Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Гендерные аспекты власти.

Кандидат философских наук С. С. Черных в своей статье "ПАТРИАРХАТ И МАТРИАРХАТ В ДИСКУРСЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛАСТИ" пишет, что власть по-разному проявляется в зависимости от её реализации в условиях патриархальной либо матриархальной культуры.

Патриархат (от греч. πατήρ − «отец» и ἀρχή – «начало, господство») как власть мужчин (отцов) – тип культуры, в котором доминирует мужское начало, и матриархат (от греч. μήτηρ, μάτηρ – «мать» и ἀρχή – «начало, господство»), где главенствующая роль принадлежит не просто женщинам (матерям), а скорее культурным ценностям, которые отождествляются с женским началом, – не существуют в абсолютно чистом виде. Ситуация осложняется ещё и тем, что сам человек, как отмечал Н. Бердяев, «есть не только половое существо, но и существо бисексуальное, совмещающее в себе мужской и женский принцип в разной пропорциональности и нередко в жестокой борьбе» (Бердяев, 2003. С. 106).

Вместе с тем анализ ряда известных наиболее древних мифологических сюжетов, связанных с возникновением аграрных культов и земледелия, свидетельствует в пользу того, что появлению известных нам наиболее отчётливых форм патриархальной культуры (достигшим своего апогея в авраамических религиях) вполне определённо предшествовал древний матриархат. «Первым и, может быть, важнейшим следствием открытия земледелия, − как отмечал М. Элиаде, − является кризис ценностей палеолитического охотника: на смену отношениям религиозного порядка с животным миром пришло то, что можно назвать мистической солидарностью между человеком и растительностью. Кроме того, на вершину иерархии взошли женщина и женская сакральность. Поскольку женщины играли решающую роль в одомашнивании растений, они стали собственниками возделываемых полей, что повысило их социальное положение и породило характерные институты, подобные, например, матрилокальности, когда муж обязан жить в доме своей жены» (Элиаде, 2008. С. 55–56).

Свидетельства о почитании великой богини-матери и других не менее важных женских божеств содержатся в мифах различных народов Древнего Китая, Индии и Греции. Так, например, отечественный исследователь даосизма Е. Торчинов, ссылаясь как на тексты трактата «Дао дэ Цзин», так и на работы современного китайского учёного Э.М. Чжэня, отмечает, что «формированию учения о дао как философской концепции предшествовало почитание некоей богини-матери, с культом которой генетически связан даосизм» (Торчинов, 2007. С. 212). Поэтому вполне не случайно, что само дао (в трактате «Дао дэ Цзин») понимается как вселенская пустота (женское лоно), «сокровенная самка» и «великая мать» всего сущего. Анализ индоевропейских языков показывает, что имена Бога и богов: латинское Deus, латышское Dievs, литовское Dievas и др. восходят или по крайней мере родственны санскритскому слову «дэва», которым изначально обозначалось именно женское / материнское (вселенское) божество (поэтому и в славянских языках понятие «женственность» неслучайно зафиксировано в слове «дева»). Свидетельством этому также является один из гимнов «Ригведы», в котором на санскрите утверждается, что «devä-näm yuge prathame 'satah sad ajäyata | täd äsä anv ajäyanta tad uttänapadas pari | // в первую эру богов из не-сущего сущее родилось. Тогда потом части света родились, выйдя из роженицы [букв. из той, у кого ноги вытянуты, как при человеческих родах]» (Дюмезиль, 1986. С. 81).

«Если в отцовском начале заложена ограниченность, то в материнском – всеобщность. В рождающем материнстве берёт начало всеобщее братство всех людей, − отмечал Э. Фромм, − осознание и признание которого исчезает с возникновением патриархата» (Фромм, 1992. С. 394). Таким образом, если речь идёт о господстве над вещами единого (женского) порождающего лона, то преступление против него (с точки зрения матриархата) оказывается самым тяжким грехом. Вместе с тем с утверждением патриархальной культуры, в основе которой оказываются принципиально новые интересы государственной политики (примат формальных законов, ориентация на воинственную власть отца), происходит резкий конфликт между новым строем и некогда могущественным матриархальным порядком.

Разрушение древнего матриархата во многом было обусловлено его преимущественно аграрным и деревенским (дополитическим) характером, чрезмерной связью с землёй и окружающей природой, пассивностью в плане принятия довольно рискованных решений, связанных с войной, в том числе и ради славы. В рамках матриархата сама конкретная жизнь (например, сына своей матери) выше любой, даже самой героической и просветлённой идеи, способствующей, в свою очередь, утверждению господства (мужского) логоса.

Пожалуй, обладающие реальной властью матери просто бы не отпустили своих сынов на войну, протекающую вдали и за пределами собственной территории, ради славы и высших воинских доблестей. Клитемнестра бы, в отличие от Агамемнона, не стала приносить в жертву любимую и родную дочь Ифигению даже с целью будущей великой победы эллинов. Также с трудом можно представить на месте персонажа гоголевской повести Тараса Бульбы, убивающего своего сына Андрея, объятую подобным же яростным гневом родную мать последнего. Ведь Тарас Бульба карает сына в первую очередь за предательство (православной) идеи, ставит ему в вину попрание законов воинского братства (товарищества козаков). Очевидно при этом, что для Андрея любовь к женщине предпочтительнее военного долга (в результате чего он оказывается во власти и попадает в плен к женскому началу). Ясно, что и сам Андрей в большей степени сын своей матери, чем своего отца, в отличие от верного православной идее Остапа, который, конечно же, прежде всего сын своего отца (верный заветам мужского союза, военного братства), чем матери. Поэтому в целом можно сделать вывод, что патриархат (несмотря на свой глубинный и порой радикальный идеализм) стал мощным мобилизационным фактором, определившим ход развития вполне известной нам маскулинной цивилизации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот, оказывается, с чего начинается патриархат, - с непослушания. "Обладающие реальной властью матери просто бы не отпустили своих сынов на войну", но мужчины отобрали у них власть, чтобы воевать и убивать друг друга.

Горе

А женщинам осталось лишь оплакивать своих упрямых "неслухов"...
Tags: гендерное
Subscribe

Posts from This Сommunity “гендерное” Tag

  • О "женской" семантике города (2).

    В предыдущем тексте говорилось о лютой ненависти древних иудейских кочевников по отношению к городам Палестины. Но вот они обосновались на…

  • Женский взгляд sub specie aeternitatis.

    Оригинал взят у ivanov_p в Женский и мужской взгляд на литературу. Лотман. Очерки по истории русской культуры XVIII в.

  • Когда появился "слабый пол"?

    Интересно, когда в истории человечества появилось разделение на мужчин-охотников и женщин-собирателей? Есть все основания полагать, что такое…

  • "Мужской" фак и "женская" фига.

    Фархад Назипович Ильясов в статье " Генитальные символы в рекламе" рассматривает два генитальных символа, используемых в рекламе, –…

  • Гендерные стереотипы в античности.

    (Из статьи Ю. О. Дорофей "ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В АНТИЧНОСТИ", с моими исправлениями и добавлениями). По Лосеву, существовали два периода…

  • Cуть гендерной проблематики.

    Поскольку многие путают её с феминистской. " Феминизм – социально-политическое явление, направленное на восстановление фактического…

  • Гендерный аспект отношений римлян с этрусками и греками.

    "Интересно положение Дугина в книге «Латинский Логос» из цикла «Ноомахия» - этруски для Рима есть то, чем были…

  • О гендере.

    natalija_khaf в своей заметке Гендер и пол пишет: " Связь пола и гендера видится следующим образом. Как биологический уровень…

  • Обычай бача пош в Афганистане.

    В Афганистане существует обычай бача пош – когда одну из дочерей в семье начинают одевать как мальчика и до совершеннолетия воспитывать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments