Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

И снова про Машу и медведя.

В продолжение записи Маша и медведь.

В русской волшебно-сказочной традиции чрезвычайно распространены тексты, повествующие о похищении женщины. Похищенная героиня становится женой различных зооморфных существ. По словам Т. В. Краюшкиной, «эти сказочные формы брака следует считать самыми ранними, потому что они берут своё начало в мифологии славян. Истоки этих представлений находятся в анимизме и тотемизме».

Чаще всего в анализируемых сказочных текстах героиня становится женой медведя. Результатом сожительства медведя с похищенной им женщиной в сказках нередко оказывается общий сын. (Интересно, что в нескольких вариантах также функционирует герой, который рождается у медведицы и похищенного ею мужчины. В данном случае в сказочной традиции, по-видимому, отражены более архаические представления, связанные с образом медведицы-прародительницы). Ситуация с заточением героини медведем заканчивается в таких сказках её бегством.

Как отмечает Т. В. Краюшкина, сказочные мотивы типа "Маши и медведя" получили своё развитие «в тот период, когда происходит отказ от тотемистических представлений матриархата и утверждаются нормы патриархата», когда «вера в брак с тотемным животным перестала быть нормой». В таких сказках утрачено уважительное отношение к брачной связи с медведем.

Тема отношений Маши и медведя, безусловно, очень интересна, но я даже и не знаю, с какой стороны к ней подступиться. На мой взгляд, здесь заметна некоторая аналогия с древнегреческими мифами о "деяниях" Зевса: Зевс похищает земную женщину, вступает с ней в сексуальные отношения, и она рожает героя от бога. Можно припомнить и похищение Персефоны богом подземного царства Аидом. У нас, в русской волшебно-сказочной традиции, в принципе, та же ситуация, только вместо Зевса - медведь.

Когда Зевс задумал похитить Европу, он обернулся быком. Интересно, а какой бог в славянской традиции оборачивался медведем? Город Ярославль по позднему преданию (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте капища Волоса, в котором волхвы содержали священного медведя. Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов. Можно подумать, что медведь был для Велеса тем же, чем был бык для Зевса. Но от древнеславянского язычества остались настолько бледные тени, что говорить о чём-либо с уверенностью никак невозможно.

Славяне были очень молодым этносом, как говорится, "без году - неделя", сущие дети, а тут к ним нагрянули варяги, которые перевернули всё вверх дном и установили "новый порядок на века" - Русский Каганат. Когда же варяжская военно-княжеская "верхушка" позаимствовала в Византии имперский стиль вместе с православием, народ-дитя потащил в Днепр Перуна и других идолов.

mosika_901_00001

Потом, кстати, с такой же лёгкостью будут крушить и православные храмы. Характер народа, как и отдельно взятого человека, в детстве определяется.

Возвращаясь снова к древнегреческой мифологии, можно отметить "быкоборческий" мотив, который особенно ярко проявился в мифе о Минотавре.

бык 2

Эта картина убийства Минотавра Тесеем выглядит особенно контрастно на фоне другой картины, изображающей интимные отношения Европы с похитившим её быком.

бык

Это похоже на "брак с тотемным животным" в эпоху матриархата, о чём говорилось в начале статьи. Тесей, убив Минотавра, положил конец таким бракам.

Мы, конечно, не настолько наивны, чтобы воспринимать "брак с тотемным животным" именно как с животным. Очевидно, здесь речь идёт об обычае экзогамных браков. Как там Маугли говорил? - "Мы с тобой одной крови". Значит, нам, "волкам", заниматься сексом нельзя, мы - братья и сёстры. Поэтому, к примеру женщины "волков" принимают у себя мужчин "медведей". Очевидно, если Маша убегает от медведя, то экзогамный брак более не "работает". Родо-племенная структура порушена, и нет теперь ни "волков", ни "медведей", ни уличей, ни кривичей, а есть один русский народ.


Tags: медведь, сказки
Subscribe

Posts from This Сommunity “медведь” Tag

  • О медведе Большой Медведицы.

    Эльга Вадецкая в своей монографии "Древние маски Енисея" (СПб - Красноярск: Версо, 2009) приводит изображение енисейского идола под…

  • Большая Медведица.

    В записи Бык и медведь я сделал осторожное предположение о том, что медведь в охотничьих культурах евразийского Севера соответствовал быку в…

  • Бык и медведь.

    Очевидно, медведь в охотничьих культурах евразийского Севера соответствовал быку в земледельческих культурах Юга. "Лунная" символика…

  • Герои из берлоги.

    "Эротические мотивы в поздних мифологических текстах, связанных с лесной темой - явление нередкое. Это и былички о встречах охотников с лесными…

  • Маша и медведь.

    Всем с детства хорошо знаком сюжет русской народной сказки "Маша и медведь" " Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем…

  • Леди и медведи.

    Оригинал взят у mazayka_urza в Леди и Медведи. Статуэтки женщин и медведя с острова Рэбун, охотская культура, Хоккайдо Культ…

  • Богиня Медведица Древней Греции

    Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня Медведица Древней Греции. Культ Артемиды Брауронии был не единственным культом…

  • Артемида Браурония.

    Оригинал взят у mazayka_urza в Браурония. Вотивный рельеф из Браурона, изображающий Артемиду вместе с её священным оленем,…

  • Пережитки матриархата в японской культуре дзёмон.

    В этнографии сохранилось много свидетельств, указывающих на особую роль медведя в культе плодородия, на тотемный союз человека и медведя через…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments