Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Оленеводы и мухоморы.

Об особом месте мухомора в жизни чукчей стало известно лишь во второй половине 20 века, когда на Чукотке археологи обнаружили наскальные рисунки, изображающие странных существ, имеющих маленькое тщедушное тельце и большую овальную шляпу на голове.

петроглифы 1

петроглифы 2

Исследования показали, что найденные наскальные рисунки имеют разный возраст: некоторым чуть менее тысячи лет, а некоторые почти "свежие". А раз чукчи рисуют людей-грибов много столетий, значит, это для народа имеет какое-то очень важное значение.

В 2005 году на Чукотку, а точнее на Кайкуульский обрыв реки Пегтымель, отправилась научная экспедиция. Именно в этом месте издревле у чукчей была единственная переправа на другой берег, имеющая брод, по которому легко переходили стада оленей. Чукчи ставили свои яранги неподалёку от этой переправы и жили здесь по много месяцев, иногда от скуки занимаясь художествами. Поэтому, по мнению учёных, возле Кайкуульского обрыва и было найдено очень большое количество наскальных рисунков. На многих были изображены олени.

олени

Чукчи охотно контактируют с пришельцами, когда речь идёт о повседневных и обыденных делах, но как только члены экспедиции стали спрашивать о мухоморах, то чукчи замкнулись и отказались отвечать, сказав лишь, что это атрибут их духовной жизни. С большим трудом всё-же удалось узнать, что для чукчей нарисованные люди-мухоморы даже более значимы, чем обычные люди, поскольку они могут общаться с умершими. Каждый народ нашей планеты чтит умерших, многие ходят на кладбище и поминают ушедших, сидя у их могил. Но у чукчей нет могил, да и похоронный ритуал у них происходит по-особому. Изредка умерших кладут в расщелину скал и заваливают камнями, но в основном тела кладут в тундре и оставляют на растерзание диких зверей и птиц. И никогда не идёт речь о том, чтобы приходить на место захоронения. У чукчей это не принято, взамен они навещают умерших в загробной стране предков. Это, согласно древним легендам, огромная равнина, скованная льдом из слёз умерших. Попасть туда непросто, для этого нужно просить помощи у человека-мухомора. Для этого чукча должен съесть нужное число мухоморов. Затем он должен лечь, дождаться начала действия психотропных веществ, и только тогда к нему явится человек-мухомор и отведёт в страну предков. Там "омухоморенного" чукчу уже ждут умершие родственники, готовые рассказать ему все новости о своей загробной жизни и поведать о несчастьях, которые приготовили живущим на Земле злые духи (Источник).

"Придя к человеку, духи-мухоморы забирают его и водят по другим мирам, показывают страну, где живут мёртвые. В чукотской сказке «Ложная добровольная смерть» говорится, что сведения о мире мёртвых люди узнают от вернувшихся с того света «мухомороедов» [Богораз 1900: 54–55]. Но «путешествовать» с духами-мухоморами не безопасно. Их дороги многочисленны и очень извилисты, в них можно заблудиться и не найти путь домой, навсегда оставшись в «мёртвом племени» [Богораз 1939: 5]. Но тот, кто возвращается, может потом вспоминать и рассказывать другим о своих удивительных переживаниях и ярких видениях. Так, дед Наталько охотно делился своим давним опытом принятия мухоморов во время праздника. Он вспоминал, как ему пришлось пройти по множеству мухоморных дорог, через разные круги покойников, в том числе «светившихся», которые стояли так плотно друг к другу, что едва можно было протиснуться между ними. Наталько рисковал никогда не вернуться оттуда, и только когда ему сказали, какую песню нужно петь, он смог найти путь домой [Головнев 2000а]. В этой связи можно вспомнить ительменскую сказку «Челкутх и девушки-мухоморы» [Сказки 1974: 558–560]. В ней повествуется о том, как весёлые девушки-мухоморы увлекают героя сказки и уводят с собой.

девушка-мухоморка

В их мире он забывает о жене и детях.

девушка-мухоморка 2

Наступает зима, а с ней и голодное время. Тогда Челкутх возвращается к жене, а увлекшие его мухоморы засыхают в лесу.

грустная мухоморка с детьми

Любопытно, что среди пегтымельских петроглифов есть парные изображения антропоморфных мухоморов и держащих их за руку обычных людей. «Не исключено, что перед нами подлинные, дошедшие из глубины веков картины, рисующие увод мухоморами живых людей» в другие миры [Диков 1971: 26]" (Источник).

Надо тут ещё про оленей написать, - ведь не зря же чукчи рисовали их рядом с людьми-мухоморами.

Как и у большинства диких травоядных животных, у северных оленей очень крепкая пищеварительная система, которая позволяет им есть всякие неприятные растения и грибы и не травиться. Многие галлюциногенные грибы ядовиты для человека [1], но не токсичны для оленей. Шаманы заметили это, когда наблюдали, как олени ищут ядовитые грибы, едят их, а затем ведут себя странным образом, "трипуют" по тайге, иногда надолго отбиваясь от стада. Первобытные шаманы начали собирать мочу оленей и пить её. Метаболит мухомора - иботеновая кислота - преобразуется организмом в психоактивный мусцимол. Однако 80% иботеновой кислоты экскретируется почками в неизменном виде. Прочие - высокотоксичные и опасные метаболиты гриба - выводятся из организма медленнее. Таким образом, моча после употребления мухомора обладает его галлюциногенными свойствами, но гораздо безопаснее самих грибов.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Этот гриб содержит не только вещества галлюциногенной природы, такие как мусцимол, иботеновая кислота, но и более десяти других ядовитых веществ. Наиболее сильными токсинами являются мускарин и мускаридин, действующие на вегетативную нервную систему и, соответственно, вызывающие тошноту, рвоту, боли в животе, слезотечение, одышку, обильное пото- и слюноотделение, изменение размеров зрачков (их расширение). При более тяжёлых формах отравления появляются понос, судороги, общая слабость, нарушение сердечного ритма, что может привести к летальному исходу.



Tags: ИСС, олень, чукчи, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “чукчи” Tag

  • Палеолитические "венеры" - «хозяйки очага»?

    С. А. Токарев в статье "К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита" говорит, что наибольшей известностью у советских…

  • Женщина в чукотском шаманизме.

    Исследователь народов Северо-Восточной Азии В. Г. Богораз, более чем кто-либо сведущий в вопросах чукотского шаманизма, отмечал, что «в…

  • Из традиционной культуры чукчей.

    Тема женского проходит через всё пространство культуры чукчей, связывая тонкими нитями различные её элементы. Согласно мировоззрению чукчей,…

  • Полезный обычай.

    Родовой обычай, по которому ближайший по родству мужчина (обычно – младший брат) обязан был жениться на вдове старшего брата, сохранялся у…

  • Первобытная община как "товарищество по жене".

    "Известно, что у чукчей в XIX - начале XX в. были распространены следующие формы брака: групповой (обменный) брак, многожёнство, левират,…

  • «Мягкие люди» чукотского шаманизма.

    Духи, как и люди, бывают мужского пола и женского. В средневековой европейской терминологии духи мужского пола называются инкубами (лат. incubus,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment