Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Гендерные стереотипы в античности.

(Из статьи Ю. О. Дорофей "ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В АНТИЧНОСТИ", с моими исправлениями и добавлениями).

По Лосеву, существовали два периода развития греческой мифологии. Первый, – дофессалийская или доолимпийская мифология – основа античной мифологии, порождённый периодом матриархата. Мировоззрение характеризуется представлением о мире и природе как о физическом теле. Земля представлена производительницей и кормилицей всего сущего. Такая ассоциация укореняется в течение всей античности. Например, Платон соглашается с тем, что первоначалом всего сущего была некая рождающая сила, по сути «женское» [4, с. 724].

Второй период, фессалийская или олипмпийская мифология, как утверждают исследователи, основана на патриархальном мировоззрении, с её централизацией вокруг Олимпа и переходом к героизму [3, с.15].

В олимпийский мифологический период появляются герои, которые побеждают всех чудовищ и страшилищ, «некогда пугавших воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой» [3, с.19]. Например, со времён матриархальной мифологии, несмотря на полное её завершение, сохранились также греческие амазонки, всегда побеждаемые героической мифологией (патриархальной). В лице Геракла, героическая эпоха достигает наивысшего расцвета, он является победителем природы (всевозможных чудищ, авгиевы конюшни), победителем матриархата (отвоёванный пояс у амазонки). Разум, человеческий интеллект противопоставляется природе, как мужское начало противопоставляется женскому. Преобладание одного мировоззрения над другим, привело к перераспределению гендерных ролей, вследствие этого переосмысливаются понятия «мужское»/«женское» («мускулинное»/«феминное»). На этот факт указывает А.Ф. Лосев, подмечая появление богов нового типа: «...Женские божества получили теперь новые функции в связи с эпохой патриархата и героизма» [3, с.20]. Например, Ника – Победа - уже не страшный непобедимый демон, но богиня, являющаяся символом мощи самого Зевса. «Женское» подчиняется «мужскому» в поддержку его первенства, силы, мощи и справедливости. Уже в этот период закладывается, а в дальнейшем и развивается в стереотипное понимание «женского» как вторичного, дополняющего, воспроизводящего от первичного («мужского»).

Рассматривая гомеровский эпос, можно говорить о «базовых» в его мировоззрении гендерных характеристиках, а именно, что власть - это прерогатива мужская, а гендерно женским является образ женщины-матери, хранительницы семейного очага. Также, время героев выработало ещё одно предназначение для женщины – быть подарком мужчине за те или иные заслуги, а также, несомненно, герою.

Аристотель как сторонник патриархального мировоззрения ассоциирует авторитет власти, рациональное с «мужским», а подсознательное, природное – с «женским». Доказательство вторичности «женского» по отношению к «мужскому» находит, как и Платон, в природе, а именно, всё, что связано с природой, имеет непосредственное отношение к женщине. [11, с. 29] С одной стороны, Аристотель высказывается в контексте общественных отношений, что природа не создаёт ни раба, ни господина, по природе различия нет [11, c.26-27], с другой, в контексте полов и распределения гендерных ролей, утверждает, что природа создаёт существа властвующие (с определёнными умственными способностями) и подвластные [11, с.23]. На такую несогласованность и некоторые несоответствия утверждений Аристотеля указывают исследователи. Пытаясь логически обосновать приниженное положение женщин, он разделяет всех "нижних" на «класс» женщин и «класс» рабов. Как мы знаем, Варрон выделял «орудия говорящие, бессловесные и немые». «Говорящие орудия» — это рабы, «бессловесные» — рабочий скот, а «немые» — орудия труда и т.д. То есть, речь идёт о низведении рабов на положение "рабочего скота", животных, а это и есть то самое приближение к природе, которое имел в виду Аристотель. «…Ведь раб по природе - тот, кто может принадлежать другому... и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен принимать его приказания, но сам рассудком не обладает» [11, с.29]. Очевидно, примерно то же самое относилось и к женщинам: они потому существа подвластные, что "рассудком не обладают". Слугам не нужно образование, поэтому вопрос об образовании женщин Аристотель и не поднимает. В идеальном государстве Аристотеля, что соответствует его мировоззрению, образование необходимо лишь только для мужской части населения, причём высшего сословия.

Diotima

Список литературы:
1. Воронина О.А. Гендер / Воронина О.А. // Словарь гендерных терминов. – М : Информация ХХІ век, 2002. – С. 20 – 24.
2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Лосев А.Ф. – М. : изд-во "Правда", 1990.
3. Лосев А.Ф. Античная литература : учебник [для высш. шк.]/ Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др./ под ред. А.А. Тахо-Годи. – [5-е изд., дораб.] - М. : ЧеРо, 1997. - 543 с.
4. Платон. Пир ; [пер. с древнегреч.]. / Платон // Диалоги. Кн. І. - М. : 2008. – С. 717 – 776.
5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. / Кун Н.А. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1995. – 480с.
6. Міфи давньої Греції ; [для серед. та ст. шк. віку]. / Переказала К. Гловацька ; [авт. передм. А. Білецький]. – [5-те вид., зі змін]. – К. : Веселка, 2005. – 295 с.
7. Гомер. Илиада. Одиссея ; [пер. с древнегреч. Н. Гнедича]. / Гомер /– М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 704с.
8. Гиндилис Н.Л. Человек в истории развития знания: античность / Гиндилис Н.Л.// Философские науки. - 2002. - № 6. –– С. 100 – 110.
9. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. / Платон, Аристотель. – М. : Изд-во Эксмо ; СПб. : Terra Fantastica, 2003.
10. Рода Гадаса Коцин Давньогрецька філософія / Рода Гадаса Коцин // Антологія феміністичної філософії. – К. : Вид-во Соломії Павличко «Основи», 2006. – С. 33 – 45.
11. Аристотель. Политика ; [пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова] / Аристотель. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 393 с.
12. Брандт Г.А. Человек на обочине, или «место» женщины в истории европейской философии / Брандт Г.А. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. – М.: ИВИ РАН, 2002. - № 4. – С. 7 – 33.
Tags: Греция, античность, гендерное
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Немного о микенской культуре.

    Микенская культура возникла около 1650 лет до нашей эры и считается явно связанной с прибытием в Элладу степняков. Ныне большинство историков…

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Древнейшие храмы Эллады.

    Найджел Пенник пишет: "Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • "Двоеверие" в Элладе.

    Найджел Пенник говорит, что " в материковой Греции дорийцы сохранили многие старые святилища до-микенских времён. Помимо того, они построили…

  • "Священное оружие".

    Беотийский щит - один из наиболее узнаваемых предметов античного вооружения. Boiotia, Haliartos. Circa 400-375 BC. Boeotian shield decorated with…

  • Священная ярость афинских вдов.

    И. Бахофен в своём "Материнском праве" передаёт рассказ Геродота (История, V, 82-88) о вражде эгинцев с афинянами. Афиняне выступили в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments