Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

И снова про Машу и медведя.

В продолжение записи Маша и медведь.

В русской волшебно-сказочной традиции чрезвычайно распространены тексты, повествующие о похищении женщины. Похищенная героиня становится женой различных зооморфных существ. По словам Т. В. Краюшкиной, «эти сказочные формы брака следует считать самыми ранними, потому что они берут своё начало в мифологии славян. Истоки этих представлений находятся в анимизме и тотемизме».

Чаще всего в анализируемых сказочных текстах героиня становится женой медведя. Результатом сожительства медведя с похищенной им женщиной в сказках нередко оказывается общий сын. (Интересно, что в нескольких вариантах также функционирует герой, который рождается у медведицы и похищенного ею мужчины. В данном случае в сказочной традиции, по-видимому, отражены более архаические представления, связанные с образом медведицы-прародительницы). Ситуация с заточением героини медведем заканчивается в таких сказках её бегством.

Как отмечает Т. В. Краюшкина, сказочные мотивы типа "Маши и медведя" получили своё развитие «в тот период, когда происходит отказ от тотемистических представлений матриархата и утверждаются нормы патриархата», когда «вера в брак с тотемным животным перестала быть нормой». В таких сказках утрачено уважительное отношение к брачной связи с медведем.

Тема отношений Маши и медведя, безусловно, очень интересна, но я даже и не знаю, с какой стороны к ней подступиться. На мой взгляд, здесь заметна некоторая аналогия с древнегреческими мифами о "деяниях" Зевса: Зевс похищает земную женщину, вступает с ней в сексуальные отношения, и она рожает героя от бога. Можно припомнить и похищение Персефоны богом подземного царства Аидом. У нас, в русской волшебно-сказочной традиции, в принципе, та же ситуация, только вместо Зевса - медведь.

Когда Зевс задумал похитить Европу, он обернулся быком. Интересно, а какой бог в славянской традиции оборачивался медведем? Город Ярославль по позднему преданию (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте капища Волоса, в котором волхвы содержали священного медведя. Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов. Можно подумать, что медведь был для Велеса тем же, чем был бык для Зевса. Но от древнеславянского язычества остались настолько бледные тени, что говорить о чём-либо с уверенностью никак невозможно.

Славяне были очень молодым этносом, как говорится, "без году - неделя", сущие дети, а тут к ним нагрянули варяги, которые перевернули всё вверх дном и установили "новый порядок на века" - Русский Каганат. Когда же варяжская военно-княжеская "верхушка" позаимствовала в Византии имперский стиль вместе с православием, народ-дитя потащил в Днепр Перуна и других идолов.

mosika_901_00001

Потом, кстати, с такой же лёгкостью будут крушить и православные храмы. Характер народа, как и отдельно взятого человека, в детстве определяется.

Возвращаясь снова к древнегреческой мифологии, можно отметить "быкоборческий" мотив, который особенно ярко проявился в мифе о Минотавре.

бык 2

Эта картина убийства Минотавра Тесеем выглядит особенно контрастно на фоне другой картины, изображающей интимные отношения Европы с похитившим её быком.

бык

Это похоже на "брак с тотемным животным" в эпоху матриархата, о чём говорилось в начале статьи. Тесей, убив Минотавра, положил конец таким бракам.

Мы, конечно, не настолько наивны, чтобы воспринимать "брак с тотемным животным" именно как с животным. Очевидно, здесь речь идёт об обычае экзогамных браков. Как там Маугли говорил? - "Мы с тобой одной крови". Значит, нам, "волкам", заниматься сексом нельзя, мы - братья и сёстры. Поэтому, к примеру женщины "волков" принимают у себя мужчин "медведей". Очевидно, если Маша убегает от медведя, то экзогамный брак более не "работает". Родо-племенная структура порушена, и нет теперь ни "волков", ни "медведей", ни уличей, ни кривичей, а есть один русский народ.


Tags: медведь, сказки
Subscribe

Posts from This Сommunity “медведь” Tag

  • О медведе Большой Медведицы.

    Эльга Вадецкая в своей монографии "Древние маски Енисея" (СПб - Красноярск: Версо, 2009) приводит изображение енисейского идола под…

  • Большая Медведица.

    В записи Бык и медведь я сделал осторожное предположение о том, что медведь в охотничьих культурах евразийского Севера соответствовал быку в…

  • Бык и медведь.

    Очевидно, медведь в охотничьих культурах евразийского Севера соответствовал быку в земледельческих культурах Юга. "Лунная" символика…

  • Герои из берлоги.

    "Эротические мотивы в поздних мифологических текстах, связанных с лесной темой - явление нередкое. Это и былички о встречах охотников с лесными…

  • Маша и медведь.

    Всем с детства хорошо знаком сюжет русской народной сказки "Маша и медведь" " Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем…

  • Леди и медведи.

    Оригинал взят у mazayka_urza в Леди и Медведи. Статуэтки женщин и медведя с острова Рэбун, охотская культура, Хоккайдо Культ…

  • Богиня Медведица Древней Греции

    Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня Медведица Древней Греции. Культ Артемиды Брауронии был не единственным культом…

  • Артемида Браурония.

    Оригинал взят у mazayka_urza в Браурония. Вотивный рельеф из Браурона, изображающий Артемиду вместе с её священным оленем,…

  • Пережитки матриархата в японской культуре дзёмон.

    В этнографии сохранилось много свидетельств, указывающих на особую роль медведя в культе плодородия, на тотемный союз человека и медведя через…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments