"Мифологическая модель мира кетов содержит архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы, которые генетически восходят к верхнему палеолиту (более 30 тысяч лет до н. э.). По мифологическим представлениям кетов, всеобщее материнское начало лежит в основе мироздания. Все основные стихии природы (земля, вода, огонь), а также страны света олицетворяются в женских, материнских образах. Как женское начало почитаются солнце, звёзды, заря. В женском образе известны «хозяева» отдельных мест. Это позволяет говорить об общем культе Матерей Природы" (© Поленова Г. Т., 2015).
Очевидно, эта "холическая" модель предшествует той дуалистической модели, которая представлена в статье Википедии Кетская мифология.
Википедия говорит, что небо называется по-кетски "Есевой кожей" (Eşt holәt). Очень интересное представление. Бог Есь (Eş) как бы пребывает по ту сторону неба, а само небо - это, типа, его "кожа", или "ризы", как у священника (северное сияние). Г. Т. Поленова толкует кетскую модель более глубоко. "Само небо представляется в образе одноимённого верховного начала Еся (Es’) ‘бог, небо’. Отсюда развиваются, на наш взгляд, строевые элементы: es’/is’- as’-us’; s’e/s’i-s’a-s’u, т.е. формативы (предикативные и словообразовательные суффиксы), выражающие объективную сущность, не связанную с конкретным 'ego', - в значении ‘быть, существовать’."
Это очень похоже на "естину" о. Павла Флоренского и на Dasein Хайдеггера.