Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Полезный обычай.

Родовой обычай, по которому ближайший по родству мужчина (обычно – младший брат) обязан был жениться на вдове старшего брата, сохранялся у чукчей вплоть до середины XX века. Выдающийся исследователь Сибири академик Г. Миллер первым из отечественных учёных описал левират и попытался разобраться в причинах столь длительного сохранения «странного для цивилизованных европейцев» обычая. В "Описании сибирских народов" Миллер пишет, что даже при жизни супруга женщина могла вступить в интимные отношения с его братьями и другими родственниками. Это не считалось преступлением. Скорее – шалостью, за которой не следовало сурового наказания вроде изгнания из общины или перевода в статус рабыни (как за связь с русским у якутов, например). При бездетности пары сожительство женщины с двумя или даже тремя братьями и вовсе приветствовалось, ведь это повышало шансы на зачатие ребенка и продолжение родовой линии. В этом смысле левират сближался с индусской нийогой – обычаю, по которому потомство бездетному мужчине обеспечивал его брат или даже посторонний человек. При этом рождённый ребенок (желательно – мальчик) автоматически считался потомком того, кто страдал мужским бесплодием.

чукчи

Шотландский этнограф Мак-Леннан считал, что левират – прямое следствие норм экзогамии, когда одна женщина считалась потенциальной женой для всех мужчин одного рода. Левират обязывал брата умершего мужчины воспитывать его детей как своих, поэтому ребенок не покидал племя и фактически рос в полноценной семье биологического отца. Сироты легко и быстро адаптировались к кровным братьям и сестрам, которые могли быть у «нового папы» от прежнего брака или рождались в новом. Чукотские дети одного рода имели общего предка, что служило одной из основ для формирования национального самосознания.

Понятно, что гибель мужчины на охоте, из-за болезней или полученных травм была не редкостью. Оставшаяся с детьми вдова нуждалась в защите и пропитании, а обычай левирата давал женщине гарантии и отличную возможность. Ей не приходилось тратить время на поиски нового мужа. Фактически сразу она автоматически получала защиту и опеку хорошо известного мужчины – родного или двоюродного брата погибшего мужа, реже – его племянника. В статье «Великая Отечественная война и народы Дальнего Востока» этнограф В. Тураев пишет, что сохранявшийся после войны обычай левирата помог малочисленным коренным народам выжить и предотвратить угрозу исчезновения.


Источник
Tags: левират, чукчи
Subscribe

Posts from This Сommunity “чукчи” Tag

  • Палеолитические "венеры" - «хозяйки очага»?

    С. А. Токарев в статье "К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита" говорит, что наибольшей известностью у советских…

  • Женщина в чукотском шаманизме.

    Исследователь народов Северо-Восточной Азии В. Г. Богораз, более чем кто-либо сведущий в вопросах чукотского шаманизма, отмечал, что «в…

  • Из традиционной культуры чукчей.

    Тема женского проходит через всё пространство культуры чукчей, связывая тонкими нитями различные её элементы. Согласно мировоззрению чукчей,…

  • Оленеводы и мухоморы.

    Об особом месте мухомора в жизни чукчей стало известно лишь во второй половине 20 века, когда на Чукотке археологи обнаружили наскальные рисунки,…

  • Первобытная община как "товарищество по жене".

    "Известно, что у чукчей в XIX - начале XX в. были распространены следующие формы брака: групповой (обменный) брак, многожёнство, левират,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments