Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Об антиномичности мифических "деяний".

natalija_khaf в Персефона говорит о том, что, по её мнению, миф о Персефоне - это миф об отделении Женственности от Великой Матери, о важном процессе сепарации дочери от матери: "через  встречу Персефоны с Анимусом (Аидом) - оформляется отрыв дочери от матери, у которой теперь своя женская жизнь. Персефона возвращается на время в царство жизни уже как иная в отношениях с матерью, хотя до конца так и не оторвавшаяся от неё".

Я бы сказал так, что сепарация-отрыв дочери от матери может быть предварительным условием для самореализации и самоактуализации. Появление личности у человека сродни цветению полевых трав, то есть это высший "пик" жизненного цикла, это самое ценное приобретение в жизни. Но его может и не быть, если дочь находится под неусыпной опекой своей матери. (Для матери её дочь и в 20 лет, и в 30 лет - "ребёнок".)

И вот здесь очень интересна двойственная роль Аида. С одной стороны, он, безусловно, злодей, похищает у мамы Деметры её любимую дочку Кору. Однако, с другой стороны, он осуществляет тот самый отрыв, благодаря которому Кора обретает самосознание и самодовлеющее бытие.


Похищение Персефоны

В этом смысле, Аид сильно напоминает Иуду.

По учению гностиков - офитов, Иуда - высший среди Двенадцати, самый посвящённый из апостолов. Иуда, единственный из апостолов, угадал тайную цель Иисуса. Чтобы Христос мог умереть и воскреснуть, Иуда должен предать Христа. Божественный Агнец должен быть заклан на алтаре рукою жреца, и рука эта должна быть чиста и тверда. "Один из вас предаст Меня" - это не упрёк, а вопрос: кто из вас примет на себя бремя заклания? И каждый из апостолов робко спрашивает: "Не я ли, Господи?" Тогда Христос обмакивает хлеб в соль, даёт Иуде и говорит: "Что делаешь - делай скорее".


поцелуй иуды
«Поцелуй Иуды», барельеф Бременского собора
Источник изображения.


То есть Иуда своим "предательством" способствует самореализации Иисуса Христа в качестве Спасителя.

Можно ещё вспомнить древнеегипетский миф о том, как Сет приготовил для Осириса саркофаг и запечатал его в этом саркофаге, думая, что навеки покончил с ним. Однако на самом деле всё, что ни делал Сет, в конечном итоге обернулось спасением для египтян: именно таким образом Осирис и Исида продемонстрировали верующим, как надлежит соблюдать все погребальные обряды, дабы иметь надежду на жизнь вечную. И египтяне стали хоронить всех умерших "по образу и подобию" Осириса, и даже всех умерших называли "осирисами" или "исидами" (в древнеегиптском языке эти имена имеют сходное звучание).


Вот так зло в мифе в конечном итоге играет на руку добру [1].

Фауст

Что же, спросит кто-нибудь, не стать ли нам нам насильниками и "чикатилами", чтобы в конечном итоге оказаться благодетелями?

Увы, но зло совершает благо лишь sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности. Если смотреть на человечество как на единое целое "взглядом Бога", как бы из космоса, тогда - да, в конечном итоге злодейство оказывается наглядным "уроком" и служит воспитанию и наущению множества лиц. Это примерно как у Н. М. Карамзина: ""Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть то же, что вселять любовь к добродетели".

А вообще, как сказал А. Ф. Лосев, "миф есть чудо", и чудесность более всего выражается в его парадоксальности и антиномичности. Как Достоевский говорил о любви, которая тоже есть миф: "Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей."

------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Юмористический пример, в качестве наглядной иллюстрации. Говорят, однажды к Сократу обратился один из его учеников с вопросом - жениться ему или не жениться. "Женись, несмотря ни на что", - ответил Сократ. - "Если попадётся хорошая жена, станешь счастливым, а если плохая — станешь философом".

Tags: Персефона, мифология
Subscribe

Posts from This Сommunity “мифология” Tag

  • Лебединные девы

    Уолтер Крейн - «Лебединые Девы» / Walter Crane - «The Swan Maidens» Идея превращения в лебедя представлена в фольклоре…

  • Мифологема коровы как родительницы мира.

    Доктор филологических наук Н. А. Криничная в своей статье " Водяная корова в севернорусской мифологии" анализирует мифологические рассказы…

  • Аполлон, бог дорийцев.

    Как известно, Аполлон был "предводителем" дорийцев в их походах. Характер этого дорийского бога вполне раскрывается в его отношениях с…

  • "Тёмная" история.

    М. Л. Серяков в своей монографии " Богини славянского мира" ( М. : Вече, 2014. С. 71) приводит поверье крестьян белорусского Полесья:…

  • О Гее - всематери.

    Гомер в гимне к богине земли Гее гласит: " Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной, Древней, всему, что живёт, пропитанье обильно дающей.…

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Матриархальный путь становления Героя.

    Я долго уже размышляю о "хтоническом" быкоголовом супруге Великой Матери, и вот вчера, в очередной раз, коснулся этой темы, упомянув…

  • Слёзы матери.

    Женой Гелиоса (отождествляемого с Аполлоном) и матерью Фаэтона была океанида Климена. После трагической гибели своего сына она горько и безутешно…

  • О цивилизаторской роли женщины.

    В Библии имеется загадочная запись: "В то время (т. е. до всемирного потопа) были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments