Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Мундус.

Так назывался сакральный камень, который располагался в центре этрусского города, на пересечении двух главных улиц, где находился "регий", религиозно-административный комплекс зданий. Там жил "мэр" города - лукумон. Камень Мундус закрывал четырёхугольную яму-пещеру, носившую такое же название - Мундус.

Римляне в какой-то мере переняли воззрения этрусков, поэтому в римскую эпоху в центре римского города имелась квадратная яма - mundus. Данная яма-пещера считалась у римлян ходом в Подземное царство. Камень, её закрывавший, у римлян назывался "lapis manalis" - "камень Манов". В дни поднятия камня справляли траур по всем покойным, находящимся в Загорбном мире.

Может быть, таинственный синий камень, который обнаружили в центре храма Хаттусы, тоже являлся мундусом в своё время?

камень

По верованиям этрусков, в месте нахождения этого камня сходились миры, он являлся фокальной точкой между мирами и служил средоточием представлений о перемещении по вертикальной оси в "верхний" и "нижний" миры, в Небесное и Подземное царства. Мундус являлся своеобразными "воротами" (или, как сейчас модно говорить, порталом) в запредельные, потусторонние миры, где находятся души предков.

Если камень Мундус находился как бы в "междумирии", то естественно предположить, что он являлся своего рода "затычкой" на входе к какое-то подземелье. На ум приходит сравнение с запечатанным джинном в бутылке.

джинн

А. Е. Наговицын высказывает предположение, что изначально Мундусом этруски называли место сакральной связи с Загробным и Подземным миром. В дальнейшем это название перешло и на камень, закрывающий и обозначающий это место. Таким сакральным местом в глубокой древности для этрусков могли служить пещеры и расселины.

При этом нельзя не вспомнить про Дельфийский оракул, который вещал через деву-пифию, сидящую на треножнике над расселиной.

пифия

Вчера я как раз говорил про этрусских лукумонов, которым сопутствовали прорицательницы. Это является самым первейшим признаком аутентичного традиционного общества: царь, обращаясь к народу, говорит не от себя лично (мало ли что взбрендит ему в голову?!), но от духа или божества, с которым он либо сам общается, либо через посредника-медиума. Очевидно, этруски терпели над собой лишь власть того лукумона, за которым они чувствовали потусторонние силы. Постобрёхов и пустомель они не терпели. Собственно, легитимация царской власти основывалась на "причастии" царя сакральному и потустороннему. Это - то, что называется теократией. Теократия диаметрально противоположна самодержавию. Самодержавный царь говорит лишь от себя, исполняет свою волю, и он не движим никакими высшими силами. По сути, он такой же пустомеля, как какой-нибудь "Гриша" или "Миша", только в короне. Но корона не прибавляет ему мудрости.
Tags: город, камень, пещеры, пророчество, царь, этруски
Subscribe

Posts from This Сommunity “камень” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment