Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ю.А. Зеремская о матери и материнском роде.

Ю.А. Зеремская в статье ПОНЯТИЕ «МАТЬ» В СЕЛЬКУПСКОМ ЯЗЫКЕ сообщает:

"Род является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Ю.И. Семёнов выделяет две формы рода (материнский и отцовский) и отмечает, что первый предшествовал второму [1. C. 12–13]. Он считает, что материнский род возник в то время, когда ещё не было семьи. Большинство исследователей не определяют хронологические рубежи существования матриархата, но многие из них считают, что по мере возрастания богатств росла роль мужа в семье, что и привело к изменению порядка наследования. На Севере, как считает Ю.Б. Симченко, именно оленеводство явилось тем рубежом, после которого начинает возрастать правовое преимущество мужчин [2. C. 72]. Что касается безоленных кочевников и полукочевников, охотников и рыболовов, то у них долгое время сохранялся материнский род [3. C. 382].

По мнению А.Ф. Степанова, структура материнского рода включала три группы родственников, и именно его он считает начальным этапом трёхуровневой модели мира. Узы родства объединяли триаду: прамать – мать – дети. Наиболее крепко связанными друг с другом были мать и дети, и это была праобщина [4. C. 19, 32, 55].

селькупы

З.П. Соколова полагает, что большое количество божеств, представленных в образе женщины, говорит о следах материнско-родовой организации [5. C. 152]. У нганасан пантеон составляют «матери природы»: «земля-мать», «вода-мать», «солнце-мать», «огонь-мать» и т.д. [2. C. 82]. В мордовском языке существует термин ведь-ава (ведь ‘вода’, ава ‘мать, женщина’) – покровительница любви и деторождения [6. C. 226]. У манси существовала богиня огня (nāj-ēkwa), калтась-эква, которая оказывала помощь беременным женщинам и роженицам, куль-отыр, возглавлявшая нижний мир [7. C. 16–21]. У хантов главной богиней была aŋki, которая посылала человеку душу [8. C. 68–88]. В селькупском языке также широко распространены представления о женских духах-предках, почитание божеств женского рода [5.C. 152]. В селькупском языке сохранились пережитки счёта родства по материнской линии, ср.: Kaj ta neul? ‘Как тебя зовут?’ (дословно: Кто твои женские) [12. C. 215].

Е.Д. Прокофьева полагает, что у селькупов было главное божество – небесная старуха-мать, которой подчинялись другие женские божества-матери [9. C. 111]. Можем предположить, что главное божество называлось термином ana. Я.А. Яковлев считает, что имя главного женского божества не сохранилось или оказалось слишком табуировано, но она могла представать перед своими подопечными в разных видах: и в антропоморфном (древней старухой, молодой красивой женщиной), и в зооморфном (n'al neßa ‘зайчихой’, n'al tögö ‘гусыней’, бобрихой).

И далее Ю.А. Зеремская раскрывает семантику селькупских терминов ‘мать’.

Первый из них - ama - похож по звучанию на всем нам привычное "мама". Но интересно, что в этимологическое гнездо с am-a входят об., кет. amgu, ел., тур. amqo ‘есть’, ‘съесть’, тур., ел. amįrqo ‘есть’, ‘кушать’, кет. amįrgu ‘есть’. То есть, "мама" - это еда, пища [для младенца]. В связи с этим припоминается гипотеза Салима Фатыхова о том, что слово "мама" произошло от детских причмокивающих звуков типа "мням-мням".

"Круг соотносительных основ позволяет выделить для термина ama архисему ‘кормящая женщина’. В культуре семейных отношений она пользовалась особым уважением и почитанием. Считаем, что в морфемную структуру слова ama входит тот же компонент, что и в структуру слова am-ərkija ‘богиня’. Предполагаем, что термином ama обозначалась мать в роду небожителей, т.е. в Верхнем мире.

Лексема ama вошла в составное наименование тур. aməjamə ämə ‘прабабушка’. В соединении с корнем ba/pa ‘старая женщина’ образовано слово amba ‘мать’, которое встречается в словосочетании tün amba ‘хозяйка огня’. Посвящённое огню культовое место оказывается специфически женским: в мансийском языке им является эква пурлактын ма ‘земля бескровного женского жертвоприношения’."

Второй термин – тур. ämä ‘мать’, ‘жена’. Словосочетание ememį tol'moat ‘материнский чум’ позволяет предположить, что данный термин обозначал мать-роженицу, для которой ставили отдельный чум. Термин ämä отражает определённый этап в истории семейно-брачных отношений. Он стал употребляться в том случае, когда вдова после смерти мужа становилась женой его младшего брата, ср. об. С, тур. ämnä ‘жена сына младшего брата’. В корне äm- заложена сема ‘младший’, а в корне am- сема ‘старший’, ср.: вас. amba adž'a ‘родители (букв. мать/отец)’. Термины, восходящие к корню ema, являются наименованиями не только родственников, но и свойственников, ср. кет. emdže ‘жена сына’, ‘жена младшего брата (отца)’ (является показателем женской линии). Такой порядок следования компонентов составного наименования свидетельствует об отражении в данном термине ведущей роли женщины в эпоху матриархата.

ЛИТЕРАТУРА
1. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С. 309.
2. Симченко Ю.Б. Проблема материнского рода у народов Севера // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало XX в. М.,1970. С. 71–87.
3. Долгих Б.О. Типы отцовско-родовой оганизации народов Севера // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало XX в. М., 1970. С. 361–383.
4. Степанов А.Ф. Сотворение мира (О марийском язычестве в контексте возникновения и эволюции человеческого общества). Йошкар-Ола, 2003.
5. Соколова З.П. Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало XX в.М., 1970. С. 103–153.
6. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 672.
7. Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 196.
8. Мифология хантов: Энциклопедия уральских мифологий. Томск, 2000. С. 310.
9. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). Л., 1976. С. 336.
10. Канаков Н.Д. Общие черты в традиционном мировоззрении коми и народов Сибири // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985. С. 65–68.
11. Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место. Томск, 2001. С. 274.
12. Гемуев И.Н. Реликты матриархата у селькупов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: Матер. Всесоюз. конф. Томск, 1973. С. 214–216.
13. Rédei Karoly. Uralisches etymologisches Wörtebuch. Budapest, 1988.
14. Janhunen Juha. Samojedischer Wortschats. Gemeinsamojedische Etymologien. Helsinki, 1977.
15. Байдак А.В., Тучкова Н.А. Эпизоды «Эпоса об Итте» в чумылькупском диалектном ареале // Коренные народы Сибири: проблемы историографии, истории, этнографии, лингвистики: Матер. регион. науч.-практ. конф. Томск, 2004. С. 51–64.
16. Хантыйско-русский словарь (сургутский диалект). Сургут, 2006.

Tags: род, финно-угры, языкознание
Subscribe

Posts from This Сommunity “финно-угры” Tag

  • Хозяйка лабиринта.

    Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja,…

  • Суоми — красавица.

    Ещё одна - "до кучи" - персонификация страны, на сей раз Финляндии, в образе девушки. Hyökkäys (Нападение) — Edvard…

  • О позабытом женском празднике 22 марта.

    Недавно в записи " Птица счастья" я задавался вопросом: как соотносятся грифы, "утилизирующие" остатки жизни, с аистами,…

  • Кто такая Зарни Ань?

    Герб Республики Коми. Увидеть Зарни Ань можно, посмотрев на официальную символику Республики Коми. Герб — золотая хищная птица, на груди…

  • Саамы и арии.

    Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Как и у других народов Севера,…

  • Женские нагрудные диски.

    Рассматривая эрзянские женские нагрудные диски, вспомнил я о " девушке из Эгтведа". Это диск, который она носила. А это нагрудная…

  • Откровения русского финна, который выбрал шактизм.

    Ладомир Родумилов в статье Финноугорский матриархат против «славяно-арийской» жреческо-воинской касты высказывает мысли, в целом…

  • Краткий обзор исследований матриархального наследия у народов Зап. Сибири.

    "Ряд советских этнографов, археологов, антропологов, историков и др. выявили пережитки материнского рода у таких охотничьих народов, как…

  • Женские народные костюмы Сету.

    Сету (сетукезы, сето, псковская чудь, полуверцы) - малочисленная финно-угорская этническая группа. Традиционная женская одежда Сету поражала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments