"Cреди основных божеств скифского пантеона у Геродота упомянуты три богини — Табити, Апи и Аргимпаса. М. И. Ростовцев15, занимавшийся вопросами религии скифов главным образом в аспекте приобщения верующего к божеству или наделения божеством царской властью, отмечал, что то обстоятельство, что наиболее почитаемым божеством является Табити (Гестия), стоящее во главе скифского пантеона женское божество, явно свидетельствует о некогда существовавшем в скифском обществе матриархате, реминисценцией которого являлись три скифских богини16. С. А. Жебелев17 также считает, что помещение Табити во главе скифского пантеона имеет существенное значение как бесспорное указание на существовавший некогда у скифов матриархат. «В этом вопросе среди исследователей царит редкое в скифологии единодушие», — пишет А. А. Нейхардт18. Это специально отмечают и М. И. Артамонов19, и В. И. Абаев20, и Б. Н. Граков21. (Проблема исторической реальности матриархата как явления социологии для наших целей несущественна; что касается матриархата как религиозного феномена, который обусловлен глубочайшей психической реальностью, то этот факт кажется нам бесспорным.)"
В той же статье И. Ю. Шауб акцентирует внимание на работе К. Мейли22, доказавшего существование у скифов ранней формы шаманизма (Familienschamanismus), из которой впоследствии развилось профессиональное шаманство. Швейцарский учёный также высказал вполне правдоподобное предположение о существовании у скифов шаманского эпоса. «Шаманская» линия в исследовании скифской религии развивалась также в книге Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского23 и особенно плодотворно в работах Г. Н. Курочкина24.
Да, я давно уже подметил это "благоволение" матриархата к шаманским практикам, связанным с изменёнными состояниями сознания. Если брать христианство, которое в целом считается патриархальной религией, то там женщины, как правило, занимают наиболее выдающееся положение в разного рода мистических сектах. Самый наглядный пример - русское христоверие ("хлыстовство"), где женщины пророчествовали в состоянии исступления и часто становились "богородицами", "кормщицами" "хлыстовских" "кораблей".

----------------------------------------
15 Ростовцев М. И. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре // ИАК. 1913. Вып. 49; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на Юге России: В 2 т. Пг., 1914.
16 Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918. С. 73, 124, 170.
17 Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 34.
18 Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. С. 187–188.
19 Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ,. 1961. Вып. 2. С. 87.
20 Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: Сб. статей, посвященный акад. В. В. Струве. М., 1962.С. 448.
21 Граков Б. Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. 1947. № 3. С. 100 сл.; ср.: Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. О структуре скифского пантеона // История и культура античного мира. М., 1977; Мачинский Д. А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Л., 1978. С. 131–150.
22 Meuli K. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 121–176.
23 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.
24 Курочкин Г. Н. К вопросу о переднеазиатском этапе в развитии скифского искусства // Конференция «Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана»: Тезисы докладов. Л., 1975. С. 65–67; Курочкин Г. Н. Индоиранские элементы в искусстве Древнего Востока и исторические корни скифо-сибирского искусства // Конференция «Скифо-сибирский мир»: Тезисы докладов. Кемерово, 1984. С. 37–39; Курочкин Г. Н. Богиня с зеркалом и герой с секирой // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1993. С. 68–79. Разнообразные аспекты скифского шаманизма рассматривались и в ряде других докладов конференции, специально посвященной данному вопросу (Шаманизм и жречество в скифскую эпоху. СПб., 1996); см. также: Metzler D. Die politisch-religiöse Bedeutung des Vlieses auf dem skythischen Pektorale aus der Tolstaja Mogila // EIKON. 1987. Bd. 4.