Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Китайский матриархат.

Автор - Владимир Южаков

Китай во многом является антиподом остальному миру. Рост акций здесь обозначается красным цветом, а падение — зелёным. Северо-восток называется востоко-севером. В домах часто отсутствует 14-й этаж, а не 13-й (хотя иногда и 13-й тоже — для надежности). Но это все внешние, поверхностные проявления.

Главные, фундаментальные отличия китайского общества и культуры менее очевидны. Но именно они определяют вектор развития страны. Одно из таких отличий — положение женщин в социальной иерархии. В Китае, как нигде в мире, женщины занимают равноценное по сравнению с мужчинами положение. Страна, которая, возможно, в течение ближайшего десятилетия станет самой большой экономикой мира, движима женщинами.

В некоторых провинциях это приобретает гипертрофированные, с точки зрения большинства жителей Западного полушария, формы. В восточно-южной части страны процветает матриархат. Экстремальный пример — Шанхай. Женщины здесь зачастую доминируют в бизнесе, полностью контролируют дела и бюджет семьи. Роль мужчины выразительно описывается термином «мадасао», что означает «покупать, чистить, готовить». Но это крайность. По мере удаления от Шанхая плотность мадасао уменьшается.

Равноправие проявляется в первую очередь в экономической сфере. По официальной статистике, в Китае работает 67% женщин против 57% в России, 60% в Северной Америке и менее 30% в Индии. Но наблюдения показывают, что отрыв Китая ещё значительней. Неработающая женщина в Китае — это социальная аномалия, осуждаемая обществом. А в США ведение домохозяйства — уважаемая обществом профессия, и там ситуация, когда женщины посвящают уходу за домом все свое время, является абсолютно рядовой.



В Китае домашнее хозяйство стараются вывести на аутсорсинг. Им, как правило, занимаются «а-и» — помощницы по дому. В Гонконге это привело к тому, что почти всю работу по дому выполняют приезжие с Филиппин или из Малайзии. Те, кто бывал в Гонконге в выходные, могли видеть уникальное явление — массовое сидение «а-и». В воскресенье всем им по закону полагается обязательный выходной, и более 100 000 филиппинок и малаек собираются вместе и буквально оккупируют улицы города. Это единственный день на неделе, когда жительницы Гонконга вынуждены заниматься домашними делами.

Равноправие в Китае идёт дальше простого равенства количества работающих женщин и мужчин. Это ещё и качественное равенство. В Японии большинство женщин тоже работает, но они очень быстро достигают карьерного потолка. Женщины плохо вписываются в традиционно мужскую корпоративную культуру Японии: в числе 225 самых высокооплачиваемых руководителей страны только одна женщина. И то американка, большую часть времени проводящая в Нью-Йорке.

В Китае карьерные перспективы женщин находятся на качественно ином уровне. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на количество китайских студенток, получающих образование в ведущих университетах мира. Более чем в 90% китайских компаний в высшем руководстве есть женщины, они возглавляют почти 20% компаний.

Даже первая леди Китая, Пэн Лиюань, до недавнего времени была известна больше, чем её муж, генсекретарь КПК Cи Цзиньпин. Пэн Лиюань в последние 30 лет — одна из самых популярных певиц Китая, и лишь в последние годы муж вышел из её тени. Впрочем, до недавнего времени его карьера партийного функционера не требовала всеобщей популярности.

Гендерное равноправие вносит колоссальный вклад в развитие экономики. В социуме равных возможностей начинает в полной мере использоваться главный ресурс общества — таланты. Это особенно очевидно, если сравнить Китай со странами Ближнего Востока и Африки, где неспособность половины населения проявить себя приводит к стагнации экономики. В Китае же средняя производительность труда постоянно растёт — в том числе из-за того, что способные женщины не занимаются низкопроизводительной работой по дому, а вырабатывают более социально полезные и высокоспециализированные навыки.

Высокое социальное положение женщин вдвойне важно, поскольку в современных обществах женщины — основная движущая сила потребления. Женщины склонны к потреблению более мужчин — достаточно сравнить количество мужских и женских магазинов в любом торговом центре мира. В обществе, где у женщин появляется независимый источник дохода, это приводит к формированию мощнейшего слоя потребителей, который тянет за собой сопутствующие отрасли.

Более высокий уровень образования женщин вызывает цепную реакцию роста образованности. Матери в большинстве случаев играют решающую роль в воспитании детей. Даже небольшое улучшение их образованности через одно поколение приводит к скачку общего уровня знаний и производительности труда.

Рост влияния женщин в Китае начался недавно. Ещё во времена последних императоров династии Тинь всем девочкам с детства по традиции деформировали ступни ног, что ограничивало их перемещение пределами дома. Быстрый с исторической точки зрения переход от архаической социальной формации к гендерному равноправию не по всем направлениям идёт гладко. Возникло множество перекосов. В Китае по-прежнему считается, что девушка должна выходить замуж с повышением социального статуса. В обществе, где карьерный рост женщин и мужчин стал одинаковым, такой стереотип привёл к появлению нескольких миллионов успешных женщин, которые не могут найти себе пару.

Не может найти себе вторую половину и значительное количество мужчин, особенно из нижних социальных групп. Их положение осложнено тем, что 30 лет политики одного ребёнка сильно нарушили баланс мужчин и женщин. Большинство родителей традиционно хотели иметь сына, и на 100 девочек рождалось 120 мальчиков.

Теперь мужчин в Китае на 30 млн больше, чем женщин. Если добавить к этому миллионы успешных одиноких женщин и учесть, что продолжительность жизни женщин существенно выше, то можно предположить, что около 40 млн молодых мужчин в Китае не имеют возможности создать семью. Это создаёт напряжение в обществе, и государство ищет способы его снижения. В этом году политика одного ребёнка была фактически отменена. Но это даст эффект только через несколько десятилетий.

Учитывая невероятно быстрый темп экономической и социальной трансформации, сейчас трудно предвидеть, какой будет структура китайского общества через несколько десятилетий. Но одно очевидно: женщины будут играть в нём ключевую роль.

Статья опубликована в № 3692 газеты ВЕДОМОСТИ от 09.10.2014 под заголовком: Новый мир: Китайский матриархат
Tags: Китай, матриархат
Subscribe

  • Чаша и Клинок (19).

    Автор - Риан Айслер. Метаморфоза мифа Джордж Оруэлл в своей книге «1984» предсказывал такое время, когда «Министерство…

  • Чаша и Клинок (18).

    Автор - Риан Айслер. Главы 6, 7 ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВВЕРХ НОГАМИ «Орестея» — одно из самых известных и часто исполняемых…

  • Чаша и Клинок (17).

    Автор - Риан Айслер Дары цивилизации Существует мнение, что, какими бы кровавыми ни были события со времён Шумера и Ассирии, они служили лишь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments