Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии (2 - 1).

Продолжение. Начало см. в Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии.

Автор - Вікторія Кухта.

Поговорим теперь о самой интересной и самой неоднозначной части нашего подзатянувшегося очерка — божественные близнецы.

Доподлинно, прям стопроцентно мы знаем, что такими близнецами являются Фрейр и Фрейя. Чуть менее всё ясно с фигурами Ньёрда и Нерты (латинское прочтение Нертус), так как фигура Нерты крайне расплывчата и неоднозначна. Ещё менее ясно с фигурами божеств континентальных германцев — Зиу и Зисой, чья мужская половина, Зиу, в конце концов трансформировалась в известного всем нам Тюра. И совершенно никакой ясности нет с божественной парой Лодура и Локи, и это, скорее, моя личная, ничем не подкреплённая гипотеза, что они вообще были такой парой.

Но обо всём по порядку.

Итак, прежде всего стоит сказать, в чём заключается «матриархальность» темы божественных разнополых близнецов.

Как правило божества подобных пар связаны друг с другом не только родственными, но и брачными узами. Это общепринятая практика для всех религий, так или иначе начинавших с матриархальной организации обществ. Подобный пережиток мы встречаем также и у греков (Гея и Уран), и у египтян (Нут и Геб), и у других народов.

Связано это было в первую очередь с тем, что главой пантеона и вообще главной движущей силой вселенной в мировоззрении древних людей была Богиня-Мать. Она же выступала и Богиней-Землёй, она же почиталась главной подательницей и родительницей жизни, но вместе с тем — и главной Богиней Смерти. Именно Земля рождает жизнь, вскармливающую народ (не забываем, что матриархальная организация общества была характерна земледельческим культурам). Именно женщина — мать, грубо выражаясь, рожающая нового человека.

Богиня-Мать, Богиня-Земля стояла во главе, она была первой, она была той, с кого начинается жизнь. В том числе жизнь и её собственного мужа.

В мифологии сюжеты возникновения и сотворения мира часто связаны с божественной парой, с которой всё начинается. Так вот, божества в этой паре всегда связаны друг с другом кровными узами. Муж всегда либо брат, либо сын своей жены, он никогда не бывает чужаком, пришедшим откуда-то издалека.

Мать-Земля всегда сама рожает или исторгает от самой себя своего мужа и отца своих многочисленных детей. Отсюда и берёт своё начало отождествление близнечной, парной формы разнополых божеств (особенно если они почитаются божествами плодородия и/или родителями всего сущего и всех богов) как отголосок древней матриархальной эпохи.

В близнечных парах, на которые я предлагаю обратить своё внимание в данном очерке, данная концепция будет проявляться в несколько нетрадиционной форме. Во многом проведённый мной анализ будет строиться на моих личных гипотезах, которые проблематично подкрепить фактами в большинстве своём из-за того, что этих самых фактов попросту нет.

К сожалению, до нас почти не дошли памятники германской доскандинавской мифологической традиции, так как у них не было распространено их записывание, равно как и ритуальность во многом базировалась на поклонении и обожествлении природы, а потому ни алтари, ни храмы до нас не дошли. Как писал Тацит в своей «Германии»: «Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они посвящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием» («Германия», 9). И это значительно утяжеляет нам исследования и реконструкцию.

А посему в данной части нашей статьи в большей мере поговорим именно о моих собственных гипотезах, связанных с обозначенными выше божественными парами.

Фрейя и Фрейр

Фрейя и Фрейр

Начать, пожалуй, наш разбор нужно с самой яркой и наиболее полно сохранившей свои черты пары — с Фрейи и Фрейра. И поговорим сначала именно о Фрейе.

Что нам известно о ней? Она — сестра-близнец Фрейра, дочь Ньёрда и его сестры и родом из числа ванов, с которыми у асов была война. Она — богиня любви, сексуальности, плодовитости, а также войны и, в определённом контексте, смерти. Помимо этого, именно она называется и считается главной колдуньей, владеющей боевой магией, которой у неё обучается Один.

Исходя из своих обязанностей, Фрейя — божество, целиком и полностью сохранившее своё древнее матриархальное происхождение. Будет грубым сравнением сравнивать её с общим архетипичным образом Богини-Матери, но, думаю, не ошибусь, если предположу, что Фрейю можно считать как младшую помощницу и/или один из аспектов воплощения Богини-Матери.

Почему так? Из верований, которые дошли до нас в более древних религиях, а именно религиях востока и отголосках греческих культов эпохи Критской цивилизации, мы можем уверенно сказать, что верховная богиня, подательница жизни, рождающая её и отнимающая её, обладала сходными у всех народов чертами. Это, во-первых, плодовитость и рождение, во-вторых, увядание и смерть.

Помимо этого, Богиня-Мать всегда изображается одна в том плане, что муж её или какой-либо другой спутник никогда не равен ей по статусу. Он либо её сын, которого она рождает, от которого она зачинает и которого она же и убивает, либо её брат, что по статусу всё равно не делает его равным ей.

Фрейя, как мы видим, обладает всеми этими чертами. Она, как и все ваны, богиня плодородия. Фрейя, как и её брат с отцом, ассоциировалась с богатством, проявляющимся в хороших урожаях и большом поголовье скотины. Фрейя — воплощение сексуальности и женской сексуальной энергии, начала, дающего жизнь.

Но вместе с тем Фрейя — предводительница валькирий. Она — богиня войны и смерти на поле боя. Она делит поровну с Одином души павших в бою, и им так же почётно после своей гибели попасть в Фолькванг, как и в Вальхаллу.

Не только физической, если можно так выразиться, войны и борьбы Фрейя является покровительницей. Боевая магия, сейд, распространённый у ванов и неизвестный асам, также находится в её распоряжении. И как мы уже говорили в первой части данного очерка, магией владели исключительно женщины и считалась она исключительно женским занятием.

Примечательной чертой Фрейи также является то, что эта богиня изображается без мужа. Да, есть упоминания о неком Оде, который, по одной версии, был смертным, а по другой — одной из ипостасей Одина. Скажу честно, что версия с Одом-человеком нравится мне больше чисто с художественной точки зрения, но версия с Одом-Одином кажется всё-таки более правдоподобной с исторической.

Во-первых, потому, что, согласно мифам, после получения ожерелья Брисингамен Од навсегда покинул свою жену. Этот эпизод можно интерпретировать следующим образом: Брисингамен — символ плодородия, дара, получаемого в конце цикла созревания и рождения. Четыре карлика, с которыми Фрейя разделила ложе, — либо символы базовых стихий мироздания, либо отсылка к изначально полигамной природе матриархального общества. Собственно, оскорблённый Од в данном контексте также может символизировать пришлого чужака, от которого Фрейя зачала и родила детей.

Во-вторых же, объяснением, почему Од — ипостась Одина, может быть свидетельство а) перехода от одной организации общества к другой (смена матриархального устройства на патриархальный, где Один — глава пантеона); б) символический брак между заключившими союз враждующими племенами (помним про войну ванов и асов).

Впрочем, не только Од, кем бы он ни был, упоминается рядом с Фрейей. Куда чаще её мужским спутником выступает её брат-близнец Фрейр, и здесь всё весьма туманно и неоднозначно. Однако я считаю, что изначально, первоначально Фрейр был не просто братом Фрейи. Вспоминая атрибутику и символизм, сопровождающий Богиню-Мать или, вероятно, любую другую богиню, берущую свои истоки из той далёкой эпохи, думаю, я не ошибусь, если предположу, что Фрейр какой-то определённый промежуток времени был мужем Фрейи. И что дети, которых приписывают Фрейе, на самом деле были зачаты и рождены ею от Фрейра.

Что же касается самого Фрейра, то как и сестра, он — земледельческое божество, покровитель плодородия, любви и сексуальности (что примечательно — не только мужской, но и женской, так как женщины тоже взывали к Фрейру тогда, когда хотели зачать и родить крепкого здорового ребёнка).

Его черты и функции в принципе схожи с чертами и функциями его сестры, оба они покровительствуют, по сути, одному и тому же. Лишь с тем исключением, что Фрейр не имеет никакого отношения к войне и сражениям.

В единственном целом дошедшем до нас мифе мы видим Фрейра, влюблённого и томящегося по Герд. Он пытается завоевать её расположение и любовь и для этого даже отсылает во время сватовства её отцу свой меч — оружие, которым Фрейр сражался и которое пригодилось бы ему в последней битве в день Рагнарёка. Но он добровольно отдаёт его в обмен на любовь и благосклонность Герд, и в этом проявляется главное отличие Фрейра не только от всех мужских божеств пантеона, но в самую первую очередь от его сестры.

В их близнечной паре воин и защитник — Фрейя. Фрейр же символ мира, процветания, стабильности и развития. Не классическое, где мужчина — агрессор, а женщина — хранитель, а наоборот.

У патриархальных скандинавов, символичных асов, в рассматриваемую нами эпоху ничего подобного в жизни бы не возникло. Но как мы можем наблюдать, вполне прижилось с более ранней эпохи. Ведь Фрейр и Фрейя ваны, они не асы, они чужаки. Они — местные жители, к которым асы пришли и на территории которых осели, частично изгнав, частично ассимилировав их и в дань уважения переняв часть их культов и верований, о чём детальней скажем в третьей и завершающей части нашего очерка.

Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что Фрейя и Фрейр — автохтонные божества, наиболее полно сохранившие в себе древние черты и функции. Они — самый яркий и классический пережиток матриархата в сонме скандинавских богов, гармонично влившийся в общий пантеон.

Нерта и Ньёрд

Нерта и Ньёрд

Поговорим теперь о родителях Фрейи и Фрейра — о Ньёрде и его потенциальной супруге Нерте.

Прямых свидетельств о Нерте в исконно скандинавских источниках мы не находим никаких. Лишь косвенные упоминания, которые возможно можно привязать к ней и толковать через неё, не более того. К IX веку культ данной богини, как и сама богиня, отходят в тень и забытие, вытесняясь более культами Фрейра и Фрейи как главных божеств плодородия.

Наиболее подробное и полное упоминание о Нерте мы находим в знаменитом труде «Германия» римского историка I века Тацита. В нём мы читаем следующее:

«Сами по себе ничем не примечательные (германские племена, упоминавшиеся в предыдущем предложении оригинала), они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться её разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает её, влекомую впряжёнными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа (оружие) у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединённом и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда — исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречён смерти» («Германия», 40).

Итак, данная цитата описывает ритуал поклонения Нерте, богине-матери, богине-земле. Богиня эта чтится чистым существом, которое дарует мир и процветание, как и любая верховная богиня-земля в ранних матриархальных земледельческих культах. Но в то же время её сопровождает смерть и человеческие жертвы тех, кто ей прислуживают, — ещё один неотъемлемый атрибут богинь подобного рода.

Однако же какое отношение Нерта имеет к рассматриваемой нами теме и эпохе? Прямого, как я уже упомянула, никакого. Между исследователями до сих пор ведётся дискуссия по поводу того, есть ли у Нерты какое-то место в мифологических представлениях скандинавов эпохи викингов, или же к тому времени она давным-давно ушла в тень, а культ её угас. Однако вместе с тем выдвигаются гипотезы по поводу того, что Нерта была сестрой и вместе с тем женой Ньёрда, а соответственно — матерью Фрейра и Фрейи.

Лично я придерживаюсь этой теории. Во-первых, как мы уже поговорили выше, функции и обязанности Фрейи и Фрейра своими корнями уходят глубоко в древность и в эпоху, бывшую гораздо раньше эпохи викингов. Во-вторых, среди племён, которые, по словам Тацита, поклонялись Нерте, перечислены племена, жившие на севере современной Германии и юге современной Дании. Это были племена лангобардов, англов, нуитонов (тевтонов?), авионов, которые в эпоху Великого переселения народов (IV-VII века) под давлением двигающихся племён свеев, данов, готов, а также не германских финнов и эстов, либо ушли с этих территорий (англы, тевтоны, лангобарды), либо были ассимилированы чужаками (авионы).

Данное перемещение и миграция с последовавшей за ними частичной ассимиляцией местных жителей чужаками легли в основу мифа про войну ванов и асов, о чём подробнее поговорим в третьей части нашего очерка. В числе ванов, попавших в Асгард в качестве заложников, называются Фрейр и Фрейя и их отец Ньёрд. Мать их нигде не называется, но я более чем уверена, что под ней подразумевается именно Нерта.

Имя Нерта этимологически схоже с именем Ньёрд почти так же, как имена во всех близнечных парах. Кроме того, на территории, которую заняли пришлые племена, богиней-матерью, богиней-землёй почиталась именно Нерта. Логично предположить, что она и была первой женой Ньёрда и матерью его детей.

Что до самого Ньёрда, то он почитается покровителем мореходства и рыбной ловли, божеством моря и ветра. Кроме того, он считается самым богатым и состоятельным из всех богов. Это объясняется в первую очередь тем, что, как и все ваны, в первую очередь он покровитель плодородия и изобилия. Кроме того, морской промысел и морские походы (не только военные, грабительские, но и торговые) для морских народов всегда были важным источником дохода.

Исходя из этого, Ньёрда крайне любопытно рассматривать в паре с Нертой именно в данном контексте. Нерта, как мы уже сказали, почиталась, как богиня-мать, богиня-земля. Её супруг же считался богатейшим из божеств и был покровителем морского плодородия, если можно так выразиться.

Юг современной Дании и север современной Германии расположены у выходов к морю. Море природно стало для жителей этих территорий источником дохода. Не только рыбного, но и дохода от торговли и контактов с соседними территориями и налаживания широкой сети торговых связей через Северное и Балтийское моря, которые, собственно, и омывают данные территории.

Функционально, как и Фрейя с Фрейром, Нерта и Ньёрд, таким образом, достаточно тесно связаны. По сути, они выступают аспектами главных отраслей не только обогащения народа, но и в принципе отраслей, обеспечивавших его выживание. Что, как по мне, является ещё одним фактором, связывающим вместе этих божеств.

Однако, когда случилось Великое переселение народов, как мы уже сказали, культ Нерты забылся и отошёл в тень. Её место во многом заняли её дети, а их отец получился кем-то вроде вдовца, хотя напрямую нигде судьба его первой супруги не упоминается. Как и сама жена Ньёрда (не Скади, ставшая его женой уже во время пребывания Ньёрда в Асгарде) нигде не вспоминается, и лишь одно упоминание о ней в источнике даёт нам смутный намёк на возможную связь Нерты и Ньёрда.

«Локи [сказал]:

«Ньёрд, перестань!

Похваляться не смей!

Не стану скрывать я:

прижил ты сына

с сестрою родной, —

что может быть хуже!»» («Перебранка Локи», 36)

Да, в данном отрывке не идёт речь конкретно о Нерте. Но Нерта — единственная богиня, пусть напрямую и не упоминающаяся ни в одном скандинавском источнике, подходящая для данной роли. По функциям и этимологии имён она явно как-то связана с Ньёрдом. Упоминание в мифах самого Ньёрда и его детей как заложников асов тоже явно отбрасывают нас ко времени до войны, когда эти дети были рождены. Да и слова Локи, что «что может быть хуже рождения ребёнка от собственной сестры» также дают нам понять, что отцовство Ньёрда случилось гораздо раньше прихода скандинавов — асов — к ванам.

Как и в большинстве патриархальных обществ, инцест между близкими родственниками у скандинавов порицался. Так что если бы Ньёрд и его дети были плодами исконно скандинавского мировоззрения, то вряд ли между ними были бы подобные связи (я имею в виду, связи отца и детей) или, если бы они были, другие асы точно косо посматривали бы на Фрейра и Фрейю как на детей инцеста. Но для более ранней эпохи это было вполне нормально, и то, что вся эта триада божеств вполне спокойно влилась в итоге в скандинавский пантеон, явно намекает нам на своё более древнее и, скорее всего, местное происхождение.

Исходя же из этого, я потому и связываю Нерту и Ньёрда вместе такой же связью, как и их детей Фрейю и Фрейра.

Зиса и Зиу

Зиса и Зиу

Наиболее сложная и неоднозначная пара в данной статье — это именно пара богов Зиу и Зиса. У нас практически не сохранилось источников и свидетельств о функциях и обязанностях обоих этих божеств. Зиу в общепринятой трактовке считается тождественным Тюру божеством верхненемецкого (современная Центральная и Южная Германия) происхождения. При этом никакой конкретики касательно его функций и рода деятельности у нас нет.

Что касается Зисы, то по её поводу ведётся ещё большая дискуссия, и выдвигаются предположения, что такой богини не существовало вовсе. Она упоминается в одной-единственной легенде, пересказанной поздними средневековыми авторами. Легенда эта связана с древним, первоначальным, названием города Аугсбург, который якобы изначально назывался Зисара — «Алтарь Зисы».

Мне сложно судить объективно, насколько данная гипотеза достоверна, как и насколько в принципе реальное божество Зиса. Однако если отталкиваться от того, что Зиса — божество, существовавшее в действительности, можно предположить весьма любопытную и занятную теорию о том, что изначально Тюр был близнечным божеством, ведущим свою историю ещё задолго до формирования скандинавской мифологии.

Итак, опираясь на общепринятое сопоставление Зиу и Тюра, можно предположить, что Зиу, как и первоначально Тюр, был главой пантеона, божеством чести и военной доблести. Имена и Зиу, и Тюра этимологически восходят к индоевропейскому слову, означающему «бог». Просто «бог», без каких-либо излишков — даже сейчас, в современных монотеистичных религиях сохранилась эта традиция именовать самое верховное божество просто «бог», не давая ему при этом никаких личных имён.

Исходя из такой логики и свидетельств того, что первоначально Тюр/Зиу был главой пантеона вместо Одина/Водана, можно выдвинуть гипотезу, что изначально, в самом начале своего возникновения Тюр был верховным богом по типу греческого Урана.

Но в те далёкие дни верховный бог не мог быть одинок. Потому что не он, на самом-то деле, был самым главным в пантеоне. А это значит, что у него должна была быть жена. И этой женой была Мать-Земля. Конечно, утверждать, что это была именно Зиса, крайне проблематично и вряд ли будет достоверно, однако ничто не мешает нам выдвинуть такое предположение.

Что до уже более близких нам по времени Зиу и Зисы, как я упомянула, сказать что-то конкретное достаточно проблематично. В любом случае, даже если принять факт того, что Зиу так и остался верховным мужским божеством, ему в любом случае нужна была какая-то супруга.

Исходя из специфики развития германских племён, которые на рубеже нашей эры, очевидно, сохраняли ещё достаточно сильные матриархальные пережитки и влияния, супругой божества должна была быть его сестра. Никаких конкретных свидетельств, подтверждающих то, что это была Зиса, у нас нет, но выдвигается гипотеза, что именно она и была ею.

Помимо этого, также выдвигается теория, что уже упомянутый нами в контексте Нертус Тацит в своей «Германии» косвенно упоминает и Зису.

«Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чём причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны (римский военный корабль), этот культ, надо полагать, завезён к ним извне» («Германия», 9).

Сложно сказать, что Тацит подразумевает под «завезённым извне» культом и причём там святилище в виде римского боевого корабля, но если речь в данном отрывке действительно идёт о Зисе, то это должна была быть всё-таки местная богиня. Впрочем, Тацит никогда не был на территориях, которые он описывает, а потому вполне вероятно, что мог допустить определённую ошибку в описании, не более того.

Учитывая тот факт, что таким богам как Тор, Один/Водан и Тюр/Зиу Тацит даёт римские имена Геркулеса, Меркурия и Марса соответственно, отождествляя их по функциям и обязанностям, то исходя из отождествления Исиды и Зисы, можно сделать вывод, что она была традиционной богиней-матерью, обладающей традиционными для супруги главы пантеона функциями.

Поклоняются этим богам, опять же по словам Тацита, свебы, чьи племенные союзы в том числе жили и на территории современной Центральной и Южной Германии, так что, чисто теоретически, они действительно могли иметь в качестве верховной богини богиню Зису.

Однако к эпохе викингов, к VIII-IX веку, как и о Нертус, все возможные свидетельства о Зисе теряются. Зиу трансформируется в Тюра и частично отходит на второй план, теряя в том числе и свою супругу и все упоминания о ней. Даже, в отличие от Нертус, не остаётся никаких косвенных ссылок на некую безымянную богиню, которая могла быть связана узами родства и брака с Тюром.

Кроме, однако, единственного упоминания в «Перебранке Локи».

«Локи [сказал]:

«Ты, Тюр, молчи!

От меня родила

жена твоя сына;

за бесчестье с тобой

я не расчёлся —

стерпел ты, презренный!»» («Перебранка Локи», 40).

Не существует ни единого толкования данных строк. В скандинавских мифах Тюр изображается одиночкой, и ни о его жене, ни возможной невесте ничего неизвестно. Что конкретно в данном фрагменте имеется в виду — не ясно, но, если теория существования Зисы правдива, вполне может быть, что это единственный туманный намёк на неё.

Таким образом, пара Зиу/Тюра и Зисы остаётся очень спорным и дискуссионным вопросом. За неимением более детальных и полных подтверждений мы не можем ни опровергнуть её, ни подтвердить. Не буду скрывать, мне эта мысль нравится, так что именно поэтому я включила её в данное описание как теорию, в общем-то, имеющую право на жизнь.

Источник

Tags: Скандинавия, Фрейя, мифология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Скандинавия” Tag

  • О строителях лабиринтов на севере Европы.

    Есть идея отождествить строителей лабиринтов на севере Европы с носителями таинственной культуры ямочной керамики. Эта культура считается культурой…

  • Теория о титуле хёльги

    Жили и "ходили на дело" варяги росы ватагами под предводительством вождей-жрецов хёльгов (hölg), что вообще характерно для древних…

  • О положении женщины в обществе викингов.

    "В обществе викингов женщины занимали, видимо, достаточно высокое положение: они могли владеть собственностью и управлять ею. В сагах они часто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments