Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Гендерный аспект отношений римлян с этрусками и греками.

"Интересно положение Дугина в книге «Латинский Логос» из цикла «Ноомахия» - этруски для Рима есть то, чем были доэллинские автохтоны для дорически-ахейских завоевателей (греков). Светлый аполлонический Логос, как и жёсткий вертикальный патриархат римлян, был противопоставлен Эволой мистическому миропониманию этрусков. Римская ясная система ритуалов, регулирующая отношения между людьми и богами, противопоставлена «демоническому началу», ужасам подземного мира, который обитателей Рима интересовал мало. Культ земли, гипохтонической матери-прародительницы, возможно, объясняет несомненно более уважительное отношение к женщине у этрусков (как сказал бы Бахофен, а по Энгельсу – наоборот, оставшееся с древнейших времён уважение является посылкой к сохранению культов и верований о женском божестве земли). Проявлялось это в том, например, что материнское имя шло перед отцовским, а порой детям давалось только материнское имя, что соответствует особенностям материнского права, das Mutterrecht, описанного Бахофеном <...> Хотелось бы ещё заострить внимание на том факте, что известная степень уважения и влияния, какая была у римских матрон, чьё положение отличалось от полного бесправия, скажем, афинянок, есть следствие поглощения этрусских взглядов римской культурой." (Источник).

Текст перекликается с записью Наталии Хафизовой (natalija_khaf) в Европа: между мужским и женским (и в шутку, и всерьез):

Греция и Римская Империя.

Греция при всей патриархальности социальных устоев явила миру идеал мудрой окультуренной женственности; может, неспроста Афины, названные в честь одной из богинь, стали главным городом, ассоциирующемся с Древней Грецией (ведь Греции как единого государства не существовало, было множество городов-государств); не об этом ли идеале говорят, например, культ прорицательниц (Пифия, Диотима), или особое положение гетер, или признание значимости муз для существования культуры.

Греческая философия классического периода бытовала в поле женских категорий, ценностей, жизненных стратегий, что, как мне кажется, вполне было выражением женскости самой Греции. Так, высшая ценность, которая воспевалась, - Красота. С иным не столько боролись, сколько - осваивали (от Пифагора до Александра Македонского, чьи завоевательные походы не столько утверждали греческую культуру как самую ценную, сколько - расширяли границы для обогащения самой греческой культуры новыми вливаниями). И, конечно, же Истина, её понимание, её существование в греческом языке в качестве нечто ускользающего, но подлинного: она требует не доказательства, а переживания (см. об этом:
К. Свасьян "Становление европейской науки", стр. 64-65, 126, 131).

Рим, Римская империя - общество  с ярко выраженным мужским началом, культом мужественности, в котором  соперничеством и самоутверждением пронизан весь дух культуры (на место греческим поэзии и театру пришли гладиаторские бои).


Римский воин с головой варвара в зубах на Колонне Траяна.

Философия Рима выраженно этизирована, ибо самоутверждение жаждет свободы и высокой цели, оно взыскивает не столько Красоту, сколько - этические ценности сами по себе. Бесконечное расширение своих границ, утверждение, даже агрессивное навязывание, своей культуры в отношениях с иным, или же возведение чётких культурных границ - всё это очень по-мужски. Устройство латинского языка, повлиявшего на поиск общезначимой, доказанной в качестве таковой и обязательно выраженной вербально Истины, - ещё одно свидетельство маскулинности Рима (здесь также уместно обратиться к сочному тексту Карена Свасьяна о Риме).

* * * * * * * * * *
Отношения между Римом и Грецией, начавшиеся с любования и очарованности в отношении Греции, продолжившиеся священным браком между ними (недаром колыбель Европейской цивилизации - мир греко-римской культуры), перешли в длительный бракоразводный процесс и закончились разводом. И видится мне, что виной этому был сам Рим. Трезвление от очарованности при неспособности упорядочить, и оттого кажущееся безмерно хаотичным, женское начало начинает восприниматься как зло.

Безудержное восхваление мужественности обернулось низведением в себе женственности, неприятие же её в себе не могло не отразиться на отношении к женственности, персонифицированной в лице Греции. Тертуллиан выиграл историческую битву у Оригена. Католицизм с его целибатом для всех служителей церкви, с его имперским духом, с разведением тела и души по разные стороны баррикад - всё это борьба с женским началом в себе и во вне. Распад империи на Западную и Восточную, а затем и их духовное обособление (католицизм и православие) - вот итог дисгармоничных отношений между мужским и женским началами.

С этого развода и разрыва начиналась длительная история вытравливания женского начала идейно ли, инквизицией ли (сколько "ведьм" было сожжено, и не сосчитать!) из социальной жизни, из мужчины,
что, по мнению Роберта Джонсона, нашло своё отражение в легенде о Тристане и Изольде (см.: Р. Джонсон Мы), и, в конце концов, из самой женщины (первые феминистки). Мужчина победил, чем тут же и проиграл. Остальные пары в европейской истории  сыграют роль в сохранении и преобразовании женского начала, чем позволили избежать катастрофы и краха (что, кстати, не на шутку угрожает цивилизации США, подхватившей эстафету Рима не только в самоназваниях, но и в реальной политике).

---------------------------------------------------------------------------

Подводя итог, скажем, что до-эллинские автохтоны (пеласги) оказались в культурном отношении "кормящей матерью" (Alma Mater) для греков. А греки, в свою очередь, стали "кормящей матерью" для римлян. Но римляне, на самом деле, две сиськи сосали: одну - греческую, другую - этрусскую.

Tags: Греция, Дугин, гендерное, историософия, римляне, этруски
Subscribe

Posts from This Сommunity “римляне” Tag

  • О наследовании власти в древнем Риме.

    Л. Е. Руднева и А. Л. Панищев в статье " ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА ЦАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЛЕГЕНДЫ О ТРОЕ" пишут:…

  • Патриархат как строй нежизнеспособен.

    Семь томов "Истории упадка и разрушения Римской империи" Эдварда Гиббона, 1947 год. Хорошая картинка для показа тем, которые постоянно…

  • Всенощное бдение.

    Говорят, в период Римской республики, в течение нескольких дней после родов трое мужчин каждую ночь охраняли дом, ударяя в дверной проём…

  • О культе Исиды и Сераписа.

    Серапис - синкретическое греко-египетское божество. В Египте издревле существовал культ Аписа, священного быка, который назывался «быком…

  • О странностях древнеримского календаря.

    "Древний римский календарь начинался со дня весеннего равноденствия (или с новой или полной луны после равноденствия) в марте месяце.…

  • По календарю Цезаря.

    "Первоначальный римский календарь был, видимо, лунным [ 1]. Каждый месяц начинался с появления лунного серпа, о чём младший жрец сообщал…

  • Дура лекс.

    Патриархат тоже умеет защищаться. Согласно патриархальным законам древнего Рима, сын, ударивший отца, приговаривался к смерти, ибо считалось, что…

  • "Трофейная" богиня.

    Когда римляне осаждали чужой город, они совершали ритуальные моления и обращались к его божеству-покровителю, прося его перейти на их сторону и…

  • Не "цари", а деревенские "кулаки".

    "Традиция, зафиксированная Ливием, утверждает, что Рим в 753 г. до н. э. основал Ромул, потомок троянского Энея, сам — сын богини…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments