Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Новый взгляд на амазонок.

Сильвия Федеричи в своём исследовании "Калибан и ведьма" касается темы зарождения капиталистических отношений в Англии, которые, как известно, начались с "Великого грабежа", то есть "прихватизации" земли через "огораживания".

Она пишет: "В XVI веке «огораживание» было техническим термином, означающим совокупность стратегий английских лордов и богатых фермеров, используемых для ликвидации общей земельной собственности и расширения своих владений [24].. Огораживание также включало установку заборов на общинных землях и снос лачуг бедных крестьян, которые не имели земли, но выживали за счёт доступа к обычным правам [25]. Также большие участки земли были огорожены для создания оленьих парков, в то время как целые деревни были разрушены, чтобы освободить место для пастбищ.

Совместное использование сельскохозяйственных угодий имело много преимуществ. Оно защищало крестьян от неурожая благодаря различным полосам на поле, к которым семья имела доступ; это также позволяло иметь гибкий график работ (поскольку каждая полоса требовала внимания в разное время); и оно поощряло демократический образ жизни, построенный на самоуправлении и самообеспечении, поскольку все решения — когда сеять или собирать урожай, когда осушать болота, сколько животных пасти на общих угодьях — принимались крестьянским собранием.

Те же соображения применимы и к общинам. Пренебрежительно описанные в литературе XVI века как источник лени и беспорядка, общины были необходимы для воспроизводства многих мелких фермеров или бедных крестьян, которые выживали только потому, что имели доступ к лугам, на которых можно было пасти коров, или к лесу, в котором можно было собирать хворост, лесные ягоды и травы, или к карьерам, прудам и местам собраний. Помимо поощрения коллективного принятия решений и сотрудничества, общины являлись материальной основой, фундаментом для крестьянской солидарности и социальности. Все праздники, игры и собрания крестьянской общины проводились на общинных землях [29].

Рисунок2

Социальная функция общин имела особенно важное значение для женщин, которые, имея меньше прав собственности на землю и меньше социальной власти, были более зависимы от общин в том, что касалось средств к существованию, автономии и социальности. Перефразируя утверждение Алисы Кларк о важности рынков для женщин в докапиталистической Европе, мы можем сказать, что общины тоже были для женщин центром общественной жизни, местом, где они собирались, обменивались новостями, советовались, и где могла формироваться независимая от мужчин, женская точка зрения на события в общине (Clark 1968:51).

Эта сеть коллективных отношений, которые Р. Г. Тоуни назвал «примитивным коммунизмом» феодальной деревни, рухнула, когда была отменена система открытых полей и общинные земли были огорожены (Tawney 1967). В особо неблагоприятном положении оказались пожилые женщины, лишившись поддержки своих детей, покидавших деревню ради заработка в городе, они вынуждены были перебиваться с хлеба на квас или выживали за счёт одалживаний, мелких краж и задержки платежей. В результате, крестьянство было расколото не только углублением экономического неравенства, но и сочетанием обиды и ненависти, которые зафиксированы в записях об охоте на ведьм и показывают, что споры, связанные с просьбами о помощи, с животными, заходящими на чужую территорию, или с задержкой арендной платы, были подоплёкой многих обвинений.

Бунты против огораживаний часто превращались в массовые восстания. Наиболее известным было Восстание Роберта Кета, названное в честь своего лидера, которое произошло в Норфолке в 1549 году. На пике восстания насчитывалось 16000 повстанцев, имелась артиллерия, и была разгромлена правительственная армия числом в 12000 человек, и даже захвачен Норидж, в то время второй по величине город в Англии.

Борьба против огораживаний, однако, продолжалась в течение всего периода правления Якова I с заметным ростом участия женщин. В период правления Якова I женщины принимали участие примерно в десяти процентах бунтов против огораживаний. Некоторые из этих бунтов были целиком женскими. Например, в 1607 году тридцать семь женщин во главе с «Капитаном Дороти» напали на шахтёров-угольщиков, работавших там, где по утверждению женщин были деревенские общины в Торп Мур (Йоркшир). Сорок женщин вышли, чтобы «уничтожить заборы и изгороди» в Уоддингеме (Линкольншир) в 1608 году; а в 1609 году, в усадьбе Данчерч (Уорикшир) «пятнадцать женщин, в том числе жены, вдовы, девицы, незамужние дочери и служанки собрались ночью, чтобы выкопать изгороди и сровнять рвы» (там же: 97). Опять же, в Йорке в мае 1624 года женщины уничтожили изгороди и отправились за это в тюрьму (Fraser 1984: 225 — 26). Затем, в 1641 году на огороженный торфяник в Бакдене, ворвалась толпа, состоявшая преимущественно из женщин, которым помогали мальчики (там же). И это всего несколько примеров противостояния, в котором женщины, вооружённые вилами и косами, сопротивлялись ограждению земли или осушению болот, когда их существование было поставлено под угрозу.

Женщины больше всех пострадали от утраты земли и распада сельской общины. Одна из причин заключалась в том, что женщинам было гораздо труднее стать бродягами или странствующими рабочими, поскольку кочевой образ жизни подвергал их угрозе мужского насилия. Кроме того, женщины были менее мобильны из-за беременностей и заботы о детях, это обстоятельство совершенно упускают из виду исследователи, которые считают побег из рабства (через миграцию и
другие формы кочевничества) образцовой формой борьбы. Также женщины не могли стать солдатами-наёмниками, хотя некоторые присоединились к армии как поварихи, прачки, проститутки и жёны [38]; но к XVII веку эта возможность тоже исчезла, поскольку армии теперь были строго дисциплинированы, и толпы женщин, которые обычно следовали за ними, были изгнаны с поля боя (Kriedte 1983:55)".

Что здесь необходимо отметить? При переходе от феодализма к капитализму слом традиционных общинных отношений больно ударил по "слабому" полу, и многие женщины вступили в ряды Сопротивления.

Здесь мы можем провести историческую аналогию. При переходе от матриархата к патриархату слом традиционных отношений был даже более грандиозным, чем при переходе от феодализма к капитализму, и там тоже в первую очередь пострадали женщины. У нас нет никаких достоверных известий о женском Сопротивлении в ту переломную эпоху, но мы можем предполагать его наличие чисто по аналогии. И тогда мифы про амазонок обретают новый смысл: амазонки - это женщины, выступившие за сохранение традиционных матриархальных устоев, это воины Традиции.

Этот взгляд на амазонок я уже здесь высказывал, так что он не такой уж и "новый"; но я его высказывал как чисто интуитивную догадку, а теперь он подкреплён, - если и не фактами, то хотя бы исторической аналогией.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
[24] В первую очередь, «огораживание» означает «обнесение участка земли изгородями, канавами или другими преградами для свободного прохода людей и животных, изгородь служит знаком исключительного права собственности и владения землёй. Таким образом, с помощью огораживаний коллективное землепользование, которое, как правило, сопровождалось некоторой долей коммунальной собственности на землю, было упразднено и заменено частной собственностью и раздельными владениями» (G. Slater 1968:1-2).

[25] В «Изобретении капитализма» (2000) Майкл Перельман подчеркнул важность «обычных прав» (например, права на охоту) отмечая, что часто они имели жизненно важное значение, отделяя выживание от полного лишения средств к существованию (pp. 38ff.).

[29] Общинные земли были местом, где проводились народные гуляния и другие коллективные мероприятия, такие как спортивные состязания, игры и собрания. Когда они были огорожены, социальность, характерная для сельской общины, была серьёзно подорвана. Среди традиций, которые отошли в прошлое, было «Rogationtideperambulation», ежегодное шествие среди полей для благословления будущего урожая, которое стало невозможным из-за установки изгородей (Underdown 1985:81).

Tags: амазонки, община
Subscribe

Posts from This Сommunity “амазонки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment