Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии (2 - 2).

Продолжение. Начало см. в Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии и Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии (2 - 1).

Автор - Вікторія Кухта.

Локи и Лодур

Закончить данную часть статьи я бы хотела фигурами Локи и Лодура, которых я привлекла сюда без малейших научных оснований и подтверждений со стороны других авторов, а скорее по своей собственной гипотезе.

Для начала следует сказать пару слов о том, что мы вообще знаем об этих богах? О Лодуре нам практически ничего неизвестно, кроме того, что он вместе с Одином и Хёниром создал людей, дав им «тепло и лицам румянец» («Прорицание вёльвы», 18). Более этот бог нигде в источниках не встречается, отчего интерпретация его и его сферы деятельности становится крайне затруднительной.

Исследователи, однако, часто выдвигают теорию, основанную на периодическом появлении трио Один-Хёнир-Локи, что Лодур — ипостась Локи и/или он и есть Локи, только названный иным именем. В любом случае, ходит теория о связи Лодура и Локи между собой, и я этой теории придерживаюсь, но под немного иным углом.

Прежде чем говорить о моей точке зрения, стоит упомянуть вкратце, покровителем чего считается Локи. В широком значении и в массовом стереотипе Локи — бог обмана, лжи, коварства, хитрости. Он, как и все самые лживые и коварные фигуры скандинавской мифологии (за исключением Одина), принадлежит к роду ледяных великанов (и нет, я не поддерживаю теорию о том, что его мать была асиньей). Помимо этого он также выступает богом огня и в более поздней фольклорной традиции — покровителем домашнего очага.

Не буду утверждать наверняка, но данная трансформация и покровительство домашнему очагу для того, из-за кого начнётся Рагнарёк, по меньшей мере странная. Вкупе с гермафродитизмом Локи и его возможностью рожать детей она наталкивает меня на мысль о том, что образ и фигура Локи гораздо глубже и сложнее для интерпретации, чем образ, бытующий как канон.

Итак, Лодур и Локи. Что же, по моему мнению, связывает их? Да, так как я поместила их в данную статью, то их связывает именно изначально близнечная природа.

«Прорицание вёльвы», в котором упоминается Лодур, относительно старая песнь «Старшей Эдды», практически полностью (за исключением некоторых отдельных элементов, о которых мы, возможно, поговорим как-нибудь дальше) зиждется на языческом, скандинавском мировоззрении, без влияний чуждой христианской религии. Лодур, очевидно, в мифологических представлениях скандинавов был достаточно старым божеством. Он выступает в символической триаде творцов, создавших человечество. Что примечательно — он наделяет первых людей теплом и даёт лицам румянец (то есть даёт им кровь).

Тепло и кровь издревле ассоциировались с огненной стихией, были проводниками огня в человеческих телах. Локи, унаследовавший «титул» божества огня, напрямую связан с ним своей хаотичной и разрушающей природой. Лодур же, скорее всего, первоначально, как и его близнечная ипостась, также был связан с огнём.

Сказать что-то ещё конкретное о Лодуре сложно. Поэтому я в своих умозаключениях (которые не претендуют на истину в последней инстанции, напоминаю) опираюсь на то, что он изначально мужское божество, связанное с огнём. А Локи, именно Локи, — его женская половина, с которой всё и начиналось.

Оговорю сразу: у меня нет ответа на вопрос, почему же в итоге он стал мужчиной, а не так и остался женщиной? Возможно, это было как-то связано с его позднейшей связью через клятву побратимства с Одином, возможно — через уготованную ему роль зачинателя Рагнарёка. Честно говорю, я не знаю и строить по этому поводу теории не собираюсь. Просто принимаю это как свершившийся факт и иду дальше.

Так вот, почему же всё-таки Локи, по моему мнению, был изначально женским божеством? Во-первых, из-за его обязанностей, во-вторых, из-за особенностей его именования.

Начнём с обязанностей, которые коротко мы характеризовали выше. Выдвигается гипотеза, что сам по себе Локи — божество достаточно позднее, и его атрибуты вроде коварства, хитрости и прочего возникают вместе с ним как раз в эту более позднюю эпоху (вероятно, как раз в эпоху викингов, когда главенствующую роль в пантеоне начинает занимать Один). Но остаются также его атрибуты бога огня, покровителя домашнего очага и бога, рожающего детей.

Что до огненной стихии, то это стихия, традиционно связанная с энергией (в первую очередь сексуальной), страстью, импульсом, очищением, разрушением. Носителями её могут быть как мужчины, так и женщины — она не связана традиционно ни с одним конкретным гендером, хотя во многих стереотипах огонь ассоциируют именно с мужчинами. Но огонь также связан и с женщинами, а потому женское божество вполне могло быть покровительницей огненной стихии.

По одному этому аспекту сложно судить наверняка, так что давайте рассмотрим следующий. В сказках более поздней эпохи, когда христианство оттеснило язычество, Локи предстаёт как покровитель домашнего огня и защитник детей. Здесь примечательно два момента: во-первых, Локи, при всех своих мифологически ужасных чертах, с приходом христианства не превратился в демона или злобного духа, как это случалось с другими божествами. Во-вторых же, из хитреца, лжеца и разжигателя распрей, того, кто начнёт Рагнарёк, он превратился во вполне себе мирного духа и покровителя.

Конечно, утверждать что-то конкретное в данном случае сложно, ведь христианство, пусть даже на территории скандинавских стран не такое лютое, как в континентальной Европе, стёрло достаточно много деталей из коллективной памяти народа. Локи мог превратиться в защитника и покровителя дома и детей потому, что изначально был ближе к пониманию большей части населения, но данное утверждение можно подвергнуть определённым сомнениям.

Во-первых, домашний огонь и дети — всегда и во всех культурах были в первую очередь сферой компетенции женских божеств. Во-вторых, любимцем людей был Тор. И в-третьих, коварное и лживое божество едва ли может вызывать у кого-нибудь хоть какие-нибудь симпатии. Поэтому я рискую предположить, что кардинальное изменение в функциях и обязанностях Локи на самом деле было эхом тех времён, когда он ещё не успел претерпеть свою главную и кардинальную трансформацию.

Ещё одним, достаточно веским подтверждением данного тезиса я считаю факт того, что Локи мог рожать детей.

В мифологии и источниках мы находим три прямых упоминания о том, что Локи стал родителем в самом прямом смысле этого слова. Первый — это, конечно же, восьминогий жеребец Слейпнир, второй — все ведьмы мира, третий — сложное для интерпретации место из «Перебранки Локи».

Насчёт Слейпнира всё кажется понятным и логичным: Локи перекинулся кобылой, зачал от коня, выносил и родил. Зная характер и природу ётунов, которых скандинавы считали великими колдунами, способными в том числе и менять облик, кажется, что ничего удивительного в данном мифе нет. Однако, даже несмотря на ётунскую природу и коварство, встречали ли вы хоть один миф, где кто-нибудь из них обращался бы женщиной, беременел и рожал? Нет, эта судьба настигает только Локи и далеко не единожды.

Следующим упоминанием о родительской роли Локи является миф о том, как он, съев сердце ведьмы, зачал от него и породил всех ведьм:

«Найдя на костре

полусгоревшее

женщины сердце,

съел его Локи;

так Лофт зачал

от женщины злой;

отсюда пошли

все ведьмы на свете» («Песнь о Хюндле», 41).

Конечно, данный отрывок и миф достаточно условен и расплывчат, однако зная природу Локи, я не сомневаюсь в том, что в нём допустимо буквальное прочтение происходящего.

Ну и третьим упоминанием, которое я назвала выше, в источниках про рожающего детей Локи, является цитата Одина из «Перебранки Локи»:

«[Один] сказал:

«Коль не воинам храбрым,

но трусам победу

нередко дарил я,

то ты под землёй

сидел восемь зим,

доил там коров,

рожал там детей,

ты — муж женовидный»» («Перебранка Локи, 23).

У нас нет источников и свидетельств о том, о чём в данном отрывке говорит Один, но, очевидно, в устной мифологической традиции ходило достаточное количество легенд о том, как Локи зачинал и рожал детей. Притом, что примечательно в данном контексте, — «муж женовидный» — оскорбление, использовавшееся в первую очередь для мужчин, занимающихся боевой магией сейдом, и для мужчин, состоявших с другими мужчинами в любовной и половой связи. Сам гомосексуализм, кстати, у скандинавов не порицался, но быть при этом принимающей стороной считалось очень позорным и оскорбительным, так как это, по их мнению, размягчало мужскую природу и делало её подобной женской. Так что то, что Один вменяет Локи в оскорбление, называя его «женовидным мужем», скорее всего как раз подчёркивает тот факт, что он сидел под землёй с другим мужчиной, принимал его, зачинал от него и рожал ему детей.

Конечно, всё это вышеперечисленное происходило вполне вероятно со сменой Локи своего пола. Однако любопытным и примечательным так и остаётся то, что он единственный персонаж скандинавской мифологии, кто фигурирует в таком свете и способен принимать такую форму.

Впрочем, не только фигурирующая в мифах составляющая наталкивает меня на мысль о древних и глубоких корнях Локи как божества. Очень важной деталью выступает так же то, как его представляют и зовут другие персонажи.

Локи единственный бог, которого именуют по имени его матери. Он единственный, кто пользуется не своим отчеством (Фарбаутисон, что, как бы, логично), а, если хотите, матчеством — Лауфейсон, то есть сын Лауфеи (Лаувеи).

Генезис родителей Локи запутанный и неясный, но он нас сейчас не интересует. Нас интересует сам факт того, что Локи везде назван сыном Лаувеи, а не сыном Фарбаути, хотя отцом его был именно великан Фарбаути.

Для эпохи викингов, уже патриархальной, разумеется, мерилом родословной был мужчина. Именно от мужчины вёлся род, именно сыном/дочерью отца называли себя его дети. Не матери, как было раньше, а отца. И только Локи, один-единственный Локи, сквозь все мифы, где упоминают его родословную, называется сыном своей матери.

Да, данный факт — мелочь, на которую проблематично опираться. Но эта мелочь — чрезвычайно важная формальность. Важно понимать, что в эпоху Раннего Средневековья, в частности в IX-X веках, даже среди достаточно терпимых скандинавов, главенствующая роль мужчины была очень и очень значимым и твёрдым постулатом.

Добровольно в патриархальную эпоху викингов, к которой относят генезис Локи в его классическом, так сказать, свете, никто бы не стал именовать его «сыном Лаувеи». Так что, скорее всего, с достаточно большой долей вероятности можно утверждать, что «сын Лаувеи» пошёл ещё с тех древних времён, когда каждый мужчина и каждая женщина вели свою родословную по материнской линии.

Таким образом, да, завершающая часть этой части получилась больше о разборе происхождения и функций Локи, чем о его связи с Лодуром и их взаимодействии как богов-близнецов. Но я упорно считаю, что генезис Локи был тесно связан с генезисом Лодура. Я читаю, что эти два божества действительно были связаны друг с другом. Мне сложно сказать, были ли они супругами друг друга или только родственниками, но по логике данного очерка, можно предположить, что да, скорее всего, как и всех остальных близнецов, их связывало не только кровное родство, но и брак.

Как мы видим из данной, пусть и очень субъективной попытки структурировать и объяснить возникновение и функции некоторых скандинавских божеств, древние пережитки и влияния очень сильно укоренились и гармонично влились не только в пантеон, но и в мифологическое и культурное мировоззрение скандинавов. В той или иной мере они сохранились и продолжали оказывать значимое влияние на развитие и жизнь общества.

Интерпретация некоторых из них затруднительна, можно сказать невозможна ввиду объективных причин, а логические объяснения, приведённые мною, строятся исключительно на аналогиях и домыслах, и тем не менее мы не можем отрицать очевидный факт влияния и взаимодействия между прошлым и настоящим. А потому, я считаю, что мы должны продолжать исследовать эту тему и пытаться углубляться в неё по мере наших возможностей. Что я, собственно, и попыталась сделать.

Источник
Tags: Скандинавия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Скандинавия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment