Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О матриархальном векторе Новгородской республики.

А.Г. Некита в статье "ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФЕРЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ: СУБЛИМАЦИЯ СОФИЙНОГО МАТРИАРХАТА В ИМПЕРСКОМ ПАТРИАРХАТЕ", касаясь семейного уклада в средневековой Новгородской республике, говорит, что «матриархат» в доме был как бы балансом «патриархату» во всех областях общественной жизни вне его [Пушкарёва Н. Какими были древнерусские женщины? // Наука и жизнь. № 8. 1991.]. Новгородские грамоты весьма подробно рассказывают о роли новгородок в ведении домашнего хозяйства. Так, из грамоты № 578 XV в. нам известна «баба Маремьяна»; из грамоты № 531 XIII в. – Анна с дочерью, а из грамоты № 411 XIII в. – зависимая девушка Ксения; все они решали хозяйственные вопросы по покупке и заготовке продуктов и домашней утвари. Также в XV в. в Новгороде широко была распространена практика приоритетного права имущественного владения старших дочерей по отношению к младшим, что противоречит принципам феодальной, патриархальной юриспруденции, всегда отдававшей подобные преимущества старшим сыновьям и родственникам по мужской линии.

Говоря о «женском землевладении», Н. Пушкарёва напоминает об известной Марфе Борецкой, одной из самых богатых вотчинниц Новгородской земли: «По величине собственности Марфа к концу XV в. была третьей после новгородского владыки и монастырей. В описи её владений можно увидеть пушнину в тысячах шкурок, и полотно в сотнях локтей, и хлеб в сотнях коробей, и мясо в сотнях туш, масло, кур, лебедей и многое другое, а главное – деньги: в вотчине Борецкой денежный оброк составлял 51 % владельческого дохода» [Пушкарева Н.Л. Женщины в Древней Руси. М.: Мысль, 1989. С. 53]. Данные Новгородских писцовых книг позволяют сделать вывод о весьма значительных размерах владений Марфы по отношению ко всей территории Новгородской республики. В её собственности находились земли Бежецкой, Вотской, Деревской, Шелонской и Обонежской пятин, что составляло 91,1 % принадлежащих ей территорий (см.: [Пушкарёва Н.Л. Женщины в Древней Руси. М.: Мысль, 1989. С. 239-240]). Таким образом, у новгородской колонизации северных земель был изначально матриархальный вектор, позволявший органично сочетать местные традиции с интересами новгородской власти.

Марфа Борецкая

В то же время известно, что патриархально ориентированная модель православной церкви, заимствованная у Византии, в своей деятельности на территориях Древней Руси в целом неодобрительно относилась к активности женщин в культурной и тем более в социально-политической жизни общества. Но в основном понижение статуса женщин на Руси связано с ордынским игом. И от былой свободной женщины, идеал которой утвердился в Новгородских землях, в Московской Руси мало что остаётся. Американская исследовательница восточно-славянской истории Н. Колльман недвусмысленно указывает на характер трансформации социокультурных отношений в Древней Руси, утверждая, что «восточные славяне наслаждались свободным обществом, в дальнейшем же их свободы деградировали стадиально: период раздробленности, период покорения Новгорода и Пскова, период утверждения московской автократии и т. д.» (Цит. по: [Kollman N.S. The seclusion of Elite Moscovite Women // Russian History. 1983. Vol.10. Pt. 2. P. 188-201]).

М. Дитрих и Е. Щепкина также усматривали в деградации социокультурного статуса женщины в Средневековой Руси утверждение патриархальных начал, влияние христианства и византийской литературы. По их мнению, не изменились и хронологические этапы в «истории русской женщины»: языческая свобода, которую сменило «постепенное закабаление»; до XVI в. – «замкнутость семейной жизни для женщин высших классов»; с XVI в. – усиление затворничества и возрастание интереса к «ценности женской личности», а со времени Петра I – освобождение, включение женщин в общественную жизнь [Дитрих М. Русская женщина великокняжеского времени. СПб., 1904. С. 306-307]. Хотя утверждание об активной социализации женщин в петровской имперской России у нас вызывает серьёзные сомнения, - говорит А.Г. Некита.
Tags: Россия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Россия” Tag

  • Матушка Расея.

    Крестьянки с граблями. А мужик - без граблей. Девушки Нижегородской губернии. Конец 1870-х. Жители Нижегородской губернии. Конец 1870-х.…

  • "Симфония" матриархата и патриархата в Новгородской республике.

    Я уже касался этой темы в ”Материнский” Новгород и “отцовская” Москва. На этот раз - более основательно. С.А. Маленко в…

  • Матушка Россия.

    Пропагандистский плакат первой мировой войны. Интересно, что на этом плакате Россия представлена в женском образе. Ещё один плакат с…

  • Культура - андрогин.

    Автор - Богатова Лариса Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Татарского государственного гуманитарно-педагогического…

  • ”Материнский” Новгород и “отцовская” Москва.

    Матриархальные тенденции можно "уловить" практически в любом обществе на протяжении всей истории человечества. Для этого нужно лишь знать…

  • Человек из будущего.

    Интересно, когда же такие женщины, как Сардана Авксентьева, станут нормальным правилом, а не редким исключением во власти? Наверно, тогда, когда…

  • Ученье - свет, а неучёных - тьма.

    Говорят, по количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в начале ХХ века первое место в Европе, если не во всём…

  • Царевна Софья.

    Оригинал взят у matveychev_oleg в Государыня Софья или ЕЩЕ одна лживая хистория придуманная официальными хисториками и почему память о…

  • Бабий бунт (2).

    «В феврале месяце Петроград представлял собою пороховой погреб, к которому оставалось поднести спичку. Роль этой спички, или детонатора, или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments