Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Трясовицы.

Славянская традиция знает духов Лихорадок (Лихоманок, Трясовиц), которые представляются в народе не только как невидимые болезни, но и как «таинственные существа в облике женщин, поселяющиеся в кого-либо и вызывающие заболевания».

трясовицы

Обычно сестёр-лихорадок семь (девять) или двенадцать. Старшая из них — самая злая. По поверьям Костромской губернии, “наибольшая” над двенадцатью лихорадками “старшая сестра” “посылает своих сестёр в мир — людей знобить, грешное тело мучить, белые кости крушить”.

Жители Калужской губернии рассказывали, что лихорадок двенадцать сестёр, отвратительных дев. “Самую старшую сестру их воображают прикованною двенадцатью цепями к железному стулу, которая, как царица или повелительница, держит в правой руке символ смерти — косу. <...> Если лютейшая из сестёр, как говорят крестьяне, сорвётся с чапей (цепей) и поселится в ком-нибудь, то одержимый недугом отчаивается в выздоровлении и ожидает смерти”. Лихорадок три или девять сестёр; они крылаты, но заключены “в челюстях земли” (Перм.); лихоманок-тёток — двенадцать, двенадцатая (нутреная) самая опасная (Том.).

Поверья русских крестьян XlX века о девах-лихорадках сходны с аналогичными поверьями в в Северной Индии, Непале, Бангладеше и Пакистане, где распространён культ богини Шиталы. Шитала — доарийская Богиня. Позднее Она стала отождествляться с Гаури, Парвати и Дургой. В некоторых деревнях до сих пор имеются Её архаичные изображения. Шитала чаще всего описывается как прекрасная молодая девушка. Она красного цвета либо одета во всё красное. Ездовым животным Шиталы является осёл. Она объезжает на нём деревни, после чего там начинается эпидемия оспы. У Неё две (либо четыре) руки, в которых она держит кувшин, наполненный водой из Ганги, и метлу.

Шитала

Шитала ненавидит грязь. Как исцеляющая от болезни, Она приходит только в те дома, где чисто и убрано. Метлою она выметает остатки мусора, а водой из Ганги омывает больного человека. Шитала воплощает в себе как саму болезнь, так и исцеление от неё. В момент заражения Шитала входит в человека и становится с ним одним целым, наполняя его собой, т.е. болезнью. На начальной стадии болезни человек испытывает сильный озноб — это значит, что Шитала уже вошла в него. Через некоторое время начинается сильная лихорадка — это значит, что Шитала соединилась в теле человека со своим возлюбленным Джварасурой [1].

Как лихо тут всё закручено! А ведь и действительно, "окно" в потусторонний мир приоткрывается тогда, когда человек тяжело болен. Именно во время болезни у него может открыться духовное зрение и он может увидеть то, что никогда не видел. Далее предоставим слово Ф. Достоевскому: «Привидения – это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что, когда умрёт совсем человек, то прямо и перейдёт в другой мир».

Значит, Шитала одновременно несёт добро и зло: зло - для тела и добро - для души. В этой парадоксальной амбивалентности угадывается архаический образ Великой Богини. Здесь, как и при родах, смерть гуляет рука об руку с новой жизнью, и как оно в конечном итоге обернётся - никто не знает. Остаётся лишь молиться, молиться и ещё раз молиться...

У древнеримского писателя Валерия Максима, жившего в первой половине I в. н.э., в собранных им «Достопамятных деяниях и изречениях» читаем: «Они [предки] почитали богов, чтобы снискать их благосклонность, а вот культ богини Лихорадки установили для того, чтобы уменьшить её вредоносное воздействие, и воздвигали ей храмы, один из которых до сих пор сохранился на Палатине, другой — перед усыпальницей Мария, а третий — в возвышенной части Длинной улицы».

Древнеримскую Богиню, о которой пишет Валерий Максим, звали Фéбрис. Согласно верованиям древних римлян, Фебрис не только олицетворяла Собой лихорадку, но и предотвращала её. Фебрис почиталась в трёх храмах в Древнем Риме: самый старый из них находился между Палатинским холмом и Велабрумом, как утверждают Валерий Максим и Цицерон, второй — на Эсквилинском холму, последний — в Викусе Лонгусе. В храмах больные принимали лекарства и обращались к Богине со следующими словами: Febris diva, Febris sancta, Febris magna.

Очевидно, для больного - чисто субъективно - Febris magna есть Magna Mater. Всё упование на неё одну. Юпитер тут и все другие боги "идут лесом", они не спасут.

Вот такая она, наша жисть человеческая... Мы ныне не менее подвержены разного рода хворям, чем первобытные люди. Потому что склонны к чрезмерности и злоупотреблениям во всём. И тогда являются к нам трясовицы и тормошат нас, дабы привести нас в чувство меры.

(Использован материал из паблика Пандориум)
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Имя Шитала буквально означает «холод, прохлада, охлаждение, озноб». Шива из Своего пота создал мальчика Джварасуру (демона лихорадки, жара) и дал его Шитале в спутники.
Tags: Индия, Мать Земля, болезни, римляне, русские
Subscribe

Posts from This Сommunity “русские” Tag

  • Три грации.

    Этот снимок сделал немецкий фотограф Асмус Реммер, служивший во время Второй мировой в вермахте. Калужская область, зима 1942-1943 гг.

  • Матушка Расея.

    Крестьянки с граблями. А мужик - без граблей. Девушки Нижегородской губернии. Конец 1870-х. Жители Нижегородской губернии. Конец 1870-х.…

  • Женская половина дома (2).

    "Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет. Может быть оформлен в…

  • Женская половина дома.

    Ба́бий кут ( бабий у́гол, печно́й угол, куть, середа, теплюшка, чулан, солныш, шолнуша, шомыша, кухня) — пространство избы (хаты) между устьем…

  • Русские "стоики".

    loreley10 в своей записи Внимание, работает Естественный Отбор! приводит сравнительное количество самоубийств с комментарием:…

  • Русский Диксиленд*.

    Василий Максимов "Всё в былом". *) D ixieland букв. "страна дикси" - разговорное название южных штатов в США.

  • Святая Русь.

    Русские паломники на Святой земле. Как видно, Святая Русь была женского пола.

  • Деревенский "матриархат".

    Янус Скабичевский пишет: "Деревню можно назвать застойником матриархата. Так как мужики заняты трудом на колхоз или ещё какую хрень. А…

  • "Симфония" матриархата и патриархата в Новгородской республике.

    Я уже касался этой темы в ”Материнский” Новгород и “отцовская” Москва. На этот раз - более основательно. С.А. Маленко в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments