Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии (2 - 1).

Продолжение. Начало см. в Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии.

Автор - Вікторія Кухта.

Поговорим теперь о самой интересной и самой неоднозначной части нашего подзатянувшегося очерка — божественные близнецы.

Доподлинно, прям стопроцентно мы знаем, что такими близнецами являются Фрейр и Фрейя. Чуть менее всё ясно с фигурами Ньёрда и Нерты (латинское прочтение Нертус), так как фигура Нерты крайне расплывчата и неоднозначна. Ещё менее ясно с фигурами божеств континентальных германцев — Зиу и Зисой, чья мужская половина, Зиу, в конце концов трансформировалась в известного всем нам Тюра. И совершенно никакой ясности нет с божественной парой Лодура и Локи, и это, скорее, моя личная, ничем не подкреплённая гипотеза, что они вообще были такой парой.

Но обо всём по порядку.

Итак, прежде всего стоит сказать, в чём заключается «матриархальность» темы божественных разнополых близнецов.

Как правило божества подобных пар связаны друг с другом не только родственными, но и брачными узами. Это общепринятая практика для всех религий, так или иначе начинавших с матриархальной организации обществ. Подобный пережиток мы встречаем также и у греков (Гея и Уран), и у египтян (Нут и Геб), и у других народов.

Связано это было в первую очередь с тем, что главой пантеона и вообще главной движущей силой вселенной в мировоззрении древних людей была Богиня-Мать. Она же выступала и Богиней-Землёй, она же почиталась главной подательницей и родительницей жизни, но вместе с тем — и главной Богиней Смерти. Именно Земля рождает жизнь, вскармливающую народ (не забываем, что матриархальная организация общества была характерна земледельческим культурам). Именно женщина — мать, грубо выражаясь, рожающая нового человека.

Богиня-Мать, Богиня-Земля стояла во главе, она была первой, она была той, с кого начинается жизнь. В том числе жизнь и её собственного мужа.

В мифологии сюжеты возникновения и сотворения мира часто связаны с божественной парой, с которой всё начинается. Так вот, божества в этой паре всегда связаны друг с другом кровными узами. Муж всегда либо брат, либо сын своей жены, он никогда не бывает чужаком, пришедшим откуда-то издалека.

Мать-Земля всегда сама рожает или исторгает от самой себя своего мужа и отца своих многочисленных детей. Отсюда и берёт своё начало отождествление близнечной, парной формы разнополых божеств (особенно если они почитаются божествами плодородия и/или родителями всего сущего и всех богов) как отголосок древней матриархальной эпохи.

В близнечных парах, на которые я предлагаю обратить своё внимание в данном очерке, данная концепция будет проявляться в несколько нетрадиционной форме. Во многом проведённый мной анализ будет строиться на моих личных гипотезах, которые проблематично подкрепить фактами в большинстве своём из-за того, что этих самых фактов попросту нет.

К сожалению, до нас почти не дошли памятники германской доскандинавской мифологической традиции, так как у них не было распространено их записывание, равно как и ритуальность во многом базировалась на поклонении и обожествлении природы, а потому ни алтари, ни храмы до нас не дошли. Как писал Тацит в своей «Германии»: «Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они посвящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием» («Германия», 9). И это значительно утяжеляет нам исследования и реконструкцию.

А посему в данной части нашей статьи в большей мере поговорим именно о моих собственных гипотезах, связанных с обозначенными выше божественными парами.

Фрейя и Фрейр

Фрейя и Фрейр

Начать, пожалуй, наш разбор нужно с самой яркой и наиболее полно сохранившей свои черты пары — с Фрейи и Фрейра. И поговорим сначала именно о Фрейе.

Что нам известно о ней? Она — сестра-близнец Фрейра, дочь Ньёрда и его сестры и родом из числа ванов, с которыми у асов была война. Она — богиня любви, сексуальности, плодовитости, а также войны и, в определённом контексте, смерти. Помимо этого, именно она называется и считается главной колдуньей, владеющей боевой магией, которой у неё обучается Один.

Исходя из своих обязанностей, Фрейя — божество, целиком и полностью сохранившее своё древнее матриархальное происхождение. Будет грубым сравнением сравнивать её с общим архетипичным образом Богини-Матери, но, думаю, не ошибусь, если предположу, что Фрейю можно считать как младшую помощницу и/или один из аспектов воплощения Богини-Матери.

Почему так? Из верований, которые дошли до нас в более древних религиях, а именно религиях востока и отголосках греческих культов эпохи Критской цивилизации, мы можем уверенно сказать, что верховная богиня, подательница жизни, рождающая её и отнимающая её, обладала сходными у всех народов чертами. Это, во-первых, плодовитость и рождение, во-вторых, увядание и смерть.

Помимо этого, Богиня-Мать всегда изображается одна в том плане, что муж её или какой-либо другой спутник никогда не равен ей по статусу. Он либо её сын, которого она рождает, от которого она зачинает и которого она же и убивает, либо её брат, что по статусу всё равно не делает его равным ей.

Фрейя, как мы видим, обладает всеми этими чертами. Она, как и все ваны, богиня плодородия. Фрейя, как и её брат с отцом, ассоциировалась с богатством, проявляющимся в хороших урожаях и большом поголовье скотины. Фрейя — воплощение сексуальности и женской сексуальной энергии, начала, дающего жизнь.

Но вместе с тем Фрейя — предводительница валькирий. Она — богиня войны и смерти на поле боя. Она делит поровну с Одином души павших в бою, и им так же почётно после своей гибели попасть в Фолькванг, как и в Вальхаллу.

Не только физической, если можно так выразиться, войны и борьбы Фрейя является покровительницей. Боевая магия, сейд, распространённый у ванов и неизвестный асам, также находится в её распоряжении. И как мы уже говорили в первой части данного очерка, магией владели исключительно женщины и считалась она исключительно женским занятием.

Примечательной чертой Фрейи также является то, что эта богиня изображается без мужа. Да, есть упоминания о неком Оде, который, по одной версии, был смертным, а по другой — одной из ипостасей Одина. Скажу честно, что версия с Одом-человеком нравится мне больше чисто с художественной точки зрения, но версия с Одом-Одином кажется всё-таки более правдоподобной с исторической.

Во-первых, потому, что, согласно мифам, после получения ожерелья Брисингамен Од навсегда покинул свою жену. Этот эпизод можно интерпретировать следующим образом: Брисингамен — символ плодородия, дара, получаемого в конце цикла созревания и рождения. Четыре карлика, с которыми Фрейя разделила ложе, — либо символы базовых стихий мироздания, либо отсылка к изначально полигамной природе матриархального общества. Собственно, оскорблённый Од в данном контексте также может символизировать пришлого чужака, от которого Фрейя зачала и родила детей.

Во-вторых же, объяснением, почему Од — ипостась Одина, может быть свидетельство а) перехода от одной организации общества к другой (смена матриархального устройства на патриархальный, где Один — глава пантеона); б) символический брак между заключившими союз враждующими племенами (помним про войну ванов и асов).

Впрочем, не только Од, кем бы он ни был, упоминается рядом с Фрейей. Куда чаще её мужским спутником выступает её брат-близнец Фрейр, и здесь всё весьма туманно и неоднозначно. Однако я считаю, что изначально, первоначально Фрейр был не просто братом Фрейи. Вспоминая атрибутику и символизм, сопровождающий Богиню-Мать или, вероятно, любую другую богиню, берущую свои истоки из той далёкой эпохи, думаю, я не ошибусь, если предположу, что Фрейр какой-то определённый промежуток времени был мужем Фрейи. И что дети, которых приписывают Фрейе, на самом деле были зачаты и рождены ею от Фрейра.

Что же касается самого Фрейра, то как и сестра, он — земледельческое божество, покровитель плодородия, любви и сексуальности (что примечательно — не только мужской, но и женской, так как женщины тоже взывали к Фрейру тогда, когда хотели зачать и родить крепкого здорового ребёнка).

Его черты и функции в принципе схожи с чертами и функциями его сестры, оба они покровительствуют, по сути, одному и тому же. Лишь с тем исключением, что Фрейр не имеет никакого отношения к войне и сражениям.

В единственном целом дошедшем до нас мифе мы видим Фрейра, влюблённого и томящегося по Герд. Он пытается завоевать её расположение и любовь и для этого даже отсылает во время сватовства её отцу свой меч — оружие, которым Фрейр сражался и которое пригодилось бы ему в последней битве в день Рагнарёка. Но он добровольно отдаёт его в обмен на любовь и благосклонность Герд, и в этом проявляется главное отличие Фрейра не только от всех мужских божеств пантеона, но в самую первую очередь от его сестры.

В их близнечной паре воин и защитник — Фрейя. Фрейр же символ мира, процветания, стабильности и развития. Не классическое, где мужчина — агрессор, а женщина — хранитель, а наоборот.

У патриархальных скандинавов, символичных асов, в рассматриваемую нами эпоху ничего подобного в жизни бы не возникло. Но как мы можем наблюдать, вполне прижилось с более ранней эпохи. Ведь Фрейр и Фрейя ваны, они не асы, они чужаки. Они — местные жители, к которым асы пришли и на территории которых осели, частично изгнав, частично ассимилировав их и в дань уважения переняв часть их культов и верований, о чём детальней скажем в третьей и завершающей части нашего очерка.

Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что Фрейя и Фрейр — автохтонные божества, наиболее полно сохранившие в себе древние черты и функции. Они — самый яркий и классический пережиток матриархата в сонме скандинавских богов, гармонично влившийся в общий пантеон.

Нерта и Ньёрд

Нерта и Ньёрд

Поговорим теперь о родителях Фрейи и Фрейра — о Ньёрде и его потенциальной супруге Нерте.

Прямых свидетельств о Нерте в исконно скандинавских источниках мы не находим никаких. Лишь косвенные упоминания, которые возможно можно привязать к ней и толковать через неё, не более того. К IX веку культ данной богини, как и сама богиня, отходят в тень и забытие, вытесняясь более культами Фрейра и Фрейи как главных божеств плодородия.

Наиболее подробное и полное упоминание о Нерте мы находим в знаменитом труде «Германия» римского историка I века Тацита. В нём мы читаем следующее:

«Сами по себе ничем не примечательные (германские племена, упоминавшиеся в предыдущем предложении оригинала), они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться её разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает её, влекомую впряжёнными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа (оружие) у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединённом и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда — исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречён смерти» («Германия», 40).

Итак, данная цитата описывает ритуал поклонения Нерте, богине-матери, богине-земле. Богиня эта чтится чистым существом, которое дарует мир и процветание, как и любая верховная богиня-земля в ранних матриархальных земледельческих культах. Но в то же время её сопровождает смерть и человеческие жертвы тех, кто ей прислуживают, — ещё один неотъемлемый атрибут богинь подобного рода.

Однако же какое отношение Нерта имеет к рассматриваемой нами теме и эпохе? Прямого, как я уже упомянула, никакого. Между исследователями до сих пор ведётся дискуссия по поводу того, есть ли у Нерты какое-то место в мифологических представлениях скандинавов эпохи викингов, или же к тому времени она давным-давно ушла в тень, а культ её угас. Однако вместе с тем выдвигаются гипотезы по поводу того, что Нерта была сестрой и вместе с тем женой Ньёрда, а соответственно — матерью Фрейра и Фрейи.

Лично я придерживаюсь этой теории. Во-первых, как мы уже поговорили выше, функции и обязанности Фрейи и Фрейра своими корнями уходят глубоко в древность и в эпоху, бывшую гораздо раньше эпохи викингов. Во-вторых, среди племён, которые, по словам Тацита, поклонялись Нерте, перечислены племена, жившие на севере современной Германии и юге современной Дании. Это были племена лангобардов, англов, нуитонов (тевтонов?), авионов, которые в эпоху Великого переселения народов (IV-VII века) под давлением двигающихся племён свеев, данов, готов, а также не германских финнов и эстов, либо ушли с этих территорий (англы, тевтоны, лангобарды), либо были ассимилированы чужаками (авионы).

Данное перемещение и миграция с последовавшей за ними частичной ассимиляцией местных жителей чужаками легли в основу мифа про войну ванов и асов, о чём подробнее поговорим в третьей части нашего очерка. В числе ванов, попавших в Асгард в качестве заложников, называются Фрейр и Фрейя и их отец Ньёрд. Мать их нигде не называется, но я более чем уверена, что под ней подразумевается именно Нерта.

Имя Нерта этимологически схоже с именем Ньёрд почти так же, как имена во всех близнечных парах. Кроме того, на территории, которую заняли пришлые племена, богиней-матерью, богиней-землёй почиталась именно Нерта. Логично предположить, что она и была первой женой Ньёрда и матерью его детей.

Что до самого Ньёрда, то он почитается покровителем мореходства и рыбной ловли, божеством моря и ветра. Кроме того, он считается самым богатым и состоятельным из всех богов. Это объясняется в первую очередь тем, что, как и все ваны, в первую очередь он покровитель плодородия и изобилия. Кроме того, морской промысел и морские походы (не только военные, грабительские, но и торговые) для морских народов всегда были важным источником дохода.

Исходя из этого, Ньёрда крайне любопытно рассматривать в паре с Нертой именно в данном контексте. Нерта, как мы уже сказали, почиталась, как богиня-мать, богиня-земля. Её супруг же считался богатейшим из божеств и был покровителем морского плодородия, если можно так выразиться.

Юг современной Дании и север современной Германии расположены у выходов к морю. Море природно стало для жителей этих территорий источником дохода. Не только рыбного, но и дохода от торговли и контактов с соседними территориями и налаживания широкой сети торговых связей через Северное и Балтийское моря, которые, собственно, и омывают данные территории.

Функционально, как и Фрейя с Фрейром, Нерта и Ньёрд, таким образом, достаточно тесно связаны. По сути, они выступают аспектами главных отраслей не только обогащения народа, но и в принципе отраслей, обеспечивавших его выживание. Что, как по мне, является ещё одним фактором, связывающим вместе этих божеств.

Однако, когда случилось Великое переселение народов, как мы уже сказали, культ Нерты забылся и отошёл в тень. Её место во многом заняли её дети, а их отец получился кем-то вроде вдовца, хотя напрямую нигде судьба его первой супруги не упоминается. Как и сама жена Ньёрда (не Скади, ставшая его женой уже во время пребывания Ньёрда в Асгарде) нигде не вспоминается, и лишь одно упоминание о ней в источнике даёт нам смутный намёк на возможную связь Нерты и Ньёрда.

«Локи [сказал]:

«Ньёрд, перестань!

Похваляться не смей!

Не стану скрывать я:

прижил ты сына

с сестрою родной, —

что может быть хуже!»» («Перебранка Локи», 36)

Да, в данном отрывке не идёт речь конкретно о Нерте. Но Нерта — единственная богиня, пусть напрямую и не упоминающаяся ни в одном скандинавском источнике, подходящая для данной роли. По функциям и этимологии имён она явно как-то связана с Ньёрдом. Упоминание в мифах самого Ньёрда и его детей как заложников асов тоже явно отбрасывают нас ко времени до войны, когда эти дети были рождены. Да и слова Локи, что «что может быть хуже рождения ребёнка от собственной сестры» также дают нам понять, что отцовство Ньёрда случилось гораздо раньше прихода скандинавов — асов — к ванам.

Как и в большинстве патриархальных обществ, инцест между близкими родственниками у скандинавов порицался. Так что если бы Ньёрд и его дети были плодами исконно скандинавского мировоззрения, то вряд ли между ними были бы подобные связи (я имею в виду, связи отца и детей) или, если бы они были, другие асы точно косо посматривали бы на Фрейра и Фрейю как на детей инцеста. Но для более ранней эпохи это было вполне нормально, и то, что вся эта триада божеств вполне спокойно влилась в итоге в скандинавский пантеон, явно намекает нам на своё более древнее и, скорее всего, местное происхождение.

Исходя же из этого, я потому и связываю Нерту и Ньёрда вместе такой же связью, как и их детей Фрейю и Фрейра.

Зиса и Зиу

Зиса и Зиу

Наиболее сложная и неоднозначная пара в данной статье — это именно пара богов Зиу и Зиса. У нас практически не сохранилось источников и свидетельств о функциях и обязанностях обоих этих божеств. Зиу в общепринятой трактовке считается тождественным Тюру божеством верхненемецкого (современная Центральная и Южная Германия) происхождения. При этом никакой конкретики касательно его функций и рода деятельности у нас нет.

Что касается Зисы, то по её поводу ведётся ещё большая дискуссия, и выдвигаются предположения, что такой богини не существовало вовсе. Она упоминается в одной-единственной легенде, пересказанной поздними средневековыми авторами. Легенда эта связана с древним, первоначальным, названием города Аугсбург, который якобы изначально назывался Зисара — «Алтарь Зисы».

Мне сложно судить объективно, насколько данная гипотеза достоверна, как и насколько в принципе реальное божество Зиса. Однако если отталкиваться от того, что Зиса — божество, существовавшее в действительности, можно предположить весьма любопытную и занятную теорию о том, что изначально Тюр был близнечным божеством, ведущим свою историю ещё задолго до формирования скандинавской мифологии.

Итак, опираясь на общепринятое сопоставление Зиу и Тюра, можно предположить, что Зиу, как и первоначально Тюр, был главой пантеона, божеством чести и военной доблести. Имена и Зиу, и Тюра этимологически восходят к индоевропейскому слову, означающему «бог». Просто «бог», без каких-либо излишков — даже сейчас, в современных монотеистичных религиях сохранилась эта традиция именовать самое верховное божество просто «бог», не давая ему при этом никаких личных имён.

Исходя из такой логики и свидетельств того, что первоначально Тюр/Зиу был главой пантеона вместо Одина/Водана, можно выдвинуть гипотезу, что изначально, в самом начале своего возникновения Тюр был верховным богом по типу греческого Урана.

Но в те далёкие дни верховный бог не мог быть одинок. Потому что не он, на самом-то деле, был самым главным в пантеоне. А это значит, что у него должна была быть жена. И этой женой была Мать-Земля. Конечно, утверждать, что это была именно Зиса, крайне проблематично и вряд ли будет достоверно, однако ничто не мешает нам выдвинуть такое предположение.

Что до уже более близких нам по времени Зиу и Зисы, как я упомянула, сказать что-то конкретное достаточно проблематично. В любом случае, даже если принять факт того, что Зиу так и остался верховным мужским божеством, ему в любом случае нужна была какая-то супруга.

Исходя из специфики развития германских племён, которые на рубеже нашей эры, очевидно, сохраняли ещё достаточно сильные матриархальные пережитки и влияния, супругой божества должна была быть его сестра. Никаких конкретных свидетельств, подтверждающих то, что это была Зиса, у нас нет, но выдвигается гипотеза, что именно она и была ею.

Помимо этого, также выдвигается теория, что уже упомянутый нами в контексте Нертус Тацит в своей «Германии» косвенно упоминает и Зису.

«Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чём причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны (римский военный корабль), этот культ, надо полагать, завезён к ним извне» («Германия», 9).

Сложно сказать, что Тацит подразумевает под «завезённым извне» культом и причём там святилище в виде римского боевого корабля, но если речь в данном отрывке действительно идёт о Зисе, то это должна была быть всё-таки местная богиня. Впрочем, Тацит никогда не был на территориях, которые он описывает, а потому вполне вероятно, что мог допустить определённую ошибку в описании, не более того.

Учитывая тот факт, что таким богам как Тор, Один/Водан и Тюр/Зиу Тацит даёт римские имена Геркулеса, Меркурия и Марса соответственно, отождествляя их по функциям и обязанностям, то исходя из отождествления Исиды и Зисы, можно сделать вывод, что она была традиционной богиней-матерью, обладающей традиционными для супруги главы пантеона функциями.

Поклоняются этим богам, опять же по словам Тацита, свебы, чьи племенные союзы в том числе жили и на территории современной Центральной и Южной Германии, так что, чисто теоретически, они действительно могли иметь в качестве верховной богини богиню Зису.

Однако к эпохе викингов, к VIII-IX веку, как и о Нертус, все возможные свидетельства о Зисе теряются. Зиу трансформируется в Тюра и частично отходит на второй план, теряя в том числе и свою супругу и все упоминания о ней. Даже, в отличие от Нертус, не остаётся никаких косвенных ссылок на некую безымянную богиню, которая могла быть связана узами родства и брака с Тюром.

Кроме, однако, единственного упоминания в «Перебранке Локи».

«Локи [сказал]:

«Ты, Тюр, молчи!

От меня родила

жена твоя сына;

за бесчестье с тобой

я не расчёлся —

стерпел ты, презренный!»» («Перебранка Локи», 40).

Не существует ни единого толкования данных строк. В скандинавских мифах Тюр изображается одиночкой, и ни о его жене, ни возможной невесте ничего неизвестно. Что конкретно в данном фрагменте имеется в виду — не ясно, но, если теория существования Зисы правдива, вполне может быть, что это единственный туманный намёк на неё.

Таким образом, пара Зиу/Тюра и Зисы остаётся очень спорным и дискуссионным вопросом. За неимением более детальных и полных подтверждений мы не можем ни опровергнуть её, ни подтвердить. Не буду скрывать, мне эта мысль нравится, так что именно поэтому я включила её в данное описание как теорию, в общем-то, имеющую право на жизнь.

Источник

Tags: Скандинавия, Фрейя, мифология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Скандинавия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments