Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О скифском матриархате.

И. Ю. Шауб в своей статье "ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СКИФСКОЙ РЕЛИГИИ" сообщает:

"Cреди основных божеств скифского пантеона у Геродота упомянуты три богини — Табити, Апи и Аргимпаса. М. И. Ростовцев15, занимавшийся вопросами религии скифов главным образом в аспекте приобщения верующего к божеству или наделения божеством царской властью, отмечал, что то обстоятельство, что наиболее почитаемым божеством является Табити (Гестия), стоящее во главе скифского пантеона женское божество, явно свидетельствует о некогда существовавшем в скифском обществе матриархате, реминисценцией которого являлись три скифских богини16. С. А. Жебелев17 также считает, что помещение Табити во главе скифского пантеона имеет существенное значение как бесспорное указание на существовавший некогда у скифов матриархат. «В этом вопросе среди исследователей царит редкое в скифологии единодушие», — пишет А. А. Нейхардт18. Это специально отмечают и М. И. Артамонов19, и В. И. Абаев20, и Б. Н. Граков21. (Проблема исторической реальности матриархата как явления социологии для наших целей несущественна; что касается матриархата как религиозного феномена, который обусловлен глубочайшей психической реальностью, то этот факт кажется нам бесспорным.)"

В той же статье И. Ю. Шауб акцентирует внимание на работе К. Мейли22, доказавшего существование у скифов ранней формы шаманизма (Familienschamanismus), из которой впоследствии развилось профессиональное шаманство. Швейцарский учёный также высказал вполне правдоподобное предположение о существовании у скифов шаманского эпоса. «Шаманская» линия в исследовании скифской религии развивалась также в книге Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского23 и особенно плодотворно в работах Г. Н. Курочкина24.

Да, я давно уже подметил это "благоволение" матриархата к шаманским практикам, связанным с изменёнными состояниями сознания. Если брать христианство, которое в целом считается патриархальной религией, то там женщины, как правило, занимают наиболее выдающееся положение в разного рода мистических сектах. Самый наглядный пример - русское христоверие ("хлыстовство"), где женщины пророчествовали в состоянии исступления и часто становились "богородицами", "кормщицами" "хлыстовских" "кораблей".

христоверы
------------------------------------------------------------------------------------------
15 Ростовцев М. И. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре // ИАК. 1913. Вып. 49; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на Юге России: В 2 т. Пг., 1914.
16 Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918. С. 73, 124, 170.
17 Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 34.
18 Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. С. 187–188.
19 Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ,. 1961. Вып. 2. С. 87.
20 Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: Сб. статей, посвященный акад. В. В. Струве. М., 1962.С. 448.
21 Граков Б. Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. 1947. № 3. С. 100 сл.; ср.: Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. О структуре скифского пантеона // История и культура античного мира. М., 1977; Мачинский Д. А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Л., 1978. С. 131–150.
22 Meuli K. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 121–176.
23 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.
24 Курочкин Г. Н. К вопросу о переднеазиатском этапе в развитии скифского искусства // Конференция «Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана»: Тезисы докладов. Л., 1975. С. 65–67; Курочкин Г. Н. Индоиранские элементы в искусстве Древнего Востока и исторические корни скифо-сибирского искусства // Конференция «Скифо-сибирский мир»: Тезисы докладов. Кемерово, 1984. С. 37–39; Курочкин Г. Н. Богиня с зеркалом и герой с секирой // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1993. С. 68–79. Разнообразные аспекты скифского шаманизма рассматривались и в ряде других докладов конференции, специально посвященной данному вопросу (Шаманизм и жречество в скифскую эпоху. СПб., 1996); см. также: Metzler D. Die politisch-religiöse Bedeutung des Vlieses auf dem skythischen Pektorale aus der Tolstaja Mogila // EIKON. 1987. Bd. 4.
Tags: ИСС, скифы, христоверы, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “скифы” Tag

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Богиня огня.

    Тапати - индуистская богиня, дочь бога Солнца Сурьи. Её имя означает «согревающая», «горячая», «обжигающая».…

  • Женское божество как единство трёхчастного мира.

    "На конских налобниках с юга России (из курганов Большая Цимбалка и Толстая Могила, датируемых IV в. н.э.) Богиня предстаёт пронизывающей все…

  • Энареи.

    Энареи – женоподобные гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие «подобно женщинам», —…

  • "Амазонки" Среднего Дона.

    Елена Кудрявцева сообщает о женских захоронениях скифского времени на Среднем Дону. Лёгкие наконечники для копий, железный крюк в виде птицы,…

  • Об архаичности культа Гестии.

    Д. В. Пикалов пишет ("Миф и ритуал неолита"): "Греческая Гестия, если судить по литературным источникам, когда-то занимала ведущее…

  • Матриархат у скифов.

    "Большое значение для понимания сущности скифской религии имеет работа К. Мейли, доказавшего существование у скифов ранней формы шаманизма…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments