Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Лилит и Ева в авраамической мифологеме сотворения человека.

Известно, что в Книге Бытия Библии в двух первых главах излагаются совершенно разные версии творения человека, мужчины и женщины. В первой главе рассказывается, как сначала Бог создал небо и землю, отделил свет от тьмы, собрал воду под небом в одно место, и явилась суша. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое. Потом он создал светила на тверди небесной; в пятый день творения Бог создал рыб и птиц и всякую тварь. На шестой день Бог сначала создал всех земных животных, а потом сотворил по своему образу и подобию людей – мужчину и женщину одновременно. Это становится очевидным уже потому, что Бог обращается к ним во множественном числе, т. е. человек – последнее из созданных существ, живущих на Земле, причём и мужчина, и женщина одинаково и в равной степени отражают величие их божественного оригинала. О «рёбрах», откровенно намекающих на вторичность, второстепенность и производность женщины уже по акту самого творения, нет и речи.

Во второй же главе Книги Бытия представлен несколько иной порядок творения мира и человека. В ней рассказывается, что после создания земли и неба Бог сотворил из праха земного человека в образе мужчины, потом всех животных и только в заключение – женщину. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. …И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. …И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотию. …И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. …И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)» [Библия. Книга Бытия, 2:22, 23. – М.: МАР, 1991].

Как могло получиться, что буквально на нескольких страницах анонимный библейский автор мог изложить две совершенно разные версии творения человека? Почему последующие издатели и редакторы даже не попытались снять существующие разночтения? - задаётся вопросами К. М. Магомедов [Некоторые гендерные и антропологические проблемы рациональной теологии. ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2. С. 47-48] и приводит свою аргументацию.

"Скорее всего, первой анонимной женщиной, действующей в первой главе, была не Ева, а другая, которую в древнееврейской мифологии зовут Лилит. Эту первую жену Адама Господь слепил из красной глины и наделил пышными огненно-рыжими волосами. Всё бы ничего, да вот буквально на второй день творения она начала требовать равенства с мужчиной, поскольку она, как и мужчина, была создана из той же красной глины. Господу это чрезвычайно не понравилось, и Он решил пересмотреть своё творение и создать другую, более покладистую женщину. Для этого он усыпил Адама, взял у него ребро и сотворил любимое своё детище, ставшее матерью всего человечества, как это написано во второй главе Книги Бытия.

В знаменитом кукольном театре Сергея Образцова в спектакле «Божественная комедия» талантливо и с юмором раскрывается образ этой Лилит, отлично сознающей коварную силу своей красоты и её власть над мужчиной.

Лилит

В спектакле выведенный из себя Создатель отрывает Лилит-кукле руки и ноги и возвращает её в исходное состояние первобытной глины и тут же создаёт кроткую и покорную Еву, согласную исполнить любой мужской каприз.

Ева

Примечательна главная сценическая идея спектакля – это ощущение адамовой грусти и тоски по коварной Лилит и, наоборот, скуки с новой, заботливой и исполнительной женой Евой. Как не вспомнить знаменитую фразу из замечательного фильма «Мужики»: «Почему мы, мужики, одних любим, а других замуж берём?»

Необходимо отметить, что образ рыжеволосой ведьмы Лилит перекочевал в европейскую культуру, и если хотят, особенно в киноискусстве, изобразить коварную обольстительницу, амазонку или злого духа, часто изображают её рыжеволосой женщиной".

рыжие 1

рыжие 2

"Получилось так, - говорит К. М. Магомедов, - что именно вторая библейская версия, положившая начало многовековой дискриминации женщины в культуре, восторжествовала в религиях мира. Она, а не первая версия, была поддержана в коранических рассказах исламом по достаточно известным социально-экономическим и общественно-политическим соображениям. Хотя по логике здравого смысла изложенная в первой главе версия была бы более привлекательной, поскольку она исходила из принципа равноправия полов, хотя бы в вопросах творения. Иначе противоречие очевидно: с одной стороны, привлекательность ислама – в признании равенства людей перед Богом, с другой стороны – изначальное каноническое половое неравноправие в творении". И далее К. М. Магомедов говорит, что "что если бы в исламской идеологии была принята другая версия творения человека, отмеченная в первой главе Книги Бытия, то она более эффективно и комфортно вписывалась бы и в логику, и в здравый смысл, и в современные общедемократические и гуманитарные процессы".

И затем он указывает на некоторые коранические особенности акта божественного творения человека, которые выгодно отличают его от иудео-христианской версии.

"Во-первых, в кораническом рассказе о сотворении первых людей отсутствует создание Евы из ребра Адама. О нём говорится только в одном из хадисов.

Во-вторых, в коранической истории о грехопадении не указывается на инициативную роль Евы в нарушении Божьего запрета вкусить от древа познания добра и зла, поскольку она первая уступила искушению Сатаны. Таким образом, она не является искусительницей и соблазнительницей, как в иудаизме и христианстве.

В-третьих, исламу совершенно чужда мысль о первородном грехе как о великом преступлении, которое субстанционально изменило природу людей всех времён и поколений. Именно поэтому в исламе нет необходимости в появлении мессии, спасителя.

В-четвёртых, в Коране несколько иначе оцениваются те последствия, которые следуют из грехопадения. Скажем, не является карой за первородный грех, чтобы своим трудом обеспечивать себя и семью, в поте лица выращивать хлеб. Наоборот, как сказано у Пророка, «есть иные грехи, искупить которые можно только усилиями по добыче пропитания», «трудами по обеспечению семьи». В исламе «рождение детей в муках» не представляется карой небесной, а наоборот, являет собой акт величайшего самопожертвования. Поэтому, как гласит хадис, каждый раз, когда женщина страдает в родовых муках, ей засчитываются награды как Божьей мученице и прощаются все прежние грехи, сколько бы их ни было. А если женщина скончается при родах, она пробудет в раю до воскресного дня, когда воссоединится со своим мужем, превосходя в 70 раз райских дев – гурий."

рыжие 3

рыжие 4
Tags: Библия, Лилит, антропология, ислам
Subscribe

Posts from This Сommunity “Лилит” Tag

  • Оригинальный взгляд на Лилит.

    И снова на тему религиозно-половой войны переломной эпохи перехода от матриархата к патриархату. "История о «первой женщине»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments