Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ю.А. Зеремская о матери и материнском роде.

Ю.А. Зеремская в статье ПОНЯТИЕ «МАТЬ» В СЕЛЬКУПСКОМ ЯЗЫКЕ сообщает:

"Род является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Ю.И. Семёнов выделяет две формы рода (материнский и отцовский) и отмечает, что первый предшествовал второму [1. C. 12–13]. Он считает, что материнский род возник в то время, когда ещё не было семьи. Большинство исследователей не определяют хронологические рубежи существования матриархата, но многие из них считают, что по мере возрастания богатств росла роль мужа в семье, что и привело к изменению порядка наследования. На Севере, как считает Ю.Б. Симченко, именно оленеводство явилось тем рубежом, после которого начинает возрастать правовое преимущество мужчин [2. C. 72]. Что касается безоленных кочевников и полукочевников, охотников и рыболовов, то у них долгое время сохранялся материнский род [3. C. 382].

По мнению А.Ф. Степанова, структура материнского рода включала три группы родственников, и именно его он считает начальным этапом трёхуровневой модели мира. Узы родства объединяли триаду: прамать – мать – дети. Наиболее крепко связанными друг с другом были мать и дети, и это была праобщина [4. C. 19, 32, 55].

селькупы

З.П. Соколова полагает, что большое количество божеств, представленных в образе женщины, говорит о следах материнско-родовой организации [5. C. 152]. У нганасан пантеон составляют «матери природы»: «земля-мать», «вода-мать», «солнце-мать», «огонь-мать» и т.д. [2. C. 82]. В мордовском языке существует термин ведь-ава (ведь ‘вода’, ава ‘мать, женщина’) – покровительница любви и деторождения [6. C. 226]. У манси существовала богиня огня (nāj-ēkwa), калтась-эква, которая оказывала помощь беременным женщинам и роженицам, куль-отыр, возглавлявшая нижний мир [7. C. 16–21]. У хантов главной богиней была aŋki, которая посылала человеку душу [8. C. 68–88]. В селькупском языке также широко распространены представления о женских духах-предках, почитание божеств женского рода [5.C. 152]. В селькупском языке сохранились пережитки счёта родства по материнской линии, ср.: Kaj ta neul? ‘Как тебя зовут?’ (дословно: Кто твои женские) [12. C. 215].

Е.Д. Прокофьева полагает, что у селькупов было главное божество – небесная старуха-мать, которой подчинялись другие женские божества-матери [9. C. 111]. Можем предположить, что главное божество называлось термином ana. Я.А. Яковлев считает, что имя главного женского божества не сохранилось или оказалось слишком табуировано, но она могла представать перед своими подопечными в разных видах: и в антропоморфном (древней старухой, молодой красивой женщиной), и в зооморфном (n'al neßa ‘зайчихой’, n'al tögö ‘гусыней’, бобрихой).

И далее Ю.А. Зеремская раскрывает семантику селькупских терминов ‘мать’.

Первый из них - ama - похож по звучанию на всем нам привычное "мама". Но интересно, что в этимологическое гнездо с am-a входят об., кет. amgu, ел., тур. amqo ‘есть’, ‘съесть’, тур., ел. amįrqo ‘есть’, ‘кушать’, кет. amįrgu ‘есть’. То есть, "мама" - это еда, пища [для младенца]. В связи с этим припоминается гипотеза Салима Фатыхова о том, что слово "мама" произошло от детских причмокивающих звуков типа "мням-мням".

"Круг соотносительных основ позволяет выделить для термина ama архисему ‘кормящая женщина’. В культуре семейных отношений она пользовалась особым уважением и почитанием. Считаем, что в морфемную структуру слова ama входит тот же компонент, что и в структуру слова am-ərkija ‘богиня’. Предполагаем, что термином ama обозначалась мать в роду небожителей, т.е. в Верхнем мире.

Лексема ama вошла в составное наименование тур. aməjamə ämə ‘прабабушка’. В соединении с корнем ba/pa ‘старая женщина’ образовано слово amba ‘мать’, которое встречается в словосочетании tün amba ‘хозяйка огня’. Посвящённое огню культовое место оказывается специфически женским: в мансийском языке им является эква пурлактын ма ‘земля бескровного женского жертвоприношения’."

Второй термин – тур. ämä ‘мать’, ‘жена’. Словосочетание ememį tol'moat ‘материнский чум’ позволяет предположить, что данный термин обозначал мать-роженицу, для которой ставили отдельный чум. Термин ämä отражает определённый этап в истории семейно-брачных отношений. Он стал употребляться в том случае, когда вдова после смерти мужа становилась женой его младшего брата, ср. об. С, тур. ämnä ‘жена сына младшего брата’. В корне äm- заложена сема ‘младший’, а в корне am- сема ‘старший’, ср.: вас. amba adž'a ‘родители (букв. мать/отец)’. Термины, восходящие к корню ema, являются наименованиями не только родственников, но и свойственников, ср. кет. emdže ‘жена сына’, ‘жена младшего брата (отца)’ (является показателем женской линии). Такой порядок следования компонентов составного наименования свидетельствует об отражении в данном термине ведущей роли женщины в эпоху матриархата.

ЛИТЕРАТУРА
1. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С. 309.
2. Симченко Ю.Б. Проблема материнского рода у народов Севера // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало XX в. М.,1970. С. 71–87.
3. Долгих Б.О. Типы отцовско-родовой оганизации народов Севера // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало XX в. М., 1970. С. 361–383.
4. Степанов А.Ф. Сотворение мира (О марийском язычестве в контексте возникновения и эволюции человеческого общества). Йошкар-Ола, 2003.
5. Соколова З.П. Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало XX в.М., 1970. С. 103–153.
6. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 672.
7. Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 196.
8. Мифология хантов: Энциклопедия уральских мифологий. Томск, 2000. С. 310.
9. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). Л., 1976. С. 336.
10. Канаков Н.Д. Общие черты в традиционном мировоззрении коми и народов Сибири // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985. С. 65–68.
11. Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место. Томск, 2001. С. 274.
12. Гемуев И.Н. Реликты матриархата у селькупов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: Матер. Всесоюз. конф. Томск, 1973. С. 214–216.
13. Rédei Karoly. Uralisches etymologisches Wörtebuch. Budapest, 1988.
14. Janhunen Juha. Samojedischer Wortschats. Gemeinsamojedische Etymologien. Helsinki, 1977.
15. Байдак А.В., Тучкова Н.А. Эпизоды «Эпоса об Итте» в чумылькупском диалектном ареале // Коренные народы Сибири: проблемы историографии, истории, этнографии, лингвистики: Матер. регион. науч.-практ. конф. Томск, 2004. С. 51–64.
16. Хантыйско-русский словарь (сургутский диалект). Сургут, 2006.

Tags: род, финно-угры, языкознание
Subscribe

Posts from This Сommunity “финно-угры” Tag

  • Женщины-литейщицы.

    Л. А. Голубева в статье " Женщины-литейщицы (к истории женского ремесленного литья у финно-угров)" говорит, что "в истории литейного…

  • Немного финно-угорской архаики.

    ESENIA говорит, что "среди прибалтийско-финских народов женщины играли большую роль. Если мужчина хотел жениться, то должен был просить…

  • Эгалитарность и шаманизм.

    Ну вот и пришло к нам летнее пекло. Липецкую область, где я живу, достал раскалённый "язык" из туркменских пустынь. В ближайшие 6 дней…

  • Хозяйка Похьёлы.

    Мария Владимировна Кундозерова в статье " ОБРАЗ МИФИЧЕСКОЙ СТРАНЫ ПОХЬЁЛЫ В КАРЕЛЬСКИХ ЭПИЧЕСКИХ РУНАХ" анализирует образ Похьёлы из…

  • О матриархальных "обертонах" в Калевале.

    В. В. Иванов в статье " ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ЯЗЫКА КАЛЕВАЛЫ НОСИТЕЛЯМИ ФИННО-УГОРСКИХ ЯЗЫКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ В…

  • Хозяйка лабиринта.

    Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja,…

  • Суоми — красавица.

    Ещё одна - "до кучи" - персонификация страны, на сей раз Финляндии, в образе девушки. Hyökkäys (Нападение) — Edvard…

  • О позабытом женском празднике 22 марта.

    Недавно в записи " Птица счастья" я задавался вопросом: как соотносятся грифы, "утилизирующие" остатки жизни, с аистами,…

  • Кто такая Зарни Ань?

    Герб Республики Коми. Увидеть Зарни Ань можно, посмотрев на официальную символику Республики Коми. Герб — золотая хищная птица, на груди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments