Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Мировой культ Девяти Дев.

Оригинал взят у mazayka_urza в Мировой культ Девяти Дев.

Собирая материал о Кайлах, я постоянно наталкивалась на отголоски культа девяти божественных дев.

Остров, на котором обитали Девять Девиц (монашек), располагался в озере Лох-Тай в Шотландии. В Шотландии же существует легенда о том, что Кайлах предводительствовала над восемью старыми женщинами (или ведьмами).


Стюарт Макхарди, писатель и исследователь, приводит ещё одну шотландскую легенду, в которой девять сестёр стали жертвой чудовищного змея, позже убитого суженным старшей из них. Место, где произошло это событие, отмечено Камнем Мартина, считающимся одним из пиктских камней. Это возле Данди в Стратмартине. Там сохранился святой источник, который до сих пор привлекает толпы паломников.


Камень Св.Мартина(?), изображающий сцену убийства змея воином, женихом одной из Девяти Дев
Ещё один источник, который называется «Источник Девяти», находится возле Финхейвене, и принадлежит собору Брехина, только кому точно он посвящён – святому Ниниану Шотландскому или Девяти Девам – не установлено.
Эта история о девяти девах мартиновского камня связана с другой, которая уводит нас на Сидлавские холмы. И связана со столицей пиктов Абернети. Девять дев Шотландских (валлийских) – это группа из девяти монахинь, которым король пиктов даровал жилище и молельню в монастыре, основанном Святым Дарлугдахой и Бригитой, в столице пиктов Абернети. Они были погребены у подножия большого дуба.
Священные Девы Бригиты, которые охраняют ей Огонь в Килдере, тоже по некоторым версиям, имеют число девять, но и называют число девятнадцать.
Фигура Святой Бригиты, которая основала монастырь в Абернети, связана с Невестой и Кайлех и священными Колодцами Молодости.
Другая Святая – Монинна из Киллевии – преподобная из Ирландии, которая основала общество из восьми девственниц и одной вдовы с ребёнком на горе Слив Гулион (одно из мест обитания Кайлах).
Девять сестёр связаны с обоими аспектами Богини-Матери – Старухой и Девой.

Джефри Монмут упоминает ещё одну группу из девяти дев – это Девять сестёр Авалона. Истории о короле Артуре были общими для всех народов Великобритании, в том числе и для племён юга Шотландии и Пиктов на севере. Для Шотландцев Авалон (по крайней мере, для народов Лотиана и Файфа) - был остров Мэй в Фёрт-оф-Форт, но для шотландцев это был Остров Дев, который был местом паломничества с дохристианских времён.

Девять сестёр Авалона – это фея Моргана и её сестры (как Кайлех, которая предводительствовала восемью ведьмами): Мороноу, Мазоу, Глитонея, Глитен, Клитон, Тироноу, Тирис, Фетида. Они считались целительницами и провидицами. Это три тройных богини в возрасте от Девы до Старухи.

Это также Девять сестёр, которые сидят вокруг Котла Вдохновения и Возрождения, согревая его дыханием, внутри пещеры, что в потустороннем мире Аннуин.

Ещё из артуровского материала – история о Передуре и Девяти Ведьмах Каер Лиу, которых он позднее уничтожает.

У Дональда Маккензи, шотландского фольклориста, можно найти замечание, что эта группа из Девяти может ассоциироваться с девятью Матерями Хеймдалля из скандинавской мифологии.


Хеймдалль и его Девять матерей, В.Г.Коллингвуд, 1908
Их имена Гиалл, Грейп, Ейстла, Иргиафа, Ульфрун, Ангейя, Имд, Атла, Ярнсакса
Согласно одной из теорий, эти Девять Дев были дочерьми морского бога Эгира и его супруги богини Ран.


Хеймдалля выносят Девять дев волн. Карл Эренберг, 1882
Эти сёстры были неразлучны; выбрав в возлюбленные одну из них, мужчина невольно оказывался возлюбленным остальных. Также, и оскорбив одну из Дев, человек навлечёт на себя гнев остальных восьми (ещё и ярость Эгира и Ран). Этим Девяти Девам приносились кровавые жертвы, которые со временем заменились каплей крови, которую роняли в чашу или океан. Их имена тоже вызывают страх – Блодугхадда (Кровавоволосая), Кольга (Холодная) и Дуфа (Скрытая), Хрённ (Водоворот) и Хефринг (Взымающаяся Волна), Бюльгья (Сокрушительница), Унн (Вал), Бара (Большая Волна), Химинглёва (Прозрачная для небесного света).

Эгир и его дочери наполняют пивом большой котел
Этих морских дев можно отыскать также в старинной ирландской сказке «Руадх, сын Ригдон», где есть намёки на жертвоприношение, и также как во многих других историях, эти Девять связаны с мужской фигурой.
Кроме того, в скандинавской традиции можно отыскать ещё несколько версий мотива о Девяти. Девятка появлялась в истории Свипдага, где Богиня Исцеления имеет девять спутниц. Ещё одна ссылка на Девять Девиц – это Девять Девиц Мюмила, связанного с великаном Имиром.
Фольклористы девятнадцатого века отмечали, что мотив Девяти Девиц зародился где-то в других местах.
Страбон ссылается на остров Иль-де-Сен возле Бретани, где проживали Девять Жриц, которых называют Gallicènes. Сами галлы называли своих Святых дев Senœ и Kenœ. Обречённые на вечное девство, они были известны своим провидением, целительством, оборотничеством и даже воскрешением. Они могли поднимать шторм на море. Ещё недавно он назывался Остров Друидесс, так что, по крайней мере, на местном уровне эти Девы острова Сен воспринимались, как Жрицы. Их костюм состоял из чёрного платья с широкими рукавами, чёрного пояса из кожи и белого колпака, усечённого сверху и завязанного под подбородком. Свои ночные обряды они совершали голыми, окрашивая тело в чёрный цвет, их волосы были взлохмачены, а в руках они держали факелы, которыми махали как фурии, чем пугали римских воинов.
Жрицы острова Сен также имеют общее с девятью спутницами смертоносного духа Корриганом, который путём изменения формы заманивает героев на смерть.
Богиня Керридвен требовала для себя девять девственниц.
В другой сказке, христианский Святой Самсон из Дола, встречает группу из девяти агрессивных женщин, которые представлены практически демонами. В этом случае видно, как христианская церковь впитывала в себя представление о Девяти Девах, превращая их как демонов (в случае со Святым Самсоном), так и в почти святых (Девять Дев Шотландских).
В Европе культу Девяти Дев могли быть посвящены некоторые из каменных (а может и деревянных) кругов.
В Корнуолле существуют целые комплексы каменных кругов, которые связаны с Девами – танцующими и весёлыми. Один из них так и называется «Девять танцующих Девиц Баскедана», правда его так называют из-за девяти камней, которые остались от 22 изначально составляющих круг. Но факт – все круги связывают с танцующими девами.


Иллюстрация Уильяма Копеланда Borlase 1872
Обряды, связанные с мегалитическими памятниками, имеют девятикратное повторение: например, нужно проползти ровно девять раз через круглое отверстие камня Мен-ан-Тол, что рядом с кругом Девять танцующих девиц Баскедана, чтобы излечить ребёнка от рахита.

Камень Мен-ан-Тол

И, говоря о танцах, можно упомянуть ещё одну интересную историю.

Роберт Грэйвс утверждает, что старейшее упоминание о Девяти Девах можно увидеть на этой фреске из Пещеры Эль-Когула в Португалии, о которой я писала. (Если честно, то мне здесь видится не 9, а 10 женщин; если присмотреться, то у повисшей в воздухе женской фигуры 2 пары ног, но это может быть и какой-то дефект фрески, потому примем за правду, что перед нами 9 женщин, тем более это очень соблазнительная теория). Очевиден ритуальный характер их танца. Так что это действительно может быть древнейшее отражение культа Девяти Дев. Девы танцуют вокруг мужской фигуры. А по мифам видно, что культ Девяти Дев тесно связан с какой-то могущественной мужской фигурой – то ли отец, то ли возлюбленный, то ли сын их.


«Девять Муз» и «Аполлон» неолитической пещерной живописи
Фольклористы, которые первыми выявили культ Девяти Дев, ссылаются на культ Девяти Муз из греческой мифологии. Произошло это в 19 веке, когда всё отсылали к греческой и римской мифологии.

Девять Муз
Но на самом деле Древняя Греция сама имела много (больше чем одну группу) групп из Девяти Дев, все из которых были в первую очередь жрицами, связанными с исцелением и пророчеством. Это и Пиэриды, и Менады. Тот же МакХарди приводит в пример слова поэта Роберта Грейвса, который отмечает, что Ликаон Пеласг, сын медведицы Калисто, имел жену Нонакрис, чьё имя можно перевести как Девятикратная Богиня. И он отсылает культ Девяти Дев к Восточной Африке.
В Восточной Африке в Кении проживает народ Кикуйю, который считает, что происходит от Девяти сестёр. Как и многие другие Девять Девиц, эти тоже связаны с горой – Килиманджаро, на которой было положено начало творения. Они, как и в Европе, связаны с могущественной мужской фигурой. Их отец, бог Нгаи, был творцом мира. Среди фиговых деревьев он нашёл женщину по имени Мумби, которая родила девять дочерей – Ванджику, Ванджиру, Ванджери, Вамбуи, Васера, Вайтера, Вайриму и Ниамбура. По традиции все девочки Кикуйю должны быть названы одним из этих имён.

Стюарт МакХарди весьма восхищался этим мифом, поскольку история Девяти сестёр народа Кикуйю выходит из места, где неподалёку были обнаружены древнейшие останки Homo sapiens. Он полагал, что это именно то место, где сама история о Девяти Девах зародилась вместе с человеком и разошлась по миру.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Позволю себе сделать пару замечаний к тексту.

1. Очевидно, что многочисленные упоминания о девах имеют под собой вполне конкретные исторические основания. Дело в том, что женские инициации, в отличие от мужских, происходят на индивидуальном уровне. Однако период уединения в разных культурах варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет. Таким образом, в "женских домах" со временем могли формироваться тайные союзы дев (тайные не потому, что о них никто не знал, - скорее наоборот, - а потому, что доступ мужчин был строго воспрещён).

2. Теперь что касается первобытных танцев дев вокруг мужской фигуры. "Могущественная мужская фигура" - это ни что иное как теофания (явление) бога.

Э. Тремер обратил внимание на ту особенность культа Диониса, что в нём сам бог является в облике своего жертвенного животного. Дионис назывался быком, изображался с бычьей головой, и на праздненствах, посвящённых этому богу, мужчины ревели по-бычьи.

А вот описание африканского ритуала, посвящённого поклонению клановому божеству, являющемуся поклонникам в облике шакала:

"Танец начался (как и большинство других) с медленного ритмичного пения. Колдун вёл это пение, и хор отвечал ему, что было очень похоже на церковную службу. Члены племени, образовав круг, пили какое-то варево, приготовленное колдуном, и, по мере того, как они поглощали напиток, ритм барабана становился всё быстрее. Неожиданно из тишины джунглей донёсся отдалённый вой шакала. Темп напева возрос, голоса поднялись до резкого крика и, перейдя в дикий вопль, похожий на вой шакала, вдруг оборвались.

Нгомбо (колдун) начал медленный танец. На голове его была укреплена морда шакала, а на плечах висели шакальи шкуры, тело было изукрашено белыми полосами, рёбра также подчёркнуты белой краской. Танец всё ускорялся, и вот нгомбо завёл песню, похожую на заклинание. Пение закончилось пронзительным криком, похожим на крик шакала; в ответ из леса раздались завывания, принадлежавшие, по-видимому, людям. Голоса выступали один за другим, и вся ночь наполнилась этими дикими воплями. Вой шакалов приближался и становился всё громче. Наконец в нём можно было отчётливо различить визг женщин и рычание мужчин. Возбуждение нарастало.

В круг вошли несколько мужчин и женщин, начавших новый танец. <...> Они рычали, бросались друг на друга и в конце перешли на четвереньки и стали, как животные, обнюхивать друг друга. Вдруг что-то тёмное влетело в их круг - сначала я подумал, что это кто-нибудь из танцоров, но потом понял, что это настоящий шакал. Он бегал среди танцующих, рыча и кидаясь на них. Всё это закончилось дикой оргией" (цит. по: Фёдоров В. Тайны вуду и шаманизма. - М., 2003, с. 45-46).

Эта "мужская фигура" посреди танцующих женщин - явившийся им дух, подобный шакалу из африканского ритуала.

Tags: инициация, кельты, мегалиты, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment