Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Оленеводы и мухоморы.

Об особом месте мухомора в жизни чукчей стало известно лишь во второй половине 20 века, когда на Чукотке археологи обнаружили наскальные рисунки, изображающие странных существ, имеющих маленькое тщедушное тельце и большую овальную шляпу на голове.

петроглифы 1

петроглифы 2

Исследования показали, что найденные наскальные рисунки имеют разный возраст: некоторым чуть менее тысячи лет, а некоторые почти "свежие". А раз чукчи рисуют людей-грибов много столетий, значит, это для народа имеет какое-то очень важное значение.

В 2005 году на Чукотку, а точнее на Кайкуульский обрыв реки Пегтымель, отправилась научная экспедиция. Именно в этом месте издревле у чукчей была единственная переправа на другой берег, имеющая брод, по которому легко переходили стада оленей. Чукчи ставили свои яранги неподалёку от этой переправы и жили здесь по много месяцев, иногда от скуки занимаясь художествами. Поэтому, по мнению учёных, возле Кайкуульского обрыва и было найдено очень большое количество наскальных рисунков. На многих были изображены олени.

олени

Чукчи охотно контактируют с пришельцами, когда речь идёт о повседневных и обыденных делах, но как только члены экспедиции стали спрашивать о мухоморах, то чукчи замкнулись и отказались отвечать, сказав лишь, что это атрибут их духовной жизни. С большим трудом всё-же удалось узнать, что для чукчей нарисованные люди-мухоморы даже более значимы, чем обычные люди, поскольку они могут общаться с умершими. Каждый народ нашей планеты чтит умерших, многие ходят на кладбище и поминают ушедших, сидя у их могил. Но у чукчей нет могил, да и похоронный ритуал у них происходит по-особому. Изредка умерших кладут в расщелину скал и заваливают камнями, но в основном тела кладут в тундре и оставляют на растерзание диких зверей и птиц. И никогда не идёт речь о том, чтобы приходить на место захоронения. У чукчей это не принято, взамен они навещают умерших в загробной стране предков. Это, согласно древним легендам, огромная равнина, скованная льдом из слёз умерших. Попасть туда непросто, для этого нужно просить помощи у человека-мухомора. Для этого чукча должен съесть нужное число мухоморов. Затем он должен лечь, дождаться начала действия психотропных веществ, и только тогда к нему явится человек-мухомор и отведёт в страну предков. Там "омухоморенного" чукчу уже ждут умершие родственники, готовые рассказать ему все новости о своей загробной жизни и поведать о несчастьях, которые приготовили живущим на Земле злые духи (Источник).

"Придя к человеку, духи-мухоморы забирают его и водят по другим мирам, показывают страну, где живут мёртвые. В чукотской сказке «Ложная добровольная смерть» говорится, что сведения о мире мёртвых люди узнают от вернувшихся с того света «мухомороедов» [Богораз 1900: 54–55]. Но «путешествовать» с духами-мухоморами не безопасно. Их дороги многочисленны и очень извилисты, в них можно заблудиться и не найти путь домой, навсегда оставшись в «мёртвом племени» [Богораз 1939: 5]. Но тот, кто возвращается, может потом вспоминать и рассказывать другим о своих удивительных переживаниях и ярких видениях. Так, дед Наталько охотно делился своим давним опытом принятия мухоморов во время праздника. Он вспоминал, как ему пришлось пройти по множеству мухоморных дорог, через разные круги покойников, в том числе «светившихся», которые стояли так плотно друг к другу, что едва можно было протиснуться между ними. Наталько рисковал никогда не вернуться оттуда, и только когда ему сказали, какую песню нужно петь, он смог найти путь домой [Головнев 2000а]. В этой связи можно вспомнить ительменскую сказку «Челкутх и девушки-мухоморы» [Сказки 1974: 558–560]. В ней повествуется о том, как весёлые девушки-мухоморы увлекают героя сказки и уводят с собой.

девушка-мухоморка

В их мире он забывает о жене и детях.

девушка-мухоморка 2

Наступает зима, а с ней и голодное время. Тогда Челкутх возвращается к жене, а увлекшие его мухоморы засыхают в лесу.

грустная мухоморка с детьми

Любопытно, что среди пегтымельских петроглифов есть парные изображения антропоморфных мухоморов и держащих их за руку обычных людей. «Не исключено, что перед нами подлинные, дошедшие из глубины веков картины, рисующие увод мухоморами живых людей» в другие миры [Диков 1971: 26]" (Источник).

Надо тут ещё про оленей написать, - ведь не зря же чукчи рисовали их рядом с людьми-мухоморами.

Как и у большинства диких травоядных животных, у северных оленей очень крепкая пищеварительная система, которая позволяет им есть всякие неприятные растения и грибы и не травиться. Многие галлюциногенные грибы ядовиты для человека [1], но не токсичны для оленей. Шаманы заметили это, когда наблюдали, как олени ищут ядовитые грибы, едят их, а затем ведут себя странным образом, "трипуют" по тайге, иногда надолго отбиваясь от стада. Первобытные шаманы начали собирать мочу оленей и пить её. Метаболит мухомора - иботеновая кислота - преобразуется организмом в психоактивный мусцимол. Однако 80% иботеновой кислоты экскретируется почками в неизменном виде. Прочие - высокотоксичные и опасные метаболиты гриба - выводятся из организма медленнее. Таким образом, моча после употребления мухомора обладает его галлюциногенными свойствами, но гораздо безопаснее самих грибов.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Этот гриб содержит не только вещества галлюциногенной природы, такие как мусцимол, иботеновая кислота, но и более десяти других ядовитых веществ. Наиболее сильными токсинами являются мускарин и мускаридин, действующие на вегетативную нервную систему и, соответственно, вызывающие тошноту, рвоту, боли в животе, слезотечение, одышку, обильное пото- и слюноотделение, изменение размеров зрачков (их расширение). При более тяжёлых формах отравления появляются понос, судороги, общая слабость, нарушение сердечного ритма, что может привести к летальному исходу.



Tags: ИСС, олень, чукчи, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “чукчи” Tag

  • Женщина в чукотском шаманизме.

    Исследователь народов Северо-Восточной Азии В. Г. Богораз, более чем кто-либо сведущий в вопросах чукотского шаманизма, отмечал, что «в…

  • Из традиционной культуры чукчей.

    Тема женского проходит через всё пространство культуры чукчей, связывая тонкими нитями различные её элементы. Согласно мировоззрению чукчей,…

  • Полезный обычай.

    Родовой обычай, по которому ближайший по родству мужчина (обычно – младший брат) обязан был жениться на вдове старшего брата, сохранялся у…

  • Первобытная община как "товарищество по жене".

    "Известно, что у чукчей в XIX - начале XX в. были распространены следующие формы брака: групповой (обменный) брак, многожёнство, левират,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment