Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О Мокоши.

Григорий Базлов в своей монографии "Мокош" утверждает, что это вовсе не богиня, а - бог.

Приводя нижеследующее изображение,

mosika_901_00001

которое считается изображением богини, он говорит, что "широкополая одежда с раструбом внизу – это совсем не обязательно женское платье. На вышивке (да и на фотографиях) так же, почти как платье, выглядит кафтан – мужская одежда".

Крестьянин

Да, но автор совершенно упускает из виду, что к настоящему времени накоплены сотни, если не тысячи, артефактов, собранных археологами по всему миру, где чётко и недвусмысленно изображена богиня с поднятыми руками.

богиня

Magna Mater

Оранта

Археологический музей Ираклиона, Крит

Да и богиня, кормящая двух животных справа и слева от неё, тоже всем знакомый и легко угадываемый образ.

Астарта

Так что можно быть уверенным, что на каргопольской вышивке вверху изображана именно женщина, а не мужчина. Архетип - он и в Каргополье архетип. Архетипы коллективного бессознательного не имеют ни пространственных, ни временнЫх границ.

Далее автор высказывает вполне дельные мысли, и я приведу здесь целый пассаж о Матери-Земле.

"Действительно, - говорит Г. Базлов, - в славянской мифологии сохранились отчётливые следы неких женских божеств, функции которых неясны. Но наиболее заметным остаётся след почитания некоего женского божества, связанного с плодородием. Однако, опираясь на весь массив фольклорных текстов, можно увидеть, что оно везде называется Мать-Земля. И этим именем – Земля, – это существо очень даже сближено с Ветхозаветными преданиями о сотворении человека. Человек был сотворён из земли, это наша материальная (МАТериальная) часть, можно сказать, «таблица Менделеева», что вовсе и не противоречит современным представлениям науки о человеке. Мы же не только из души состоим, но и из тела. Бог же вдохнул в это материальное творение свой дух. Это именно то – Непостижимое, что и является человеческой душою и духом. В этом смысле нет особенных противоречий между христианскими представлениями о сотворении человека и реальным славянским язычеством. Бог – людям Отец, Земля – людям Мать.
Многими чертами Мать-Сыра Земля схожа с эллинской богиней Геей, которая также считалась прародительницей всего существующего на планете. Греческая богиня Гея – земля, также считалась супругой Урана – неба. Греки верили, что от этой четы произошли другие боги. Иногда даже – что все боги".

А затем автор высказывает свою концепцию, согласно которой Мокуш – это летающий змей, а не славянская богиня.

"Во время учёбы в Тверском государственном университете, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., и потом в течение 10-ти лет работы преподавателем этнологии мы ежегодно системно проводили этнографические экспедиции по сёлам и деревням Тверской области для сбора этнографических материалов. Там мы коллекционировали предания о летающем огненном ỳже, огневом змее. И вот, – от людей, уверявших нас, что видели его живьём, (!) – мы узнали, что они называют его Мокуш, Мокаш. Показательно, что именно так зовут летающего дракона и литовцы - smakas. Smakas, в переводе на русский значит - "дракон, змей". Впервые это название встретилось в Молоковском районе Тверской области. Потом подтвердилось ещё несколько раз. Потом оно попалось в словаре Даля".

М. М. Веленцова в своей статье "Поверья о змеях и змееподобных демонах в словацкой традиции" пишет: "Практически по всей территории Словакии было распространено убеждение, что в каждом доме есть своя «домовая» змея (domaci had, hospodar, s(arY gazda, s(ary dedo), белая, как молоко. Постоянное присутствие домовой змеи в доме (а также практическая польза от неё - уничтожение мышей и лягушек) способствовали отождествлению ее с хранительницей дома и семьи. Видимо,общая идея обеспечения богатства и благополучия дома конкретизировалась в идее о реальном приносе змеи ­ подобным помощником - зерна, молока, денег; следующим этапом было рассуждение об источнике этих приносимых благ и утверждение в мысли, что они украдены у других (в духе народного понимания того , что ничто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда). При однозначно отрицательной оценке кражи как способа обогащения домовой дух неминуемо должен был превратиться в демона, чёрта. На другом полюсе подобных размышлений - магия получения такого демона-обогатителя, целенаправленного «выведения», «вынашивания» его при соблюдении целого ряда условий.

Архаические славянские имена демона-обогатителя указывают на его змеиную природу: словац. zmok, zmak, cmoch, чеш. zmek, gen. ст.-чеш. zemka, морав. smok, cmok, tmok, zmok, пол. smok, cmok, cmuk, бел. cmok, болг. smok, рус. smok 'змея'; из славянского - и лит. smakas 'дракон' (Machek 2010: 717).

Это гетероморфное существо, чаще всего имеющее вид мокрого чёрного цыпленка (народно-этимологическое сближение zmok со словом zmoknuty 'мокрый'). Его присутствие в доме было гарантией процветания. Хозяину он носил деньги, зерно и другие богатства, выполнял любое желание хозяина. Получить его мог человек, который носил под левой подмышкой 7 (9, 13, 40 дней, 6 месяцев) первое (или по­следнее) яйцо от черной курицы (черного или 7-летнего петуха), при этом ему запрещалось спать, разговаривать, ходить в костел, молиться и умываться, пока цыпленок не выведется. Некоторые считали, что это было воплощение самого черта, которому хозяин должен был кровью подписать договор, что его душа после смерти попадёт в ад.

Zmok и zmak - черный мокрый цыпленок, который много ест и таскает много денег. Пока он сам от работы не надорвется и не лопнет, избавиться от него невозможно. Иногда появляется в виде огнен­ной цепи, спускается в дом через трубу и приносит деньги (Dobsinsky 1880: 117).

Словацкий змок в виде цыпленка-обогатителя практически не имеет змеиных признаков, кроме имени. Его змеиная природа раскрывается через ипостась змея-любовника - хоть этот персонаж в целом для словацкой традиции не характерен.

В нарративах из Восточной Словакии о змоке рассказывали , что днем он сушился за печью, а ночью превращался в существо противоположного пола по отношению к своему хозяину, который должен был с ним спать (села долины Горнада, окр. Попрад, в.­ словац. - Michalek 1989: 283).

В Западной Словакии дух-обогатетель rarasek, или zmok, посещал сельских ведьм в виде огненной цепи (iiariva ret'az), шара (ohniva gul'a) или огненного змея (ohnivy had), он влетал в трубу для сексуального общения с ними и носил деньги; ведьмы должны были во всем его слушаться, потому что он давал им сверхъестественную силу (обл. Белых Карпат, з.-словац. -  Buzekova 2009: 38).

В Средней Словакии верили, что змок может превратиться в мужчину или в женщину; если превратится в женщину, с ним должен спать мужчина, а если в мужчину - то женщина (Шумьяц, окр. Брезно, ср.-словац. - АТ UEt, С. 168). Змок, приносящий богатство, мог выглядеть как огненная цепь, как курица и как черт. Рассказывали, что он летал к одной женщине и мучил ее, отчего она очень похудела; спас ее муж, поймавший демона и закрывший его в бочке (Ладзаны, окр. Зволен, ср.-словац. - АТ UEt, С.803)".

Как видим, этот смок или змок - существо из народной демонологии, причём, судя по всему, довольно позднего происхождения. Но интересна здесь связь zmok со словом zmoknuty 'мокрый'. Как я уже здесь писал, в имени Мокошь мне подозревается мокрая лягушка.

Григорий Базлов, однако, считает, что на нашего «мокоша» более всего похож птерозавр Sharovipteryx (Шаровиптерикс), ранняя планирующая рептилия.

Рисунок1

И далее Г. Базлов пишет: "В нашем распоряжении есть свидетельство времён царя – Петра первого. Вот что писал Николай Щегольников в своей книге «Исторические сведения о городе Арзамасе», изданной в 1911 году, ссылаясь на архивные материалы:

«Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опалённый, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…». Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым.

(…) В длину сей монструз от пасти до конца (хвоста) спалённого в десять аршин и пять вершков (примерно 7,5 метра), и зубья в пасти той яко у щуки, но более того и кривые, а спереди ещё более в два вершка (почти 9 сантиметров), а крылья яко у нетопыря (летучей мыши) кожаные, и одно крыло от хребта змиева длиной аж в девять аршин и десять вершков (почти 7 метров), а хвост зело длинен уж в четыре аршина и пять вершков (3 метра), а лапы голые с когтями яко у орла и более, и лапы на крыльях четырехперстные с когтями ж, а глаза блёклы, но весьма свирепы
».

Перед нами подробное описание реликтового животного, которое было удальцами заспиртовано, законсервировано в водку, но по какой-то причине не доехало до музея. Жаль", - сокрушается Базлов.

Да, уж... Вот и с Алёшенькой из Кыштыма та же история случилась: везли его, да не довезли...

Птерозавры - это, конечно, полная чепуха. Гораздо интереснее описания «огненного змея» в виде огненного шара. Мой отец рассказывал, что однажды за ним такой шар летел. "Случается, – пылающий шар и змею объединяют в одно целое: «Змей летал, как огненный шар» (Бежецкий р-н, д. Поречье). Весьма частой чертой «огненного змея» является корона, венец или гребень: «с красным гребнем, как петун» (Сандовский р-н, д. Макаровское)." И вот, пожалуй, самое интересное: "Повсеместно сообщают, что «мокоши» часто охраняли посевы." Пылающие шары над посевами... Ничего это не напоминает?



"Обозначение последней горсти колосьев « Велесу на бородку » известно только русским; у западных и южных славян его нет. У югославов сохранилось выражение «божья борода», но имя бога уже забыто. Пучок колосьев оставляли на поле, предварительно завязав его узлом. Обращает на себя внимание и то, что узлы, петли, извивы, зигзаги, «вилюшки» – это устойчивый семиотический атрибут змеиного царства".

Вот ещё одно интересное свидетельство от автора: "Есть и некоторые зловещие предания, касающиеся Мокуша. Рассказывают, что он умеет оборачиваться в кого угодно и, пользуясь этой своей способностью, навещает вдов или девок в образе их умерших любимых. Иногда уверяют, что связь эта не доводит до добра, потому что избранница летающего змея начинает сохнуть и от такой любви однажды неизменно умирает. Однако тут не все так просто. В ранних пластах русской мифологии мы находим прямо противоположное, – что от связи летающего змея с человеческой женщиной прежде родились богатыри. Мать же их оставалась живой и здоровой. Так появились на свет, например, такие известные былинные герои, как Вольга и Тугарин Змеевич. Оба они унаследовали от отцов способность к оборотничеству и умели летать. Массу подобных легенд помнят на Балканах".

Ну да, и про Александра Македонского, в своё время, рассказывали, будто он был зачат от змея. Сохранились свидетельства, что змеи спали в кровати его матери Олимпиады. Говорят, её муж однажды увидел её спящую со змеёй и эта картина внушила ему такое отвращение, что он с тех пор больше никогда не ложился в постель своей жены.

И в заключение автор пишет: "Хотя теперь нам и стало известно, как выглядит Мокош, что он напоминает «скотьего бога» Велеса, но о самом этом персонаже, как о славянском языческом божестве, мы не знаем почти ничего. Подытоживая, скажем, что мокош, мокошь – это название легендарного змеиного народа. Мокош, с маленькой буквы – это отдельный представитель змеиного народа – отдельный дракон. Мокош, написанный с большой буквы – это царь мокоши по имени Велес. Он не является «матерью богов», и хотя вероятно, что в мифах были мокоши и женского пола, но у царя мокоши – Велеса, пол мужской.

Велес и Мокош, как мы полагаем, это один и тот же персонаж. Мы считаем, что Мокош и Велес – это разные имена одного и того же славянского бога. То есть, Велес – дракон. Культ Велеса был чрезвычайно распространён, а позиция этого бога была необычайно велика и значима в славянской религии. Его не могло не быть в Пантеоне!

«Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь, И принесли им жертвы, называя их богами,…».

Для современников было очевидно, что Мокош и Велес – одно и то же. Летописец Нестор не стал нужным пояснять, что это одно существо, – не было необходимости, всем было понятно.

Имя «Волос», по нашему мнению, обозначает – «подобный волосу, нити, верёвке», то есть – вытянутый, волосообразный. Похожим образом произошло и слово «уж», от древнерусского - «гуж», что значит - «верёвка» или «змея». Так же, из-за внешнего сходства с волосом, длинным и змеевидным, по нашему мнению, появилось имя крылатого змея, дракона – бога Волоса-Велеса. Вероятно, что у его двойника – сказочного подземного повелителя Вия, имя образовано так же. От «вить», «извиваться»."
Tags: Мокошь, змеи
Subscribe

Posts from This Сommunity “Мокошь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments