиматерия. При их соприкосновении происходит аннигиляция. Наверно, именно поэтому до сих пор сохранился обычай завешивать зеркала в комнате, где лежит покойник. Зеркала, как и глаза, это своего рода "туннели", бездонные колодцы, в которые можно "провалиться" и попасть в потусторонний мир; точно так же, тем же путём, и существа с того света "вываливаются" в наш мир.


Tags: бык, венеры, палеолит
Subscribe

Posts from This Сommunity “венеры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments